Функции налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Предоставление сведений из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку в инспекции... [по Санкт-Петербургу - ред.] отсутствует учетное дело филиала Общества, а также учитывая, что данный налоговый орган не наделен функциями единого регистрационного центра, обязанность по предоставлению налогоплательщику копий документов из учетного дела филиала в г. Астрахани у инспекции... отсутствует..."
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку в инспекции... [по Санкт-Петербургу - ред.] отсутствует учетное дело филиала Общества, а также учитывая, что данный налоговый орган не наделен функциями единого регистрационного центра, обязанность по предоставлению налогоплательщику копий документов из учетного дела филиала в г. Астрахани у инспекции... отсутствует..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В обществе был осуществлен переход на новую систему управления - управляющий ИП. При смене должности с директора на должность управляющего юридическим лицом ИП продолжал осуществлять прежние функции. Налоговый орган обратил внимание на моноклиентство ИП, отсутствие расходов при ведении деятельности, использовании имущества налогоплательщика в личных целях без возмещения затрат, соответственно, пришел к выводу, что смена правовой формы руководства обществом носила формальный характер, имела целью выведение из оборота налогоплательщика денежных средств, а также неправомерное уменьшение налогового бремени.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В обществе был осуществлен переход на новую систему управления - управляющий ИП. При смене должности с директора на должность управляющего юридическим лицом ИП продолжал осуществлять прежние функции. Налоговый орган обратил внимание на моноклиентство ИП, отсутствие расходов при ведении деятельности, использовании имущества налогоплательщика в личных целях без возмещения затрат, соответственно, пришел к выводу, что смена правовой формы руководства обществом носила формальный характер, имела целью выведение из оборота налогоплательщика денежных средств, а также неправомерное уменьшение налогового бремени.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об ИНН, постановке и снятии с учета в налоговых органах физлиц, а также о структуре и функциях налоговых органов.
(Письмо Минфина России от 10.02.2025 N 03-02-08/11348)Вопрос: Об ИНН, постановке и снятии с учета в налоговых органах физлиц, а также о структуре и функциях налоговых органов.
(Письмо Минфина России от 10.02.2025 N 03-02-08/11348)Вопрос: Об ИНН, постановке и снятии с учета в налоговых органах физлиц, а также о структуре и функциях налоговых органов.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья: Можно ли не заявлять о применении УСН?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)"<...> волеизъявление хозяйствующего субъекта, соответствующего критериям применения УСН, на использование данного специального налогового режима может быть выражено не только в форме письменного уведомления, но и в форме фактического применения данного режима (уплате авансовых и налоговых платежей по УСН, представлении отчетности); функция налогового органа состоит в надлежащем администрировании поступающих налоговых платежей и не может быть использована для принудительного перевода налогоплательщика с УСН на общий режим вопреки волеизъявлению хозяйствующего субъекта (при условии соответствия последнего критериям применения УСН)", - отметили судьи (цитата по комментируемому Постановлению).
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)"<...> волеизъявление хозяйствующего субъекта, соответствующего критериям применения УСН, на использование данного специального налогового режима может быть выражено не только в форме письменного уведомления, но и в форме фактического применения данного режима (уплате авансовых и налоговых платежей по УСН, представлении отчетности); функция налогового органа состоит в надлежащем администрировании поступающих налоговых платежей и не может быть использована для принудительного перевода налогоплательщика с УСН на общий режим вопреки волеизъявлению хозяйствующего субъекта (при условии соответствия последнего критериям применения УСН)", - отметили судьи (цитата по комментируемому Постановлению).
Статья: Характеристика и правовое регулирование Цифрового налогового кодекса
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)<26> См.: Крашенинникова М.А. У нас нет задачи ослабить, минимизировать контроль за налогоплательщиками. Задача - контролировать эффективно // Налоговед. 2023. N 11. С. 21 - 22. Вопросы Цифрового НК также рассматриваются в следующих работах: Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С. Синергия цифровых технологий и сервисной модели деятельности налоговых органов как драйвер развития налогового администрирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2024. Т. 10. N 2 (38). С. 142; Гончаренко Л.И., Краюшкин К.Д. Эволюция содержательного наполнения сервисной функции налоговых органов // Управленческие науки. 2024. Т. 14. N 2. С. 58, 61.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)<26> См.: Крашенинникова М.А. У нас нет задачи ослабить, минимизировать контроль за налогоплательщиками. Задача - контролировать эффективно // Налоговед. 2023. N 11. С. 21 - 22. Вопросы Цифрового НК также рассматриваются в следующих работах: Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С. Синергия цифровых технологий и сервисной модели деятельности налоговых органов как драйвер развития налогового администрирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2024. Т. 10. N 2 (38). С. 142; Гончаренко Л.И., Краюшкин К.Д. Эволюция содержательного наполнения сервисной функции налоговых органов // Управленческие науки. 2024. Т. 14. N 2. С. 58, 61.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Помимо собственно статей Конституции РФ следует принимать во внимание постановления Конституционного Суда РФ, которые толкуют соответствующие положения Конституции, действуют непосредственно и являются общеобязательными на всей территории РФ. Так, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О рассмотрен вопрос о содержании налоговой тайны. Суд, в частности, указал, что в процессе осуществления налоговыми органами РФ своих функций, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, ее распространение может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях <28>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Помимо собственно статей Конституции РФ следует принимать во внимание постановления Конституционного Суда РФ, которые толкуют соответствующие положения Конституции, действуют непосредственно и являются общеобязательными на всей территории РФ. Так, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О рассмотрен вопрос о содержании налоговой тайны. Суд, в частности, указал, что в процессе осуществления налоговыми органами РФ своих функций, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, ее распространение может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях <28>.
Готовое решение: В какой срок выставляется счет-фактура
(КонсультантПлюс, 2025)При оказании иностранной организацией электронных услуг, местом реализации которых признается Россия, на посредника (российскую организацию, ИП или обособленное подразделение иностранной организации в РФ), который состоит на учете в налоговых органах и участвует в расчетах непосредственно с покупателем, возлагаются функции налогового агента (п. 10 ст. 174.2 НК РФ). Он выставляет счета-фактуры не позднее пяти календарных дней месяца, следующего за кварталом, в котором получена оплата (частичная оплата) в счет оказания электронных услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При оказании иностранной организацией электронных услуг, местом реализации которых признается Россия, на посредника (российскую организацию, ИП или обособленное подразделение иностранной организации в РФ), который состоит на учете в налоговых органах и участвует в расчетах непосредственно с покупателем, возлагаются функции налогового агента (п. 10 ст. 174.2 НК РФ). Он выставляет счета-фактуры не позднее пяти календарных дней месяца, следующего за кварталом, в котором получена оплата (частичная оплата) в счет оказания электронных услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
Статья: Налоговая служба будет давать оценку финансово-хозяйственного состояния налогоплательщика
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)Существующие сервисы и новая версия позиционируются как "помогающие", то есть бесплатный источник агрегированной информации для пользователей, не связанный напрямую с контролирующими функциями налоговых органов. Однако известно, что налоговые инспекторы используют аналогичные данные, когда проводят и назначают проверки (показатели системы АИС "Налог-3").
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)Существующие сервисы и новая версия позиционируются как "помогающие", то есть бесплатный источник агрегированной информации для пользователей, не связанный напрямую с контролирующими функциями налоговых органов. Однако известно, что налоговые инспекторы используют аналогичные данные, когда проводят и назначают проверки (показатели системы АИС "Налог-3").
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ такой ситуации суд также встанет на сторону налогоплательщика, если опечатка окажется отраженной и в решении налогового органа, принятом на основании этого акта. Ведь такая опечатка должна быть рассмотрена как ошибочная квалификация вменяемого налогового правонарушения. Налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности необоснованно, а судебные органы не могут подменять функции налогового органа в части квалификации правонарушений (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2007 N Ф08-7548/07-2513А).
Статья: Законодательное регулирование налогового мониторинга в контексте Цифрового Налогового кодекса и других понятий, связанных с цифровизацией налогового мониторинга
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 7)<5> Например, в статье Л.И. Гончаренко и К.Д. Краюшкина отмечается значимость создания не только инструментов, предназначенных именно для обеспечения работы функций налоговых органов, но и "инфраструктурных" продуктов, стимулирующих процессы общей цифровой трансформации участников налоговых правоотношений. Среди них, как указывается, особое значение имеет реализация Цифрового НК. См.: Гончаренко Л.И., Краюшкин К.Д. Эволюция содержательного наполнения сервисной функции налоговых органов // Управленческие науки. 2024. Т. 14. N 2. С. 61. eLIBRARY ID: 68543029. EDN: KTGIKJ. DOI: 10.26794/2304-022X-2024-14-2-51-63.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 7)<5> Например, в статье Л.И. Гончаренко и К.Д. Краюшкина отмечается значимость создания не только инструментов, предназначенных именно для обеспечения работы функций налоговых органов, но и "инфраструктурных" продуктов, стимулирующих процессы общей цифровой трансформации участников налоговых правоотношений. Среди них, как указывается, особое значение имеет реализация Цифрового НК. См.: Гончаренко Л.И., Краюшкин К.Д. Эволюция содержательного наполнения сервисной функции налоговых органов // Управленческие науки. 2024. Т. 14. N 2. С. 61. eLIBRARY ID: 68543029. EDN: KTGIKJ. DOI: 10.26794/2304-022X-2024-14-2-51-63.
Статья: Проблемы реализации налоговых отношений в условиях цифровой трансформации
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Дистанционность налоговых отношений в современных условиях видится совершенно новым этапом переориентирования контрольной функции налоговых органов на перспективу.
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Дистанционность налоговых отношений в современных условиях видится совершенно новым этапом переориентирования контрольной функции налоговых органов на перспективу.