Функции и полномочия антимонопольных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции и полномочия антимонопольных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.8 "Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля" КоАП РФНепредставление заявителем запрошенной информации и документов препятствует исполнению антимонопольным органом возложенных на него функций и полномочий, в том числе ведет к нарушению сроков рассмотрения возбужденного дела, препятствует объективному рассмотрению дела и принятию решения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Полномочия антимонопольного органа" Федерального закона "О защите конкуренции""Выполнение заданных функций осуществляется посредством реализации, определенных в статье 23 Закона о конкуренции, полномочий антимонопольного органа, в том числе: возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1); рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества (часть 4.2); обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями: о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; о признании торгов недействительными (пункты "б" и "з" части 6).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой институт запроса информации антимонопольным органом (ст. 25 Закона о защите конкуренции): проблемы и возможности совершенствования
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Анализ правоприменительной практики судов и антимонопольных органов показывает, что в запросах антимонопольных органов в качестве обоснования может использоваться ссылка не на конкретное полномочие в виде, например, рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а на функции по осуществлению государственного антимонопольного контроля или предупреждения нарушений антимонопольного законодательства или на полномочия, не указанные в Законе о защите конкуренции. В запросах антимонопольного органа могут быть указания, например, на необходимость представления информации в связи с проведением анализа и оценки состояния конкуренции на определенном товарном рынке, хотя такой анализ необходим лишь при рассмотрении заявлений, жалоб, выдаче предупреждений, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении контроля экономической концентрации (ст. 39, 39.1, гл. 7 и 9 Закона о защите конкуренции соответственно). Необоснованность такого подхода, на наш взгляд, вытекает из п. 1 разъяснения ФАС России N 17 "Об отдельных вопросах анализа состояния конкуренции" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 10 апреля 2019 г. N 3), согласно которому цель проведения анализа состояния конкуренции определяется исходя из функций/полномочий антимонопольного органа, в рамках осуществления которых такой анализ проводится <11>.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Анализ правоприменительной практики судов и антимонопольных органов показывает, что в запросах антимонопольных органов в качестве обоснования может использоваться ссылка не на конкретное полномочие в виде, например, рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а на функции по осуществлению государственного антимонопольного контроля или предупреждения нарушений антимонопольного законодательства или на полномочия, не указанные в Законе о защите конкуренции. В запросах антимонопольного органа могут быть указания, например, на необходимость представления информации в связи с проведением анализа и оценки состояния конкуренции на определенном товарном рынке, хотя такой анализ необходим лишь при рассмотрении заявлений, жалоб, выдаче предупреждений, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении контроля экономической концентрации (ст. 39, 39.1, гл. 7 и 9 Закона о защите конкуренции соответственно). Необоснованность такого подхода, на наш взгляд, вытекает из п. 1 разъяснения ФАС России N 17 "Об отдельных вопросах анализа состояния конкуренции" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 10 апреля 2019 г. N 3), согласно которому цель проведения анализа состояния конкуренции определяется исходя из функций/полномочий антимонопольного органа, в рамках осуществления которых такой анализ проводится <11>.
Статья: Широкое понимание понятия "антимонопольный процесс"
(Кузнецов Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)2. Институт участников антимонопольного процесса, а также функции и полномочия антимонопольного органа как основного участника антимонопольного процесса.
(Кузнецов Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)2. Институт участников антимонопольного процесса, а также функции и полномочия антимонопольного органа как основного участника антимонопольного процесса.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 6. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 6. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о единых правилах конкуренции"
(Заключено в г. Москве 09.11.2022)Раздел III. Функции и полномочия антимонопольного органа
(Заключено в г. Москве 09.11.2022)Раздел III. Функции и полномочия антимонопольного органа
Статья: Соответствие нормативных административных актов законодательству о защите конкуренции как предмет антимонопольного контроля: теоретико-прикладные проблемы
(Домченко А.С.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Неперсонифицированный и неоднократный характер действия содержащихся в нормативных административных актах обязательных предписаний обусловливает необходимость принимать их положения в качестве официального ориентира в деятельности различных субъектов (зачастую единственно возможного). Однако в ситуациях, когда такие акты приняты и реализуются вопреки нормам законодательства о защите конкуренции, могут возникать препятствия для осуществления антимонопольным органом собственных функций и полномочий, поскольку субъекты, руководствующиеся актами, которые нарушают антимонопольный закон, вплоть до их изменения или отмены считаются действующими правомерно. Именно для недопущения названных ситуаций федеральный законодатель наделил антимонопольный орган полномочиями: 1) по выдаче органам публичного управления обязательных для исполнения предписаний об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство (подп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 135-ФЗ); 2) по обращению в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов (п. 5.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 135-ФЗ).
(Домченко А.С.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Неперсонифицированный и неоднократный характер действия содержащихся в нормативных административных актах обязательных предписаний обусловливает необходимость принимать их положения в качестве официального ориентира в деятельности различных субъектов (зачастую единственно возможного). Однако в ситуациях, когда такие акты приняты и реализуются вопреки нормам законодательства о защите конкуренции, могут возникать препятствия для осуществления антимонопольным органом собственных функций и полномочий, поскольку субъекты, руководствующиеся актами, которые нарушают антимонопольный закон, вплоть до их изменения или отмены считаются действующими правомерно. Именно для недопущения названных ситуаций федеральный законодатель наделил антимонопольный орган полномочиями: 1) по выдаче органам публичного управления обязательных для исполнения предписаний об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство (подп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 135-ФЗ); 2) по обращению в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов (п. 5.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 135-ФЗ).