Гарантии членам избирательных комиссий
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии членам избирательных комиссий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие гарантии и компенсации предусмотрены в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли работодатель выплачивать средний заработок работнику - члену избирательной комиссии в период его участия в подготовке и проведении выборов
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли работодатель выплачивать средний заработок работнику - члену избирательной комиссии в период его участия в подготовке и проведении выборов
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
Статья: Принцип независимости избирательных комиссий в актах Конституционного Суда Российской Федерации
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Наделение избирательных комиссий публично-властными функциями и правовая природа этих коллегиальных органов обусловливают особый правовой статус членов комиссий с правом решающего голоса, что не раз признавалось Конституционным Судом Российской Федерации (Постановления от 15 января 2002 г. N 1-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, Определения от 5 июня 2003 г. N 215-О, от 18 апреля 2006 г. N 143-О). Полагаем актуальным напомнить ранее сформулированное суждение <7> о том, что орган конституционного контроля под публично-властными функциями имеет в виду очевидно не рабочие функции членов комиссий. В этой связи обратим внимание на установленные гарантии реализации членом избирательной комиссии своих полномочий, заключенные в п. 19 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому до окончания срока своих полномочий он не может быть уволен с работы по инициативе работодателя.
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Наделение избирательных комиссий публично-властными функциями и правовая природа этих коллегиальных органов обусловливают особый правовой статус членов комиссий с правом решающего голоса, что не раз признавалось Конституционным Судом Российской Федерации (Постановления от 15 января 2002 г. N 1-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, Определения от 5 июня 2003 г. N 215-О, от 18 апреля 2006 г. N 143-О). Полагаем актуальным напомнить ранее сформулированное суждение <7> о том, что орган конституционного контроля под публично-властными функциями имеет в виду очевидно не рабочие функции членов комиссий. В этой связи обратим внимание на установленные гарантии реализации членом избирательной комиссии своих полномочий, заключенные в п. 19 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому до окончания срока своих полномочий он не может быть уволен с работы по инициативе работодателя.
Статья: Индивидуальное судебное регулирование Верховного Суда Российской Федерации в поддержании баланса прав и правовых интересов работника и работодателя
(Воронов И.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)В практике рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, ВС РФ выработал позицию, в соответствии с которой запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя не должен трактоваться как исключающий любую возможность его увольнения за грубое нарушение трудовых обязанностей, в том числе когда оно не имеет отношения к исполнению полномочий члена избирательной комиссии. Иное понимание сути запрета на увольнение работника - члена избирательной комиссии как гарантии его независимости, обеспечиваемой в публично значимых целях, создает возможность злоупотребления правом, предоставляет данному лицу необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушает баланс частных и публичных интересов, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям статей 8, 19, 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ <4>.
(Воронов И.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)В практике рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, ВС РФ выработал позицию, в соответствии с которой запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя не должен трактоваться как исключающий любую возможность его увольнения за грубое нарушение трудовых обязанностей, в том числе когда оно не имеет отношения к исполнению полномочий члена избирательной комиссии. Иное понимание сути запрета на увольнение работника - члена избирательной комиссии как гарантии его независимости, обеспечиваемой в публично значимых целях, создает возможность злоупотребления правом, предоставляет данному лицу необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушает баланс частных и публичных интересов, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям статей 8, 19, 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ <4>.
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)К числу наиболее серьезных относятся случаи возбуждения уголовных дел лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. Так, в Постановлении Первого кассационного суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 77-4151/2023 указано, что уголовное дело возбуждено в отношении Р., которая на момент возбуждения являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Это противоречит положениям ст. 448 УПК РФ. В Постановлении Девятого кассационного суда от 13 октября 2022 г. по делу N 77-1850/2022 суд также признал возбуждение дела незаконным, поскольку нарушены процессуальные гарантии при привлечении к уголовной ответственности члена избирательной комиссии. Постановлением Московского городского суда от 13 июля 2022 г. по делу N 10-11832/2022 установлено, что уголовное дело возбуждено ненадлежащим должностным лицом и обвинение предъявлено не тем должностным лицом.
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)К числу наиболее серьезных относятся случаи возбуждения уголовных дел лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. Так, в Постановлении Первого кассационного суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 77-4151/2023 указано, что уголовное дело возбуждено в отношении Р., которая на момент возбуждения являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Это противоречит положениям ст. 448 УПК РФ. В Постановлении Девятого кассационного суда от 13 октября 2022 г. по делу N 77-1850/2022 суд также признал возбуждение дела незаконным, поскольку нарушены процессуальные гарантии при привлечении к уголовной ответственности члена избирательной комиссии. Постановлением Московского городского суда от 13 июля 2022 г. по делу N 10-11832/2022 установлено, что уголовное дело возбуждено ненадлежащим должностным лицом и обвинение предъявлено не тем должностным лицом.