Фз об исполнительном производстве исполнительский сБор
Подборка наиболее важных документов по запросу Фз об исполнительном производстве исполнительский сБор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Исполнительский сбор в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 112 "Исполнительский сбор" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Исходя из положений части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неисполнение решения суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае неисполнения решения суда в установленный срок с должника взимается исполнительский сбор в порядке ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Исполнительский сбор по имущественным требованиям устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. При этом он не может быть менее:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае неисполнения решения суда в установленный срок с должника взимается исполнительский сбор в порядке ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Исполнительский сбор по имущественным требованиям устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. При этом он не может быть менее:
Готовое решение: Как уменьшить исполнительский сбор
(КонсультантПлюс, 2025)На основании вышеизложенного, в соответствии с ч. 6, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве прошу уменьшить размер исполнительского сбора на 17 500 руб., что составляет 1/4 от его общей суммы.
(КонсультантПлюс, 2025)На основании вышеизложенного, в соответствии с ч. 6, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве прошу уменьшить размер исполнительского сбора на 17 500 руб., что составляет 1/4 от его общей суммы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"2.2. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее - постановление Федеральной службы судебных приставов). В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"2.2. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее - постановление Федеральной службы судебных приставов). В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.
Готовое решение: Как оформить отмену дисциплинарного взыскания
(КонсультантПлюс, 2025)Если основанием для отмены взыскания было решение суда, которое вы не исполнили своевременно, с вас могут взыскать исполнительский сбор (ст. ст. 105, 112 Закона об исполнительном производстве), а если нарушите вновь установленный срок, могут оштрафовать по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, суд по требованию работника может обязать вас выплатить ему средний заработок за все время задержки исполнения решения суда (ст. 396 ТК РФ, ч. 2 ст. 106 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)Если основанием для отмены взыскания было решение суда, которое вы не исполнили своевременно, с вас могут взыскать исполнительский сбор (ст. ст. 105, 112 Закона об исполнительном производстве), а если нарушите вновь установленный срок, могут оштрафовать по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, суд по требованию работника может обязать вас выплатить ему средний заработок за все время задержки исполнения решения суда (ст. 396 ТК РФ, ч. 2 ст. 106 Закона об исполнительном производстве).
Готовое решение: Срок исковой давности для взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам)
(КонсультантПлюс, 2025)Пристав изымет ваше имущество, реализует его и за счет вырученных средств погасит ваш долг, а также расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ч. 1, 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, п. 9 ст. 47 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пристав изымет ваше имущество, реализует его и за счет вырученных средств погасит ваш долг, а также расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ч. 1, 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, п. 9 ст. 47 НК РФ).
Готовое решение: В каких случаях отменяется исполнительский сбор
(КонсультантПлюс, 2025)Закон об исполнительном производстве упоминает об отмене исполнительского сбора, но не определяет, что это такое. Полагаем, что отмена охватывает случаи, когда должника сначала обязали уплатить сбор, но впоследствии сняли с него эту обязанность по тем или иным причинам. Если к этому моменту должник успел уплатить сбор, его по общему правилу возвращают должнику (п. 3 ч. 10 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)Закон об исполнительном производстве упоминает об отмене исполнительского сбора, но не определяет, что это такое. Полагаем, что отмена охватывает случаи, когда должника сначала обязали уплатить сбор, но впоследствии сняли с него эту обязанность по тем или иным причинам. Если к этому моменту должник успел уплатить сбор, его по общему правилу возвращают должнику (п. 3 ч. 10 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Готовое решение: Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)Пристав изымет ваше имущество, реализует его и за счет вырученных средств погасит ваш долг, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ч. 1, 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, п. 9 ст. 47 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пристав изымет ваше имущество, реализует его и за счет вырученных средств погасит ваш долг, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ч. 1, 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, п. 9 ст. 47 НК РФ).
Статья: Освобождение от взыскания исполнительского сбора: особенности процессуальной формы
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2024, N 9)Предоставляя должникам возможность освободиться от взыскания исполнительского сбора, Закон об исполнительном производстве не устанавливает срок, в течение которого такое заявление может быть подано в суд. На уровне Верховного Суда РФ соответствующие разъяснения отсутствуют. Суды регионов вынуждены самостоятельно преодолевать возникший правовой пробел, что стало предпосылкой для формирования нескольких подходов:
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2024, N 9)Предоставляя должникам возможность освободиться от взыскания исполнительского сбора, Закон об исполнительном производстве не устанавливает срок, в течение которого такое заявление может быть подано в суд. На уровне Верховного Суда РФ соответствующие разъяснения отсутствуют. Суды регионов вынуждены самостоятельно преодолевать возникший правовой пробел, что стало предпосылкой для формирования нескольких подходов:
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 4 ст. 81 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, предусматривающем случаи возврата исполнительского сбора должнику, говорилось только о двух первых изложенных позициях. Соответственно, законодателем учтена следующая правовая позиция, выраженная в Определении КС России от 1 апреля 2008 г. N 419-О-П <512>: положение п. 4 ст. 81 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, устанавливающее, что в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику, - по своему конституционно-правовому смыслу - предполагает возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о признании незаконными действий СПИ по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 4 ст. 81 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, предусматривающем случаи возврата исполнительского сбора должнику, говорилось только о двух первых изложенных позициях. Соответственно, законодателем учтена следующая правовая позиция, выраженная в Определении КС России от 1 апреля 2008 г. N 419-О-П <512>: положение п. 4 ст. 81 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, устанавливающее, что в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику, - по своему конституционно-правовому смыслу - предполагает возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о признании незаконными действий СПИ по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)"Автоматический режим" принудительного исполнения без судебного пристава-исполнителя. Согласно ч. 2.2 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения ФССП по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 47 данного Закона), приостановления исполнительного производства (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 40 данного Закона), прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством РФ срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)"Автоматический режим" принудительного исполнения без судебного пристава-исполнителя. Согласно ч. 2.2 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения ФССП по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 47 данного Закона), приостановления исполнительного производства (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 40 данного Закона), прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством РФ срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Полагаем, что соответствующее толкование является совершенно правильным. Оно обусловлено не только внимательным отношением к тексту процессуального закона, но и учетом правового и фактического положения судебных приставов-исполнителей. Очевидно, на наш взгляд, что последние не обладают и вряд ли могут обладать каким-либо специальным правовым инструментарием для исполнения решений судов по административным делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов государственной власти, должностных лиц. Меры, которые в настоящее время могут быть приняты судебным приставом-исполнителем к органу власти, должностному лицу, не исполняющему соответствующее решение суда, сводятся к взысканию исполнительского сбора, штрафа (ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 17.15 КоАП РФ). Вряд ли такие меры являются более эффективными, чем наложение процессуального штрафа судом. Представляется, что судебный пристав-исполнитель не может по общему правилу в случае неисполнения соответствующего решения суда самостоятельно организовать его исполнение (ч. 2 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), поскольку судебный пристав не обладает компетенцией по изданию правовых актов, замещающих собой правовые акты других органов власти и должностных лиц. Возможности по самостоятельному совершению им тех или иных действий в сфере публичного управления (например, в сфере охраны здоровья, строительства) тоже по объективным (в том числе правовым) причинам ограничены.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Полагаем, что соответствующее толкование является совершенно правильным. Оно обусловлено не только внимательным отношением к тексту процессуального закона, но и учетом правового и фактического положения судебных приставов-исполнителей. Очевидно, на наш взгляд, что последние не обладают и вряд ли могут обладать каким-либо специальным правовым инструментарием для исполнения решений судов по административным делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов государственной власти, должностных лиц. Меры, которые в настоящее время могут быть приняты судебным приставом-исполнителем к органу власти, должностному лицу, не исполняющему соответствующее решение суда, сводятся к взысканию исполнительского сбора, штрафа (ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 17.15 КоАП РФ). Вряд ли такие меры являются более эффективными, чем наложение процессуального штрафа судом. Представляется, что судебный пристав-исполнитель не может по общему правилу в случае неисполнения соответствующего решения суда самостоятельно организовать его исполнение (ч. 2 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), поскольку судебный пристав не обладает компетенцией по изданию правовых актов, замещающих собой правовые акты других органов власти и должностных лиц. Возможности по самостоятельному совершению им тех или иных действий в сфере публичного управления (например, в сфере охраны здоровья, строительства) тоже по объективным (в том числе правовым) причинам ограничены.