Франшиза в торговле
Подборка наиболее важных документов по запросу Франшиза в торговле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок бухгалтерского и налогового учета паушального платежа у пользователя и правообладателя по договору франчайзинга?
(Консультация эксперта, 2025)Указанный договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг) (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Указанный договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг) (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Во всех подобных случаях впору говорить о субсидиарности, имеющей обеспечительную направленность: указанное в законе в качестве субсидиарного должника лицо не совершает по отношению к кредитору деликт и поэтому не соучаствует в нарушении права кредитора основным должником, а по воле законодателя считается обеспечивающим возможное деликтное, договорное или иное обязательство основного должника. Например, исходный плательщик ренты в силу закона обеспечивает обязательство нового собственника по выплате ренты перед получателем ренты; первичный пользователь по договору франчайзинга обеспечивает деликтные обязательства субконцессионера перед правообладателем, а правообладатель по договору франчайзинга считается обеспечивающим договорные и деликтные обязательства пользователя перед его контрагентами, связанные с качеством реализуемых в рамках этой франшизы товаров (работ, услуг). В этих примерах при созревании субсидиарного долга пассивный солидаритет возникает в обеспечительных целях.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Во всех подобных случаях впору говорить о субсидиарности, имеющей обеспечительную направленность: указанное в законе в качестве субсидиарного должника лицо не совершает по отношению к кредитору деликт и поэтому не соучаствует в нарушении права кредитора основным должником, а по воле законодателя считается обеспечивающим возможное деликтное, договорное или иное обязательство основного должника. Например, исходный плательщик ренты в силу закона обеспечивает обязательство нового собственника по выплате ренты перед получателем ренты; первичный пользователь по договору франчайзинга обеспечивает деликтные обязательства субконцессионера перед правообладателем, а правообладатель по договору франчайзинга считается обеспечивающим договорные и деликтные обязательства пользователя перед его контрагентами, связанные с качеством реализуемых в рамках этой франшизы товаров (работ, услуг). В этих примерах при созревании субсидиарного долга пассивный солидаритет возникает в обеспечительных целях.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 364
(ред. от 08.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению и транспортом"Товарные знаки (31) и промышленные образцы (32) могут быть предметами торговли, лицензирования и франшизинга. Франшизингом или франчайзингом (коммерческой концессией) является передача или переуступка прав на использование некоторых видов промышленной собственности. Целью подобных соглашений является продажа товаров или оказание фирменных услуг. Фактически данные соглашения сфокусированы на использовании эксклюзивных товарных знаков франшизора - стороны в сделке, предоставляющей франшизу.
(ред. от 08.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению и транспортом"Товарные знаки (31) и промышленные образцы (32) могут быть предметами торговли, лицензирования и франшизинга. Франшизингом или франчайзингом (коммерческой концессией) является передача или переуступка прав на использование некоторых видов промышленной собственности. Целью подобных соглашений является продажа товаров или оказание фирменных услуг. Фактически данные соглашения сфокусированы на использовании эксклюзивных товарных знаков франшизора - стороны в сделке, предоставляющей франшизу.
Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р
(ред. от 30.03.2018)
<Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года>
(вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года")развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз.
(ред. от 30.03.2018)
<Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года>
(вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года")развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз.
Статья: Коммерческая концессия и франчайзинг - соотношение понятий
(Демедюк Ю.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Вышеуказанное "эксклюзивное условие" позволяет квалифицировать соглашение о коммерческой концессии как категорию "исключительных", или, иными словами, "эксклюзивных" соглашений. Важно понимать, что роль стороны в цепи распределения товаров при соглашении о коммерческой концессии является ключевой. Это соглашение и его участники в рамках "дистрибьюторского" контекста представляют собой важный элемент. Возможно, создание коммерческой концессии было связано с особыми условиями и требованиями рынка, которые обычный договор поставки уже не учитывал. Со временем классический договор поставки становился более сложным, включил в себя специфические условия, которые позволяли покупать товары исключительно у одного поставщика и продавать их на определенной территории, что является частью коммерческой концессии <4>.
(Демедюк Ю.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Вышеуказанное "эксклюзивное условие" позволяет квалифицировать соглашение о коммерческой концессии как категорию "исключительных", или, иными словами, "эксклюзивных" соглашений. Важно понимать, что роль стороны в цепи распределения товаров при соглашении о коммерческой концессии является ключевой. Это соглашение и его участники в рамках "дистрибьюторского" контекста представляют собой важный элемент. Возможно, создание коммерческой концессии было связано с особыми условиями и требованиями рынка, которые обычный договор поставки уже не учитывал. Со временем классический договор поставки становился более сложным, включил в себя специфические условия, которые позволяли покупать товары исключительно у одного поставщика и продавать их на определенной территории, что является частью коммерческой концессии <4>.
Статья: Критерии налоговых доначислений в части претензий по дроблению бизнеса
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Обоснованной в данном случае выглядит и работа всех субъектов в единой базе, бухгалтерия владельца франшизы может проводить финансовый анализ по группе в целом, организовывать единые тренинги и осуществлять проверку соблюдения стандартов сети.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Обоснованной в данном случае выглядит и работа всех субъектов в единой базе, бухгалтерия владельца франшизы может проводить финансовый анализ по группе в целом, организовывать единые тренинги и осуществлять проверку соблюдения стандартов сети.
Статья: Кто сможет работать без НДС на упрощенке
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)- для размещения или просмотра рекламы (например, когда клиент за деньги получает возможность разместить рекламу своего товара в приложении);
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)- для размещения или просмотра рекламы (например, когда клиент за деньги получает возможность разместить рекламу своего товара в приложении);
Статья: Дробление бизнеса: свежая практика
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)На момент регистрации ООО "Рассвет" в отношении практически всех участников группы компаний "Рамфуд" были введены те или иные процедуры банкротства. Была разработана бизнес-модель, целью которой стало восстановление продажи мясной продукции именно под этой торговой маркой. Имеющийся опыт работы на рынке в продажах с оптовиками, которые продавали товары конечному потребителю, позволял реализовать разработанный бизнес-план и значительно нарастить объемы продаж, что давало возможность показать потенциальным инвесторам (банкам) свою привлекательность для вложения средств, выкупить за счет привлеченного кредита торговые точки и создать собственную розничную торговую сеть с последующим ее развитием по принципу продажи франшизы.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)На момент регистрации ООО "Рассвет" в отношении практически всех участников группы компаний "Рамфуд" были введены те или иные процедуры банкротства. Была разработана бизнес-модель, целью которой стало восстановление продажи мясной продукции именно под этой торговой маркой. Имеющийся опыт работы на рынке в продажах с оптовиками, которые продавали товары конечному потребителю, позволял реализовать разработанный бизнес-план и значительно нарастить объемы продаж, что давало возможность показать потенциальным инвесторам (банкам) свою привлекательность для вложения средств, выкупить за счет привлеченного кредита торговые точки и создать собственную розничную торговую сеть с последующим ее развитием по принципу продажи франшизы.
Статья: Налоговая концепция "дробление бизнеса". Законодательство изменилось, проблемы остаются
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Договор коммерческой концессии часто предполагает не только поставки товара от единственного поставщика, использование общих средств индивидуализации, но и контроль правообладателя за продажами, качеством товара, обслуживанием, использование коммерческой информации, опыта, деловых связей правообладателя, а также миграцию персонала внутри сети (в числе прочего для обмена опытом и тиражирования лучших практик), что тем не менее не свидетельствует о несамостоятельности пользователей при подтверждении осуществления ими реальной деятельности.
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Договор коммерческой концессии часто предполагает не только поставки товара от единственного поставщика, использование общих средств индивидуализации, но и контроль правообладателя за продажами, качеством товара, обслуживанием, использование коммерческой информации, опыта, деловых связей правообладателя, а также миграцию персонала внутри сети (в числе прочего для обмена опытом и тиражирования лучших практик), что тем не менее не свидетельствует о несамостоятельности пользователей при подтверждении осуществления ими реальной деятельности.
Статья: Правила включения роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров: анализ правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации
(Косов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Отвечая на данные вопросы, следует отметить, что продажа продукции через фирменные магазины является общей тенденцией рынка, основанной на результатах маркетинговых исследований, которые показывают, что потребители больше доверяют продавцам таких фирменных магазинов, которые применяют системы контроля качества продукции, сервисного обслуживания, оказывают постпродажную поддержку, включая гарантийный и постгарантийный ремонт. Соответственно, торговля через фирменные магазины увеличивает объемы продаж. При этом в современных условиях нехватки времени на посещение магазинов, различных ограничений на передвижение (пробки, пандемия и т.д.) спрос на онлайн-продажи также неуклонно растет. Поэтому самостоятельное ограничение способов продаж было бы неразумным, а их гибридное использование создает дополнительный эффект синергии.
(Косов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Отвечая на данные вопросы, следует отметить, что продажа продукции через фирменные магазины является общей тенденцией рынка, основанной на результатах маркетинговых исследований, которые показывают, что потребители больше доверяют продавцам таких фирменных магазинов, которые применяют системы контроля качества продукции, сервисного обслуживания, оказывают постпродажную поддержку, включая гарантийный и постгарантийный ремонт. Соответственно, торговля через фирменные магазины увеличивает объемы продаж. При этом в современных условиях нехватки времени на посещение магазинов, различных ограничений на передвижение (пробки, пандемия и т.д.) спрос на онлайн-продажи также неуклонно растет. Поэтому самостоятельное ограничение способов продаж было бы неразумным, а их гибридное использование создает дополнительный эффект синергии.
Статья: Антимонопольные иммунитеты и их статус в современном законодательстве и антимонопольном правоприменении
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- Обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории. Территориальная привязка пользователя необходима для того, чтобы правообладатель мог расширять свою франшизу без ущерба как для себя, так и для самого пользователя. Такая же дилемма всегда стоит в тандеме производитель - дистрибьютор. В антимонопольном законодательстве - это антиконкурентная практика.
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- Обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории. Территориальная привязка пользователя необходима для того, чтобы правообладатель мог расширять свою франшизу без ущерба как для себя, так и для самого пользователя. Такая же дилемма всегда стоит в тандеме производитель - дистрибьютор. В антимонопольном законодательстве - это антиконкурентная практика.
Статья: Франчайзи: риски в новых реалиях, о которых стоит знать
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Для франчайзи использование лицензии может привести к тому, что снизится степень поддержки со стороны правообладателя. Если использовать для продажи франшизы не договор концессии, а иные конструкции, то не получится в полной мере урегулировать отношения сторон. Договор коммерческой концессии лучше всего защищает интересы франчайзи, объясняют эксперты. На франчайзера налагают дополнительные обязанности. А именно он несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров, которые тот продает по концессии.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Для франчайзи использование лицензии может привести к тому, что снизится степень поддержки со стороны правообладателя. Если использовать для продажи франшизы не договор концессии, а иные конструкции, то не получится в полной мере урегулировать отношения сторон. Договор коммерческой концессии лучше всего защищает интересы франчайзи, объясняют эксперты. На франчайзера налагают дополнительные обязанности. А именно он несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров, которые тот продает по концессии.