Функции товарного знака
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции товарного знака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1477 "Товарный знак и знак обслуживания" ГК РФ"Под указанное основание для отказа в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака подпадают любые обозначения, которые в силу фактических обстоятельств не способны выполнять основную функцию товарного знака, предусмотренную пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ, а именно индивидуализировать (отличать) товары и услуги одних юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей."
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с Роспатентом: Потенциальный правообладатель хочет оспорить отказ в регистрации товарного знака (признание ее недействительной) как не обладающего различительной способностью
(КонсультантПлюс, 2025)Документами или иными доказательствами, из которых следует, что товарный знак способен выполнять функцию средства индивидуализации товаров/услуг либо приобрел ее в результате активного использования (Информационная справка, утв. Постановлением Президиума СИП от 05.04.2017 N СП-23/10).
(КонсультантПлюс, 2025)Документами или иными доказательствами, из которых следует, что товарный знак способен выполнять функцию средства индивидуализации товаров/услуг либо приобрел ее в результате активного использования (Информационная справка, утв. Постановлением Президиума СИП от 05.04.2017 N СП-23/10).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Выделяются три основных функции товарных знаков: идентификационная, информационная и рекламная <1>.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Выделяются три основных функции товарных знаков: идентификационная, информационная и рекламная <1>.
Статья: Злоупотребление правом как нарушение функций товарного знака
(Гафуров Р.Ф.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)"Хозяйство и право", 2025, N 3
(Гафуров Р.Ф.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)"Хозяйство и право", 2025, N 3
Статья: Регистрация товарных знаков в Китайской Народной Республике: особенности процедуры
(Терещенко О.И.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Отличительной чертой китайского законодательства является акцент на стимулирующей функции товарного знака, направленной на обеспечение качества продукции. В соответствии со ст. 7 Закона КНР "О товарных знаках" <4> (далее - Закон КНР) правообладатели несут ответственность за качество маркированных товаров, а государственные органы осуществляют соответствующий контроль.
(Терещенко О.И.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Отличительной чертой китайского законодательства является акцент на стимулирующей функции товарного знака, направленной на обеспечение качества продукции. В соответствии со ст. 7 Закона КНР "О товарных знаках" <4> (далее - Закон КНР) правообладатели несут ответственность за качество маркированных товаров, а государственные органы осуществляют соответствующий контроль.
Статья: Патентный троллинг в области товарных знаков как вызов законодательству по интеллектуальной собственности
(Шлапунов А.Ю., Мачнева В.Ю.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Основная функция товарного знака заключается в индивидуализации товаров и услуг и призвана выделить конкретный товар среди массы других. При этом индивидуализация товаров предполагает реализацию лицом исключительного права на товарный знак через законное использование обозначения в гражданском обороте, что, как правило, патентным троллям не представляется интересным. Более того, неиспользование товарного знака правообладателем - патентным троллем, инициирующим судебное разбирательство, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом <9>. Таким образом, с учетом отсутствия судебного разбирательства, предметом которого является оспаривание регистрации ввиду неиспользования товарного знака, ни на стадии регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, ни после успешной регистрации товарного знака патентному троллю нет необходимости доказывать использование обозначения в торговой деятельности.
(Шлапунов А.Ю., Мачнева В.Ю.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Основная функция товарного знака заключается в индивидуализации товаров и услуг и призвана выделить конкретный товар среди массы других. При этом индивидуализация товаров предполагает реализацию лицом исключительного права на товарный знак через законное использование обозначения в гражданском обороте, что, как правило, патентным троллям не представляется интересным. Более того, неиспользование товарного знака правообладателем - патентным троллем, инициирующим судебное разбирательство, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом <9>. Таким образом, с учетом отсутствия судебного разбирательства, предметом которого является оспаривание регистрации ввиду неиспользования товарного знака, ни на стадии регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, ни после успешной регистрации товарного знака патентному троллю нет необходимости доказывать использование обозначения в торговой деятельности.
Статья: О понятии средств индивидуализации и идентификации по законодательству об интеллектуальной собственности
(Городов О.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Идентификационная функция, приписываемая иногда товарным знакам и знакам обслуживания, на наш взгляд, последним не присуща. Функция товарных знаков и знаков обслуживания заключается в их способности отличать (индивидуализировать) товар либо услугу производителя от их однородных вариантов, производимых (оказываемых) другими лицами. В данном случае нет необходимости акцентировать внимание потребителя на особых свойствах товара или достоинствах услуги посредством применения идентификатора-привязки, поскольку конкретный товар или услуга входят (а лучше сказать, обезличены) в перечень, сгруппированный по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
(Городов О.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Идентификационная функция, приписываемая иногда товарным знакам и знакам обслуживания, на наш взгляд, последним не присуща. Функция товарных знаков и знаков обслуживания заключается в их способности отличать (индивидуализировать) товар либо услугу производителя от их однородных вариантов, производимых (оказываемых) другими лицами. В данном случае нет необходимости акцентировать внимание потребителя на особых свойствах товара или достоинствах услуги посредством применения идентификатора-привязки, поскольку конкретный товар или услуга входят (а лучше сказать, обезличены) в перечень, сгруппированный по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Статья: Товарный знак: значение, функции и новеллы
(Бочкова И.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5
(Бочкова И.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5
Статья: Некоторые вопросы охраны товарных знаков и незарегистрированных обозначений, получивших широкую известность в Китае
(Костенко О.С.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Понятие "различительная способность" отражается в п. 2 ст. 11 Закона Китая о товарных знаках как "приобретенная различительная способность", а в ст. 9 данного Закона как "присущая различительная способность". С точки зрения теории данные виды различительной способности имеют один и тот же смысл. Обозначение или изначально обладает различительной способностью, или приобретает ее [6]. На самом деле понятие, указанное в ст. 11 Закона Китая о товарных знаках, относящееся к ставшим общеизвестными обозначениям, напрямую связано с функцией товарного знака: когда знак приобретает различительную способность, он становится способен давать потребителям возможность идентифицировать товар (услуги), индивидуализировать посредством его использования, чего не имеют обозначения изначально с различительной способностью <6>. Данное положение предусматривает известность на всей территории страны, тогда как положение, предусмотренное ст. 9 Закона Китая о товарных знаках, определяет различительную способность лишь в определенных рамках.
(Костенко О.С.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Понятие "различительная способность" отражается в п. 2 ст. 11 Закона Китая о товарных знаках как "приобретенная различительная способность", а в ст. 9 данного Закона как "присущая различительная способность". С точки зрения теории данные виды различительной способности имеют один и тот же смысл. Обозначение или изначально обладает различительной способностью, или приобретает ее [6]. На самом деле понятие, указанное в ст. 11 Закона Китая о товарных знаках, относящееся к ставшим общеизвестными обозначениям, напрямую связано с функцией товарного знака: когда знак приобретает различительную способность, он становится способен давать потребителям возможность идентифицировать товар (услуги), индивидуализировать посредством его использования, чего не имеют обозначения изначально с различительной способностью <6>. Данное положение предусматривает известность на всей территории страны, тогда как положение, предусмотренное ст. 9 Закона Китая о товарных знаках, определяет различительную способность лишь в определенных рамках.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Вошедшим во всеобщее употребление обозначениям не предоставляется правовая охрана, так как они не могут выполнять функцию товарного знака - отличать товары одних производителей от однородных товаров других производителей и поэтому должны оставаться "свободными" для использования различными производителями.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Вошедшим во всеобщее употребление обозначениям не предоставляется правовая охрана, так как они не могут выполнять функцию товарного знака - отличать товары одних производителей от однородных товаров других производителей и поэтому должны оставаться "свободными" для использования различными производителями.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В обозначенном контексте, если говорить о введении потребителей в заблуждение относительно производителя товара, его свойств, характеристик и т.д., то с учетом общественного сознания и современного уровня информированности населения принято считать, что параллельный импорт не приведет к путанице и неправильному восприятию импортируемой продукции со стороны потребителей, не нанесет ущерба функциям товарного знака, его индивидуализирующим свойствам и гарантии качества товаров и не представляет собой нарушение прав на товарный знак. В Китае, например, параллельный импорт привлекает внимание общественности, потому что Китай продвигает диверсифицированную конкуренцию между участниками рынка и выступает за свободную и удобную торговлю <1>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В обозначенном контексте, если говорить о введении потребителей в заблуждение относительно производителя товара, его свойств, характеристик и т.д., то с учетом общественного сознания и современного уровня информированности населения принято считать, что параллельный импорт не приведет к путанице и неправильному восприятию импортируемой продукции со стороны потребителей, не нанесет ущерба функциям товарного знака, его индивидуализирующим свойствам и гарантии качества товаров и не представляет собой нарушение прав на товарный знак. В Китае, например, параллельный импорт привлекает внимание общественности, потому что Китай продвигает диверсифицированную конкуренцию между участниками рынка и выступает за свободную и удобную торговлю <1>.
Статья: Защита добросовестного приобретателя исключительного права
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В качестве дополнительного ограничителя, свойственного, скорее всего, только товарным знакам, может выступать п. 2 ст. 1488 ГК: отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара, его изготовителя или места производства. Это правило позволяет обосновать невозможность возникновения права у добросовестного приобретателя, если в результате возникнет риск введения потребителей в заблуждение <62>. Вместе с тем данная норма сама по себе является достаточно спорной: хотя товарные знаки на этапе своего становления использовались для публичных целей защиты потребителей от некачественных товаров <63>, сегодня при наличии специальных институтов права и государственных органов, отвечающих за контроль качества продукции, в такой функции товарного знака нет необходимости. По этой причине современный товарный знак принято ассоциировать в первую очередь с защитой интересов правообладателя, его престижа, репутации и финансовых вложений как условие, необходимое для функционирования и развития рыночной экономики <64>, а потому современное регулирование товарных знаков рассматривает введение потребителей в заблуждение в качестве нарушения закона не из-за публичных интересов потребителей, а потому что такое введение в заблуждение ведет к уменьшению продаж правообладателя, возникновению у него убытков и способно причинить вред его репутации <65>. В такой системе координат п. 2 ст. 1488 ГК представляет собой, скорее, анахронизм, который также находит свое отражение в абз. 2 п. 3 ст. 1483 ГК, однако эти нормы целесообразно толковать ограничительно и не учитывать в вопросах защиты добросовестного приобретателя исключительного права.
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В качестве дополнительного ограничителя, свойственного, скорее всего, только товарным знакам, может выступать п. 2 ст. 1488 ГК: отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара, его изготовителя или места производства. Это правило позволяет обосновать невозможность возникновения права у добросовестного приобретателя, если в результате возникнет риск введения потребителей в заблуждение <62>. Вместе с тем данная норма сама по себе является достаточно спорной: хотя товарные знаки на этапе своего становления использовались для публичных целей защиты потребителей от некачественных товаров <63>, сегодня при наличии специальных институтов права и государственных органов, отвечающих за контроль качества продукции, в такой функции товарного знака нет необходимости. По этой причине современный товарный знак принято ассоциировать в первую очередь с защитой интересов правообладателя, его престижа, репутации и финансовых вложений как условие, необходимое для функционирования и развития рыночной экономики <64>, а потому современное регулирование товарных знаков рассматривает введение потребителей в заблуждение в качестве нарушения закона не из-за публичных интересов потребителей, а потому что такое введение в заблуждение ведет к уменьшению продаж правообладателя, возникновению у него убытков и способно причинить вред его репутации <65>. В такой системе координат п. 2 ст. 1488 ГК представляет собой, скорее, анахронизм, который также находит свое отражение в абз. 2 п. 3 ст. 1483 ГК, однако эти нормы целесообразно толковать ограничительно и не учитывать в вопросах защиты добросовестного приобретателя исключительного права.
Статья: Товарные знаки: известные или общеизвестные? Опыт Германии
(Спиридонова Н.Б.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Далее такого рода защиту товарных знаков я буду называть защитой от смешения или защитой от использования, создающего угрозу смешения. Функцию товарных знаков, которой эта защита соответствует, можно определить как классическую или конвенциональную.
(Спиридонова Н.Б.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Далее такого рода защиту товарных знаков я буду называть защитой от смешения или защитой от использования, создающего угрозу смешения. Функцию товарных знаков, которой эта защита соответствует, можно определить как классическую или конвенциональную.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные пунктом 1 статьи 1483 ГК РФ ограничения установлены в первую очередь в публичных интересах и призваны не допустить предоставление одному лицу исключительного права на обозначение, которое не способно выполнять основную (индивидуализирующую) функцию товарных знаков (индивидуализировать конкретные товары в глазах потребителей) и (или) должно быть свободно для использования другими лицами, поскольку разумно предположить, что оно может использоваться применительно к определенным товарам (называя их, характеризуя их, определяя их форму и т.п.).
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные пунктом 1 статьи 1483 ГК РФ ограничения установлены в первую очередь в публичных интересах и призваны не допустить предоставление одному лицу исключительного права на обозначение, которое не способно выполнять основную (индивидуализирующую) функцию товарных знаков (индивидуализировать конкретные товары в глазах потребителей) и (или) должно быть свободно для использования другими лицами, поскольку разумно предположить, что оно может использоваться применительно к определенным товарам (называя их, характеризуя их, определяя их форму и т.п.).