Функции антимонопольного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции антимонопольного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 99 "Контроль в сфере закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Вопреки доводам жалобы Управления, любая информация о нарушении законодательства о закупках, в том числе следующая из обращений в антимонопольный орган, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ является основанием для назначения и проведения внеплановой проверки в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Вместе с тем, проведение антимонопольным органом исключительно проверки о нарушении законодательства в сфере закупок, в условиях, когда общество ссылалось на нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не соответствовало бы положениям части 2 статьи 1, статье 3 Закона N 135-ФЗ, указывающих на цели, задачи и сферу применения Закона о защите конкуренции, статьями 8, 24 Закона N 135-ФЗ, определяющим функции антимонопольных органов и предоставляющим для их реализации определенные полномочия. Подобный подход позволил бы антимонопольному органу уклониться от принятия своевременных мер пресечения нарушений антимонопольного законодательства, и допустил возможность совершения субъектами, избежавшими антимонопольного контроля, неконкурентных действий на рынке размещения государственного и муниципального заказа.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в связи с недобросовестной конкуренцией или антиконкурентными действиями (бездействием) органов власти: Заявитель не согласен с решением (предписанием) Антимонопольного органа об антиконкурентном характере его актов, действий
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель без законных оснований наделил хозяйствующего субъекта властными функциями
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель без законных оснований наделил хозяйствующего субъекта властными функциями
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой институт запроса информации антимонопольным органом (ст. 25 Закона о защите конкуренции): проблемы и возможности совершенствования
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2634-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите конкуренции" отмечено, что "в силу оспариваемой ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите конкуренции" праву антимонопольного органа на получение информации корреспондирует обязанность указанных лиц ее представить по требованию данного органа в соответствии с возложенными на него полномочиями. Однако это не означает произвольный характер действий должностных лиц антимонопольного органа по истребованию данных сведений. Такие действия в любом случае, как следует из оспариваемой нормы, прямо ограничены пределами нормативно установленных полномочий органа государственной власти - они обусловливаются необходимостью осуществления возложенных на него задач и функций, а само требование о представлении сведений должно быть мотивированным" <4> (выделено нами. - И. Б.-Н.). К сожалению, в рассмотренном толковании Конституционный Суд РФ оставил без внимания вопросы правовой формы и содержания понятий "задачи и функции антимонопольного органа", "мотивированность запроса о предоставлении сведений".
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2634-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите конкуренции" отмечено, что "в силу оспариваемой ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите конкуренции" праву антимонопольного органа на получение информации корреспондирует обязанность указанных лиц ее представить по требованию данного органа в соответствии с возложенными на него полномочиями. Однако это не означает произвольный характер действий должностных лиц антимонопольного органа по истребованию данных сведений. Такие действия в любом случае, как следует из оспариваемой нормы, прямо ограничены пределами нормативно установленных полномочий органа государственной власти - они обусловливаются необходимостью осуществления возложенных на него задач и функций, а само требование о представлении сведений должно быть мотивированным" <4> (выделено нами. - И. Б.-Н.). К сожалению, в рассмотренном толковании Конституционный Суд РФ оставил без внимания вопросы правовой формы и содержания понятий "задачи и функции антимонопольного органа", "мотивированность запроса о предоставлении сведений".
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции к основным функциям антимонопольного органа отнесены: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции к основным функциям антимонопольного органа отнесены: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 22. Функции антимонопольного органа
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 22. Функции антимонопольного органа
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Если иное не установлено законодательством, то определенные Законом о защите конкуренции формы и порядок реализации функций антимонопольного органа подлежат применению в случае нарушения соответствующими лицами специальных антимонопольных требований и запретов, которые содержатся в иных федеральных законах. В частности, на основании части 2 статьи 16 Закона о торговле установленные правила реализации антимонопольными органами своих полномочий применяются при выявлении нарушений (признаков нарушений), указанных в статьях 9, 13 - 15 Закона о торговле.
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Если иное не установлено законодательством, то определенные Законом о защите конкуренции формы и порядок реализации функций антимонопольного органа подлежат применению в случае нарушения соответствующими лицами специальных антимонопольных требований и запретов, которые содержатся в иных федеральных законах. В частности, на основании части 2 статьи 16 Закона о торговле установленные правила реализации антимонопольными органами своих полномочий применяются при выявлении нарушений (признаков нарушений), указанных в статьях 9, 13 - 15 Закона о торговле.
Ситуация: Как гражданину подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также, в частности, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и законодательства о рекламе (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также, в частности, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и законодательства о рекламе (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Кроме этого, Федеральное казначейство обменивается информацией, в том числе информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органами, осуществляющими функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 2261 "О случаях и порядке обмена информацией между Федеральным казначейством и органами, указанными в пункте 15 статьи 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Кроме этого, Федеральное казначейство обменивается информацией, в том числе информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органами, осуществляющими функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 2261 "О случаях и порядке обмена информацией между Федеральным казначейством и органами, указанными в пункте 15 статьи 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Статья: О некоторых проблемах административно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции
(Кинев А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Осуществление полномочий по обеспечению нормальной экономической деятельности, исключающей недобросовестную конкуренцию, есть одна из государственно-властных компетенций антимонопольных органов, которая выражается через меры административного принуждения. В качестве других репрезентативных свойств функций антимонопольных органов можно назвать охранительный характер их деятельности, реализующийся в контроле за хозяйствующими субъектами и применении санкций в случае нарушения последними антимонопольного законодательства, а также в пресекательной и предупредительной деятельности.
(Кинев А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Осуществление полномочий по обеспечению нормальной экономической деятельности, исключающей недобросовестную конкуренцию, есть одна из государственно-властных компетенций антимонопольных органов, которая выражается через меры административного принуждения. В качестве других репрезентативных свойств функций антимонопольных органов можно назвать охранительный характер их деятельности, реализующийся в контроле за хозяйствующими субъектами и применении санкций в случае нарушения последними антимонопольного законодательства, а также в пресекательной и предупредительной деятельности.
Статья: Процедурные нарушения антимонопольного законодательства (актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России)
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Обоснована важность своевременного предупреждения и пресечения нарушений законодательства органами власти (в том числе антимонопольными органами), осуществляющими функции государственного надзора, для достижения целей экономического развития, поддержания благоприятного климата в сфере предпринимательства.
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Обоснована важность своевременного предупреждения и пресечения нарушений законодательства органами власти (в том числе антимонопольными органами), осуществляющими функции государственного надзора, для достижения целей экономического развития, поддержания благоприятного климата в сфере предпринимательства.
Статья: Соотношение судебной и административной форм защиты от антимонопольных нарушений
(Борзило Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)К функциям антимонопольного органа согласно ст. 22 Закона о защите конкуренции относятся в первую очередь выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению такого нарушения и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
(Борзило Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)К функциям антимонопольного органа согласно ст. 22 Закона о защите конкуренции относятся в первую очередь выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению такого нарушения и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья: Государственный контроль за внутригрупповыми сделками с активами стратегического хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)Контроль за экономической концентрацией является одной из важнейших функций антимонопольных органов многих государств, поскольку позволяет заблаговременно оценить перспективы состояния конкуренции на товарном рынке и эффективно применить необходимые меры для защиты и развития конкуренции, не допустить монополизации рынка.
(Мазуренко В.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)Контроль за экономической концентрацией является одной из важнейших функций антимонопольных органов многих государств, поскольку позволяет заблаговременно оценить перспективы состояния конкуренции на товарном рынке и эффективно применить необходимые меры для защиты и развития конкуренции, не допустить монополизации рынка.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)При осуществлении указанных контрольных функций антимонопольный орган тесно взаимодействует с хозяйствующими субъектами, участвующими на товарных рынках. И зачастую подобный контроль требует со стороны хозяйствующих субъектов обоснованной правовой позиции во взаимоотношениях с антимонопольным органом, в том числе путем выдвижения аргументированного возражения против требований антимонопольного органа. Данные функции со стороны хозяйствующего субъекта с достаточной степенью аргументированности и профессионализма может выполнить его комплаенс-служба, в том числе и на превентивном уровне, путем предварительной оценки действий хозяйствующего субъекта на предмет их соответствия действующему антимонопольному законодательству;
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)При осуществлении указанных контрольных функций антимонопольный орган тесно взаимодействует с хозяйствующими субъектами, участвующими на товарных рынках. И зачастую подобный контроль требует со стороны хозяйствующих субъектов обоснованной правовой позиции во взаимоотношениях с антимонопольным органом, в том числе путем выдвижения аргументированного возражения против требований антимонопольного органа. Данные функции со стороны хозяйствующего субъекта с достаточной степенью аргументированности и профессионализма может выполнить его комплаенс-служба, в том числе и на превентивном уровне, путем предварительной оценки действий хозяйствующего субъекта на предмет их соответствия действующему антимонопольному законодательству;
Статья: Недобросовестная конкуренция со стороны участников торгов
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 4)В соответствии с ч. 1 ст. 3, ст. ст. 22 и 23 Закона N 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 4)В соответствии с ч. 1 ст. 3, ст. ст. 22 и 23 Закона N 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Нельзя не отметить изменения, которые вносятся в Правила с учетом быстро меняющейся экономической конъюнктуры в условиях санкционного давления. Летом 2022 г. в Правилах появилось новое основание для согласования антимонопольным органом изменения условий концессионного соглашения, заключающееся в существенном изменении обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении (подп. "к" п. 2 Правил). Применение данного основания пока что вызывает много вопросов, в том числе следует ли применять существенное изменение обстоятельств в смысле, используемом в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ <19>), а также требуется ли решение суда <20> или же достаточно компромисса сторон относительно существенности возникших обстоятельств, с обоснованием их влияния на затруднения или невозможность дальнейшего исполнения условий концессионного соглашения. Представляется, что разработчики не предполагали необходимость получения концессионером судебного решения для применения данного основания, поскольку это значительно бы увеличило сроки внесения изменений в концессионные соглашения, а также подменяло бы функцию антимонопольного органа по проверке наличия соответствующего основания и согласованию внесения изменений в концессионные соглашения.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Нельзя не отметить изменения, которые вносятся в Правила с учетом быстро меняющейся экономической конъюнктуры в условиях санкционного давления. Летом 2022 г. в Правилах появилось новое основание для согласования антимонопольным органом изменения условий концессионного соглашения, заключающееся в существенном изменении обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении (подп. "к" п. 2 Правил). Применение данного основания пока что вызывает много вопросов, в том числе следует ли применять существенное изменение обстоятельств в смысле, используемом в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ <19>), а также требуется ли решение суда <20> или же достаточно компромисса сторон относительно существенности возникших обстоятельств, с обоснованием их влияния на затруднения или невозможность дальнейшего исполнения условий концессионного соглашения. Представляется, что разработчики не предполагали необходимость получения концессионером судебного решения для применения данного основания, поскольку это значительно бы увеличило сроки внесения изменений в концессионные соглашения, а также подменяло бы функцию антимонопольного органа по проверке наличия соответствующего основания и согласованию внесения изменений в концессионные соглашения.
Статья: О соотношении гражданско-правового и административного способов обеспечения конкуренции
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Еще одна из причин предпочтения административно-правового способа обеспечения конкуренция связана со сложившейся презумпцией более высокого класса доказательства у отчета антимонопольного органа по анализу состояния конкуренции на товарном рынке, основанном на соответствующей функции антимонопольного органа, по сравнению с любыми экономическими анализами состояния конкуренции на товарном рынке, представляемыми хозяйствующими субъектами.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Еще одна из причин предпочтения административно-правового способа обеспечения конкуренция связана со сложившейся презумпцией более высокого класса доказательства у отчета антимонопольного органа по анализу состояния конкуренции на товарном рынке, основанном на соответствующей функции антимонопольного органа, по сравнению с любыми экономическими анализами состояния конкуренции на товарном рынке, представляемыми хозяйствующими субъектами.