Гарантии на государственной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии на государственной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Медосмотр и диспансеризация государственных гражданских и муниципальных служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено, что ФИО1 является лицом, застрахованным в рамках ОМС... между... ГБУЗ... и ФИО1, намеревавшимся принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации... поссовета... был заключен договор по оказанию платных медицинских услуг, предметом которого являлось оказание услуги по проведению медицинского осмотра госслужащего с целью получения заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу...
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено, что ФИО1 является лицом, застрахованным в рамках ОМС... между... ГБУЗ... и ФИО1, намеревавшимся принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации... поссовета... был заключен договор по оказанию платных медицинских услуг, предметом которого являлось оказание услуги по проведению медицинского осмотра госслужащего с целью получения заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилье военнослужащим, сотрудникам полиции, Росгвардии. Анализ споров (на примерах обеспечения субсидиями)
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Государственное жилищное обеспечение имеет большое социальное значение для многочисленных государственных служащих. Военная и специальная службы являются видами государственной службы. Гарантии, предоставляемые военнослужащим и сотрудникам, в том числе в части предоставления денежных средств на приобретение жилья, регулируются различными правовыми актами.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Государственное жилищное обеспечение имеет большое социальное значение для многочисленных государственных служащих. Военная и специальная службы являются видами государственной службы. Гарантии, предоставляемые военнослужащим и сотрудникам, в том числе в части предоставления денежных средств на приобретение жилья, регулируются различными правовыми актами.
Статья: К вопросу об институте и категории "государственная служба" в административном праве
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Поддерживая идеи служебного права, С.Е. Чаннов также предложил и его систему. В частности, он пишет, что в содержание данного предмета входят: "предмет и метод служебного права; источники и принципы служебного права; служебные правоотношения; система государственной и муниципальной службы; должности государственной и муниципальной службы; служебные правоотношения; соглашения о прохождении государственной и муниципальной службы; правовой статус государственного и муниципального служащего; служебное время и время отдыха; прохождение государственной и муниципальной службы; гарантии государственных и муниципальных служащих; служебная дисциплина; прекращение служебных правоотношений" <9>.
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Поддерживая идеи служебного права, С.Е. Чаннов также предложил и его систему. В частности, он пишет, что в содержание данного предмета входят: "предмет и метод служебного права; источники и принципы служебного права; служебные правоотношения; система государственной и муниципальной службы; должности государственной и муниципальной службы; служебные правоотношения; соглашения о прохождении государственной и муниципальной службы; правовой статус государственного и муниципального служащего; служебное время и время отдыха; прохождение государственной и муниципальной службы; гарантии государственных и муниципальных служащих; служебная дисциплина; прекращение служебных правоотношений" <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Статья 9. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Статья 9. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. В ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона устанавливается возможность по решению Президента РФ сохранить прежние социальные гарантии гражданину, проходившему государственную гражданскую службу, военную службу или государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения, или сотруднику, назначаемому на соответствующую должность государственной гражданской службы, военной службы или государственной службы иного вида. Таким образом, данная прерогатива Президента РФ закреплена в управомочивающей норме ч. 3 ст. 5 Закона о службе в органах принудительного исполнения.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. В ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона устанавливается возможность по решению Президента РФ сохранить прежние социальные гарантии гражданину, проходившему государственную гражданскую службу, военную службу или государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения, или сотруднику, назначаемому на соответствующую должность государственной гражданской службы, военной службы или государственной службы иного вида. Таким образом, данная прерогатива Президента РФ закреплена в управомочивающей норме ч. 3 ст. 5 Закона о службе в органах принудительного исполнения.
Статья: Организационно-правовые основы административной деятельности Федеральной службы судебных приставов России в сфере исполнительного производства
(Ильина О.В.)
("Российский судья", 2022, N 12)Необходимо вести речь о повышении престижа службы судебных приставов. Поскольку данная служба обеспечивает престиж и эффективность работы судебной системы, необходимо сотрудников данной службы наделить хотя бы определенной долей гарантий работников судебной системы. Так, можно вести речь о законодательном закреплении неприкосновенности судебных приставов, а также о гарантиях государственной защиты для всех сотрудников службы (а не только для приставов-исполнителей, находящихся при исполнении служебных обязанностей).
(Ильина О.В.)
("Российский судья", 2022, N 12)Необходимо вести речь о повышении престижа службы судебных приставов. Поскольку данная служба обеспечивает престиж и эффективность работы судебной системы, необходимо сотрудников данной службы наделить хотя бы определенной долей гарантий работников судебной системы. Так, можно вести речь о законодательном закреплении неприкосновенности судебных приставов, а также о гарантиях государственной защиты для всех сотрудников службы (а не только для приставов-исполнителей, находящихся при исполнении служебных обязанностей).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, введенными в действие Постановлением Верховного Совета СССР от 15 января 1991 г. N 1906-1 <1>, для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Союза ССР была создана государственная служба занятости (ст. 18). Порядок образования государственной службы занятости на союзном уровне определялся Кабинетом Министров СССР <2>. В республиках государственная служба занятости образовывалась в порядке, определяемом законодательством этих республик. Для реализации государственной политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территории РСФСР на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения (бюро по трудоустройству населения) Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РСФСР" была создана государственная служба, в которую входили: Государственный комитет РСФСР по занятости населения; государственные комитеты республик в составе РСФСР по занятости населения; краевые, областные, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда центры занятости населения; городские, районные центры (бюро) занятости населения. В республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях и округах, городах, районах комитеты (центры, бюро) занятости подчинялись в своей деятельности исполнительным комитетам Советов народных депутатов соответствующих уровней и вышестоящим органам службы занятости. Их деятельность финансировалась за счет средств соответствующего фонда занятости РСФСР (ст. 25 Закона РСФСР N 1032-1).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, введенными в действие Постановлением Верховного Совета СССР от 15 января 1991 г. N 1906-1 <1>, для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Союза ССР была создана государственная служба занятости (ст. 18). Порядок образования государственной службы занятости на союзном уровне определялся Кабинетом Министров СССР <2>. В республиках государственная служба занятости образовывалась в порядке, определяемом законодательством этих республик. Для реализации государственной политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территории РСФСР на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения (бюро по трудоустройству населения) Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РСФСР" была создана государственная служба, в которую входили: Государственный комитет РСФСР по занятости населения; государственные комитеты республик в составе РСФСР по занятости населения; краевые, областные, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда центры занятости населения; городские, районные центры (бюро) занятости населения. В республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях и округах, городах, районах комитеты (центры, бюро) занятости подчинялись в своей деятельности исполнительным комитетам Советов народных депутатов соответствующих уровней и вышестоящим органам службы занятости. Их деятельность финансировалась за счет средств соответствующего фонда занятости РСФСР (ст. 25 Закона РСФСР N 1032-1).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)13. Стимулирующая роль государственных гарантий на гражданской службе, носящих компенсационный характер.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)13. Стимулирующая роль государственных гарантий на гражданской службе, носящих компенсационный характер.
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)"Трудоправовые" гарантии. Серьезной проблемой является упорное нежелание законодателя учитывать социальные гарантии, предоставляемые служащему в связи с беременностью или наличием детей, непосредственно в служебном законодательстве. Такие гарантии предусматриваются исключительно трудовым законодательством и не воспроизводятся в служебном. Так, некоторые авторы справедливо отмечают, что текстуально Закон о государственной гражданской службе не содержит, например, запрет увольнения беременной женщины: формально он запрещает увольнять по инициативе представителя нанимателя только женщину, находящуюся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком <8>. И это в полной мере касается иных законов о государственной службе, где такая гарантия тоже не упоминается.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)"Трудоправовые" гарантии. Серьезной проблемой является упорное нежелание законодателя учитывать социальные гарантии, предоставляемые служащему в связи с беременностью или наличием детей, непосредственно в служебном законодательстве. Такие гарантии предусматриваются исключительно трудовым законодательством и не воспроизводятся в служебном. Так, некоторые авторы справедливо отмечают, что текстуально Закон о государственной гражданской службе не содержит, например, запрет увольнения беременной женщины: формально он запрещает увольнять по инициативе представителя нанимателя только женщину, находящуюся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком <8>. И это в полной мере касается иных законов о государственной службе, где такая гарантия тоже не упоминается.