Фундаментальные научные исследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Фундаментальные научные исследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение модели правового регулирования НДС в Российской Федерации (исследование практик государств БРИКС и инициатив отечественного законодателя)
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<*> Представленное исследование было профинансировано РФФИ в рамках проекта фундаментальных научных исследований N 20-011-00353 "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования".
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<*> Представленное исследование было профинансировано РФФИ в рамках проекта фундаментальных научных исследований N 20-011-00353 "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 17. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период
(ред. от 31.07.2025)
"О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 17. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период
Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ
(ред. от 03.12.2008)
"О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"Статья 8. Правительству Российской Федерации обеспечить выделение средств на финансирование фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу до среднего уровня выполнения расходной части федерального бюджета на 1998 год.
(ред. от 03.12.2008)
"О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"Статья 8. Правительству Российской Федерации обеспечить выделение средств на финансирование фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу до среднего уровня выполнения расходной части федерального бюджета на 1998 год.
Статья: Современные тенденции правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в финансовом секторе экономики государств БРИКС
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 8)<*> Исследование выполнено в рамках Проекта фундаментальных научных исследований РФФИ "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования", номер ЦИТиС: АААА-А20-120030290064-3, 2019 г.
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 8)<*> Исследование выполнено в рамках Проекта фундаментальных научных исследований РФФИ "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования", номер ЦИТиС: АААА-А20-120030290064-3, 2019 г.
Статья: Объект всемирного наследия "Озеро Байкал" как ассоциативный культурный ландшафт: постановка проблемы
(Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Колобов Роман Юрьевич, начальник отдела фундаментальных исследований Научно-исследовательского института правовой охраны Байкала ИГУ, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института ИГУ, научный сотрудник отдела региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН, кандидат юридических наук, доцент.
(Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Колобов Роман Юрьевич, начальник отдела фундаментальных исследований Научно-исследовательского института правовой охраны Байкала ИГУ, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института ИГУ, научный сотрудник отдела региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН, кандидат юридических наук, доцент.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
Статья: Методы оценки выручки и их влияние на развитие бухгалтерского учета
(Лисин К.Ю., Ульянова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)<10> Чумаченко Е.В., Кузнецова Н.В. Выручка по договорам с покупателями: требования МСФО (IFRS) 15 // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Омск, 13 ноября 2016 г. Часть 1. Уфа: Омега Сайнс, 2016. С. 233 - 237. URL: https://os-russia.com/VSBORNIKI/KON-139-1.pdf#page=233.
(Лисин К.Ю., Ульянова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)<10> Чумаченко Е.В., Кузнецова Н.В. Выручка по договорам с покупателями: требования МСФО (IFRS) 15 // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Омск, 13 ноября 2016 г. Часть 1. Уфа: Омега Сайнс, 2016. С. 233 - 237. URL: https://os-russia.com/VSBORNIKI/KON-139-1.pdf#page=233.
Статья: Правовое регулирование налогообложения добавленной стоимости цифровой экономики Республики Бразилия в условиях развитого фискального федерализма
(Бачурин Д.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)<*> Представленное исследование было профинансировано РФФИ в рамках проекта фундаментальных научных исследований N 20-011-00353 "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования".
(Бачурин Д.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)<*> Представленное исследование было профинансировано РФФИ в рамках проекта фундаментальных научных исследований N 20-011-00353 "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования".
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом важно отметить, что экономическая деятельность юридических лиц исследуется через призму внутренних процессов, которые происходят в самих юридических лицах. Именно поэтому в основу монографии положены прежде всего наработки теории корпоративного права. Весьма показательно, что в распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 3684-р "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы)" говорится про "дальнейшее развитие предпринимательского права с опорой на идеи корпоративного права" <1>. Представляется, что идеи корпоративного права могут быть положены не только в основу предпринимательского права, но и в основу в целом правового регулирования экономической деятельности.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом важно отметить, что экономическая деятельность юридических лиц исследуется через призму внутренних процессов, которые происходят в самих юридических лицах. Именно поэтому в основу монографии положены прежде всего наработки теории корпоративного права. Весьма показательно, что в распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 3684-р "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы)" говорится про "дальнейшее развитие предпринимательского права с опорой на идеи корпоративного права" <1>. Представляется, что идеи корпоративного права могут быть положены не только в основу предпринимательского права, но и в основу в целом правового регулирования экономической деятельности.
Статья: Налогообложение добавленной стоимости в цифровой экономике Республики Индии: особенности и тенденции правового регулирования
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)<*> Представленное исследование было профинансировано РФФИ в рамках проекта фундаментальных научных исследований N 20-011-00353 "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования".
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)<*> Представленное исследование было профинансировано РФФИ в рамках проекта фундаментальных научных исследований N 20-011-00353 "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования".
Статья: Влияние налогообложения добавленной стоимости на оплату труда в государствах БРИКС (сравнительно-правовой аспект)
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<*> Работа выполнена в рамках проекта фундаментальных научных исследований РФФИ "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования", номер ЦИТиС: АААА-А20-120030290064-3, 2019 г.
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<*> Работа выполнена в рамках проекта фундаментальных научных исследований РФФИ "Исследование современных реформ правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в странах БРИКС: новые вызовы, механизмы и тенденции формирования", номер ЦИТиС: АААА-А20-120030290064-3, 2019 г.
Статья: Международный бухгалтерский учет как направление научных исследований: поиск нормативных ориентиров
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)Если ученые осознают то катастрофическое положение, в котором оказалась профессия бухгалтера, и вернутся к фундаментальным научным исследованиям в области бухгалтерской теории, тогда, возможно, начнется ее возрождение.
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)Если ученые осознают то катастрофическое положение, в котором оказалась профессия бухгалтера, и вернутся к фундаментальным научным исследованиям в области бухгалтерской теории, тогда, возможно, начнется ее возрождение.