Функции ЦБ РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции ЦБ РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 20.6 Закона о банкротствеАрбитражный управляющий не сможет взыскать вознаграждение с Банка России, исполняющего функции контрольного органа в деле о банкротстве финансовой организации >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)""Таким образом, использование критериев оценки для выполнения Банком России функции, указанной в пункте 18.8 статьи 4 и статье 9.1 Закона N 86-ФЗ, порядок их утверждения и содержание прямо предусмотрены Законом N 115-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)§ 2. Реализация функций Центрального банка
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)§ 2. Реализация функций Центрального банка
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Вопрос: О запрете на совмещение одним лицом функций единоличного исполнительного органа КПК и единоличного исполнительного органа организации, являющейся аффилированным лицом по отношению к КПК.
(Письмо Банка России от 25.08.2025 N 14-25/14100)Вопрос: О запрете на совмещение одним лицом функций единоличного исполнительного органа КПК и единоличного исполнительного органа организации, являющейся аффилированным лицом по отношению к КПК.
(Письмо Банка России от 25.08.2025 N 14-25/14100)Вопрос: О запрете на совмещение одним лицом функций единоличного исполнительного органа КПК и единоличного исполнительного органа организации, являющейся аффилированным лицом по отношению к КПК.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3. Часть 3 комментируемой статьи определяет функции Банка России, осуществляемые в рамках регулирования деятельности и надзора за деятельностью ломбардов. Так, установлено, что Банк России осуществляет следующие функции:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3. Часть 3 комментируемой статьи определяет функции Банка России, осуществляемые в рамках регулирования деятельности и надзора за деятельностью ломбардов. Так, установлено, что Банк России осуществляет следующие функции:
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Форма 0409402 основана на пооперационном учете транзакций, содержит детальную информацию по каждой операции, которая необходима для формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг в соответствии с международными методологическими рекомендациями и стандартами макроэкономической статистики. Разработка данной статистики является одной из функций Банка России, определенной в статье 4 (пункты 16.2, 16.3) Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Форма 0409402 основана на пооперационном учете транзакций, содержит детальную информацию по каждой операции, которая необходима для формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг в соответствии с международными методологическими рекомендациями и стандартами макроэкономической статистики. Разработка данной статистики является одной из функций Банка России, определенной в статье 4 (пункты 16.2, 16.3) Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Путеводитель по судебной практике. Банковский счетНа основании ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю отнесено положением п. 15 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <38> к функциям Банка России. Порядок установления и опубликования Банком России официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю определяет Указание Банка России от 3 октября 2022 г. N 6290-У "О порядке установления и опубликования Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю" <39>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю отнесено положением п. 15 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <38> к функциям Банка России. Порядок установления и опубликования Банком России официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю определяет Указание Банка России от 3 октября 2022 г. N 6290-У "О порядке установления и опубликования Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю" <39>.
Статья: О правовых инструментах обеспечения финансовой безопасности
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Еще одним важнейшим комплексом функций Банка России является принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче, приостановлении или отзыве лицензии на совершение банковских операций, осуществление банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Безусловно, указанные функции также осуществляются для развития и укрепления банковской системы РФ, обеспечения ее финансовой стабильности и минимизации угроз. В Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" определяются требования к уставному капиталу, к финансовой устойчивости учредителей кредитной организации, порядок ее государственной регистрации и лицензирования, виды банковских лицензий и их содержание, порядок обновления и расширения деятельности посредством получения дополнительных лицензий, специфика создания и компетенции структурных подразделений кредитной организации (обособленных и внутренних) и иные особенности ее правового статуса.
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Еще одним важнейшим комплексом функций Банка России является принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче, приостановлении или отзыве лицензии на совершение банковских операций, осуществление банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Безусловно, указанные функции также осуществляются для развития и укрепления банковской системы РФ, обеспечения ее финансовой стабильности и минимизации угроз. В Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" определяются требования к уставному капиталу, к финансовой устойчивости учредителей кредитной организации, порядок ее государственной регистрации и лицензирования, виды банковских лицензий и их содержание, порядок обновления и расширения деятельности посредством получения дополнительных лицензий, специфика создания и компетенции структурных подразделений кредитной организации (обособленных и внутренних) и иные особенности ее правового статуса.
Ситуация: Как взыскать страховое возмещение по договору ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Банк России осуществляет функции по надзору в сфере страховой деятельности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Банк России осуществляет функции по надзору в сфере страховой деятельности.
Статья: Центральный банк Российской Федерации как субъект административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В статье раскрывается роль Центрального банка Российской Федерации как субъекта административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг. Раскрывается особый правовой статус Банка России и его влияние на принятие решений в анализируемой области. Характеризуются цели и функции Банка России в области рынка ценных бумаг в системе публичной власти. Автор указывает, что Банк России реализует следующие виды административных процедур в области рынка ценных бумаг: регистрационную, лицензионно-разрешительную, контрольно-надзорную, правотворческую, технико-правовую. Поднимается вопрос о том, является ли Банк России и субъектом административно-юрисдикционных отношений в области рынка ценных бумаг.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В статье раскрывается роль Центрального банка Российской Федерации как субъекта административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг. Раскрывается особый правовой статус Банка России и его влияние на принятие решений в анализируемой области. Характеризуются цели и функции Банка России в области рынка ценных бумаг в системе публичной власти. Автор указывает, что Банк России реализует следующие виды административных процедур в области рынка ценных бумаг: регистрационную, лицензионно-разрешительную, контрольно-надзорную, правотворческую, технико-правовую. Поднимается вопрос о том, является ли Банк России и субъектом административно-юрисдикционных отношений в области рынка ценных бумаг.
Статья: Саморегулирование в стандартизации страховой деятельности
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)Думаю, установление минимальных условий - договора страхования - отличный предмет для саморегулирования. В общем-то, СРО и созданы для того, чтобы инструментами "цехового" регулирования настраивать процесс взаимодействия страховщика с клиентами так, чтобы, с одной стороны, соблюсти баланс между стимулированием развития и инноваций, и исключением грубого нарушения прав клиента, с другой. Когда более десяти лет назад принималось решение о создании мегарегулятора, было очевидно, что в его деятельности априори заложены конфликты интересов: между развитием финансового рынка, отдельных секторов, финансовой стабильностью на макро- и микроуровнях, защитой прав потребителей и другими функциями мегарегулятора. Для балансирования возможного конфликта между этими функциями Банка России было принято решение о создании СРО по каждому виду деятельности и обязательности членства в них финансовых институтов.
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)Думаю, установление минимальных условий - договора страхования - отличный предмет для саморегулирования. В общем-то, СРО и созданы для того, чтобы инструментами "цехового" регулирования настраивать процесс взаимодействия страховщика с клиентами так, чтобы, с одной стороны, соблюсти баланс между стимулированием развития и инноваций, и исключением грубого нарушения прав клиента, с другой. Когда более десяти лет назад принималось решение о создании мегарегулятора, было очевидно, что в его деятельности априори заложены конфликты интересов: между развитием финансового рынка, отдельных секторов, финансовой стабильностью на макро- и микроуровнях, защитой прав потребителей и другими функциями мегарегулятора. Для балансирования возможного конфликта между этими функциями Банка России было принято решение о создании СРО по каждому виду деятельности и обязательности членства в них финансовых институтов.
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)В исследованиях обоснованно отмечается, что законодательство не содержит термина "компетенция Банка России" <22>, так как Конституция РФ указывает на полномочия (эмиссия российского рубля, ч. 1 ст. 75) и функции (защита и обеспечение устойчивости рубля, ч. 2 ст. 75) Банка России, а Закон о ЦБ РФ определяет цели деятельности Банка России (ст. 3), его функции (ст. 4) и его полномочия. При этом примечательно, что защита и обеспечение устойчивости национальной валюты по Конституции РФ является функцией Банка России, а по Закону о ЦБ РФ - целью его деятельности <23>. Однако указанное принципиально, как представляется, не влияет на вопрос об уровне нормативного правового акта, которым определяется компетенция Банка России.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)В исследованиях обоснованно отмечается, что законодательство не содержит термина "компетенция Банка России" <22>, так как Конституция РФ указывает на полномочия (эмиссия российского рубля, ч. 1 ст. 75) и функции (защита и обеспечение устойчивости рубля, ч. 2 ст. 75) Банка России, а Закон о ЦБ РФ определяет цели деятельности Банка России (ст. 3), его функции (ст. 4) и его полномочия. При этом примечательно, что защита и обеспечение устойчивости национальной валюты по Конституции РФ является функцией Банка России, а по Закону о ЦБ РФ - целью его деятельности <23>. Однако указанное принципиально, как представляется, не влияет на вопрос об уровне нормативного правового акта, которым определяется компетенция Банка России.