Фз 101 об оБороте земель сельхозназначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Фз 101 об оБороте земель сельхозназначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2022 N 307-ЭС22-16461 по делу N А66-2656/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными отказов администрации поселения в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков, об обязании направить обществу проект договора купли-продажи участков по цене не более 15 процентов их кадастровой стоимости.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не доказало использование испрашиваемых им участков до государственной регистрации права муниципальной собственности на них; пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, руководствовались статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.1, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходили из следующего: по требованию о признании незаконными решений от 23.10.2020 заявитель, осведомленный о принятии оспариваемых отказов, обратившись с настоящим требованием только 02.03.2021, пропустил без уважительных причин установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок; Общество не представило относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт длительного использования спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них, следовательно, у заявителя отсутствует преимущественное право на приобретение указанных участков в собственность без проведения торгов.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными отказов администрации поселения в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков, об обязании направить обществу проект договора купли-продажи участков по цене не более 15 процентов их кадастровой стоимости.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не доказало использование испрашиваемых им участков до государственной регистрации права муниципальной собственности на них; пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, руководствовались статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.1, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходили из следующего: по требованию о признании незаконными решений от 23.10.2020 заявитель, осведомленный о принятии оспариваемых отказов, обратившись с настоящим требованием только 02.03.2021, пропустил без уважительных причин установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок; Общество не представило относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт длительного использования спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них, следовательно, у заявителя отсутствует преимущественное право на приобретение указанных участков в собственность без проведения торгов.
Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2022 N 308-ЭС22-7023 по делу N А32-15434/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по передаче в аренду земельного участка, обязании направить проект договора аренды.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку не обосновано, каким образом отнесение участка к территории курортных учреждений препятствует его использованию в соответствии с целевым назначением (для сельскохозяйственного производства). Дополнительные основания для отказа в испрашиваемой услуге (наличие на участке линий электропередачи, лесополос, береговой полосы) не могут служить препятствием для предоставления участка в аренду на новый срок.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы от 25.08.2021 N 180, по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая вступившие в законную силу судебные акты по делам N А32-847/2020 и N А32-8704/2017, проанализировав условия договора аренды от 29.10.1999 N 20 (в редакции дополнительных соглашений от 30.04.2003 N 0800000241 и 25.06.2007), суд установил факт отсутствия нарушений со стороны арендатора в период действия договора, и, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27, 39.6, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", удовлетворил заявленные требования.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по передаче в аренду земельного участка, обязании направить проект договора аренды.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку не обосновано, каким образом отнесение участка к территории курортных учреждений препятствует его использованию в соответствии с целевым назначением (для сельскохозяйственного производства). Дополнительные основания для отказа в испрашиваемой услуге (наличие на участке линий электропередачи, лесополос, береговой полосы) не могут служить препятствием для предоставления участка в аренду на новый срок.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы от 25.08.2021 N 180, по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая вступившие в законную силу судебные акты по делам N А32-847/2020 и N А32-8704/2017, проанализировав условия договора аренды от 29.10.1999 N 20 (в редакции дополнительных соглашений от 30.04.2003 N 0800000241 и 25.06.2007), суд установил факт отсутствия нарушений со стороны арендатора в период действия договора, и, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27, 39.6, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", удовлетворил заявленные требования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
(Письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 N Д23-4894)Вопрос: О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
(Письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 N Д23-4894)Вопрос: О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Вопрос: О порядке государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, процедура выдела которых из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей была инициирована до 1 июля 2011 г., в период с 1 июля по 4 октября 2011 г. и после 4 октября 2011 г.; об отсутствии необходимости проверки органом кадастрового учета проекта межевания на соответствие требованиям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
(Письмо Минэкономразвития России от 27.04.2012 N 8151-ИМ/Д23и)Вопрос: О порядке государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, процедура выдела которых из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей была инициирована до 1 июля 2011 г., в период с 1 июля по 4 октября 2011 г. и после 4 октября 2011 г.; об отсутствии необходимости проверки органом кадастрового учета проекта межевания на соответствие требованиям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
(Письмо Минэкономразвития России от 27.04.2012 N 8151-ИМ/Д23и)Вопрос: О порядке государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, процедура выдела которых из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей была инициирована до 1 июля 2011 г., в период с 1 июля по 4 октября 2011 г. и после 4 октября 2011 г.; об отсутствии необходимости проверки органом кадастрового учета проекта межевания на соответствие требованиям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения")
(утв. Минэкономразвития России)О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения")
Вопрос: Обоснованны ли требования уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о необходимости соблюдения права преимущественной покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае если два хозяйствующих субъекта (коммерческие организации) заключили соглашение об отступном на такой земельный участок?
(Консультация эксперта, 2013)Вопрос: Обоснованны ли требования уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о необходимости соблюдения права преимущественной покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае если два хозяйствующих субъекта (коммерческие организации) заключили соглашение об отступном на такой земельный участок?
(Консультация эксперта, 2013)Вопрос: Обоснованны ли требования уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о необходимости соблюдения права преимущественной покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае если два хозяйствующих субъекта (коммерческие организации) заключили соглашение об отступном на такой земельный участок?
Вопрос: О нераспространении действия Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, и регулировании оборота указанных земельных участков Земельным кодексом РФ.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 20.09.2011 N ОГ-Д23-1343)Вопрос: О нераспространении действия Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, и регулировании оборота указанных земельных участков Земельным кодексом РФ.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 20.09.2011 N ОГ-Д23-1343)Вопрос: О нераспространении действия Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, и регулировании оборота указанных земельных участков Земельным кодексом РФ.