Франшиза товарный знак
Подборка наиболее важных документов по запросу Франшиза товарный знак (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита и коммерциализация фирменного наименования компании
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Как отмечалось выше, индивидуализация своего продукта с помощью товарных знаков, в которых присутствует фирменное наименование, позволяет конкретному производителю выделить свою продукцию из общей массы однородных товаров и обеспечить ее конкурентоспособность, а также проводить целенаправленную рекламу для увеличения своей доли на рынке. Одним из перспективных направлений использования фирменного наименования как товарного знака для увеличения доли рынка и получаемой компанией прибыли является коммерческая концессия или договор франчайзинга. Франчайзинг - это особый вид лицензии, который дает право покупателю франшизы распоряжаться товарным знаком и бизнес-моделью на определенных условиях продавца, а также разрешает партнеру вести деятельность под его брендом. При заключении договора франчайзинга передаются права на комплекс объектов интеллектуальной собственности и в первую очередь на бренд компании. Так, например, по данным, опубликованным на официальном сайте компании McDonald's, в настоящее время более 80% предприятий McDonald's по всему миру принадлежат и управляются независимыми местными партнерами - франчайзи. При этом, как указано выше в табл. 1, компания McDonald's в 2019 году занимала десятое место среди самых дорогих брендов по версии Forbes.
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Как отмечалось выше, индивидуализация своего продукта с помощью товарных знаков, в которых присутствует фирменное наименование, позволяет конкретному производителю выделить свою продукцию из общей массы однородных товаров и обеспечить ее конкурентоспособность, а также проводить целенаправленную рекламу для увеличения своей доли на рынке. Одним из перспективных направлений использования фирменного наименования как товарного знака для увеличения доли рынка и получаемой компанией прибыли является коммерческая концессия или договор франчайзинга. Франчайзинг - это особый вид лицензии, который дает право покупателю франшизы распоряжаться товарным знаком и бизнес-моделью на определенных условиях продавца, а также разрешает партнеру вести деятельность под его брендом. При заключении договора франчайзинга передаются права на комплекс объектов интеллектуальной собственности и в первую очередь на бренд компании. Так, например, по данным, опубликованным на официальном сайте компании McDonald's, в настоящее время более 80% предприятий McDonald's по всему миру принадлежат и управляются независимыми местными партнерами - франчайзи. При этом, как указано выше в табл. 1, компания McDonald's в 2019 году занимала десятое место среди самых дорогих брендов по версии Forbes.
Статья: Кто сможет работать без НДС на упрощенке
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)От НДС не освобождают продажи партнерам по франшизе прав на использование товарного знака программы.
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)От НДС не освобождают продажи партнерам по франшизе прав на использование товарного знака программы.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 364
(ред. от 08.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению и транспортом"Товарные знаки (31) и промышленные образцы (32) могут быть предметами торговли, лицензирования и франшизинга. Франшизингом или франчайзингом (коммерческой концессией) является передача или переуступка прав на использование некоторых видов промышленной собственности. Целью подобных соглашений является продажа товаров или оказание фирменных услуг. Фактически данные соглашения сфокусированы на использовании эксклюзивных товарных знаков франшизора - стороны в сделке, предоставляющей франшизу.
(ред. от 08.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению и транспортом"Товарные знаки (31) и промышленные образцы (32) могут быть предметами торговли, лицензирования и франшизинга. Франшизингом или франчайзингом (коммерческой концессией) является передача или переуступка прав на использование некоторых видов промышленной собственности. Целью подобных соглашений является продажа товаров или оказание фирменных услуг. Фактически данные соглашения сфокусированы на использовании эксклюзивных товарных знаков франшизора - стороны в сделке, предоставляющей франшизу.
Готовое решение: Что нужно знать о договоре коммерческой концессии (франчайзинга)
(КонсультантПлюс, 2025)По сути это и есть коммерческая концессия, то есть отношения, где одна сторона (правообладатель, франчайзер) владеет комплексом исключительных прав (КИП), который используется в предпринимательской деятельности. Правообладатель разрешает другой стороне (пользователю, франчайзи) использовать КИП за вознаграждение. КИП включает право на товарный знак или знак обслуживания, а также права на другие объекты исключительных прав, которые предусмотрены договором, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По сути это и есть коммерческая концессия, то есть отношения, где одна сторона (правообладатель, франчайзер) владеет комплексом исключительных прав (КИП), который используется в предпринимательской деятельности. Правообладатель разрешает другой стороне (пользователю, франчайзи) использовать КИП за вознаграждение. КИП включает право на товарный знак или знак обслуживания, а также права на другие объекты исключительных прав, которые предусмотрены договором, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Статья: Коммерческая концессия и франчайзинг - соотношение понятий
(Демедюк Ю.А.)
("Юрист", 2024, N 10)В подпункте (a) п. 3 ст. 1 Регламента N 4087/88 Европейского союза дается следующее определение: "Франшиза" - это совокупность прав промышленной (интеллектуальной) собственности, которые относятся к товарным знакам, фирменным наименованиям, вывескам магазинов, дизайну, авторскому праву, ноу-хау, изобретениям или полезным моделям, которые применяются и используются как для обыкновенной перепродажи товаров, так и для оказания услуг конечным потребителям" <5>.
(Демедюк Ю.А.)
("Юрист", 2024, N 10)В подпункте (a) п. 3 ст. 1 Регламента N 4087/88 Европейского союза дается следующее определение: "Франшиза" - это совокупность прав промышленной (интеллектуальной) собственности, которые относятся к товарным знакам, фирменным наименованиям, вывескам магазинов, дизайну, авторскому праву, ноу-хау, изобретениям или полезным моделям, которые применяются и используются как для обыкновенной перепродажи товаров, так и для оказания услуг конечным потребителям" <5>.
Статья: Новости от 07.03.2025
("Главная книга", 2025, N 6)- различные механизмы по защите и использованию товарного знака вплоть до реализации права на его применение по франшизе.
("Главная книга", 2025, N 6)- различные механизмы по защите и использованию товарного знака вплоть до реализации права на его применение по франшизе.
Вопрос: Организация на УСН по основному виду деятельности - оказание ветеринарных услуг - применяет освобождение от НДС, а в отношении прочей деятельности исчисляет НДС по ставке 5%. Облагается ли НДС передача организацией по договору франчайзинга прав на оказание ветеринарных услуг с использованием ее знака обслуживания?
(Консультация эксперта, 2025)В свою очередь, гл. 21 НК РФ не содержит определения понятий "ветеринарные услуги", "франчайзинг", "франшиза", "франчайзер". Франчайзинг относится к сделкам с передачей прав использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков. В первую очередь, услуги франчайзинга подразумевают под собой передачу права использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера, а не исключительно консалтинговые и маркетинговые услуги, которые имеют второстепенное значение (Решение Суда по интеллектуальным правам от 25.04.2019 по делу N СИП-343/2018).
(Консультация эксперта, 2025)В свою очередь, гл. 21 НК РФ не содержит определения понятий "ветеринарные услуги", "франчайзинг", "франшиза", "франчайзер". Франчайзинг относится к сделкам с передачей прав использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков. В первую очередь, услуги франчайзинга подразумевают под собой передачу права использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера, а не исключительно консалтинговые и маркетинговые услуги, которые имеют второстепенное значение (Решение Суда по интеллектуальным правам от 25.04.2019 по делу N СИП-343/2018).
Статья: Теоретические и практические проблемы соотношения договора коммерческой концессии и франчайзинга
(Кулеева И.Ю.)
("Современное право", 2021, N 2)При решении спора суд опирался на положения договора франчайзинга, а также на нормы гражданского права по договору коммерческой концессии, тем самым признавая эти договоры синонимами. Предмет договора франчайзинга также соответствовал предмету договора коммерческой концессии по российскому законодательству, а именно: в него входили фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, а также ноу-хау.
(Кулеева И.Ю.)
("Современное право", 2021, N 2)При решении спора суд опирался на положения договора франчайзинга, а также на нормы гражданского права по договору коммерческой концессии, тем самым признавая эти договоры синонимами. Предмет договора франчайзинга также соответствовал предмету договора коммерческой концессии по российскому законодательству, а именно: в него входили фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, а также ноу-хау.
Вопрос: Чем паушальный платеж отличается от роялти?
(Консультация эксперта, 2025)Франшиза может быть определена как комплекс исключительных прав, передаваемых одним лицом (правообладателем) другому лицу (пользователю) по договору коммерческой концессии (договору франчайзинга). Например, в Решении Суда по интеллектуальным правам от 21.05.2019 по делу N СИП-344/2018 указано, что франчайзинг (англ. franchise - лицензия, привилегия), франшиза (фр. franchise - льгота, привилегия), коммерческая концессия - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзинг) за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзинг) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки (бренды) франчайзера, суть коммерческая концессия.
(Консультация эксперта, 2025)Франшиза может быть определена как комплекс исключительных прав, передаваемых одним лицом (правообладателем) другому лицу (пользователю) по договору коммерческой концессии (договору франчайзинга). Например, в Решении Суда по интеллектуальным правам от 21.05.2019 по делу N СИП-344/2018 указано, что франчайзинг (англ. franchise - лицензия, привилегия), франшиза (фр. franchise - льгота, привилегия), коммерческая концессия - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзинг) за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзинг) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки (бренды) франчайзера, суть коммерческая концессия.
Статья: Франчайзи: риски в новых реалиях, о которых стоит знать
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Среди рисков приобретения франшизы у новых компаний - отсутствие соответствующих объектов интеллектуальной собственности (ИС). Например, товарных знаков, ноу-хау, изобретений, полезных моделей. То есть недобросовестные франчайзеры предлагают то, чего у них на самом деле нет.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Среди рисков приобретения франшизы у новых компаний - отсутствие соответствующих объектов интеллектуальной собственности (ИС). Например, товарных знаков, ноу-хау, изобретений, полезных моделей. То есть недобросовестные франчайзеры предлагают то, чего у них на самом деле нет.
Статья: Антимонопольные иммунитеты и их статус в современном законодательстве и антимонопольном правоприменении
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- Обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей. Здесь мы видим два условия в одном. Необходимость следовать ценовой политике правообладателя имеет несколько причин. Во-первых, создавая единую сеть по модели франчайзинга, правообладатель стремится поддерживать единые стандарты обслуживания. Условная пицца должна стоить одинаково во всех регионах с примерно одинаковым уровнем развития. Второе - зачастую правообладатель более осведомлен о надлежащем уровне цен и не готов к закрытию франшизы в связи с возросшими аппетитами пользователя. С антимонопольной точки зрения - это антиконкурентная практика по установлению цен. Следующий за ценовым ограничением запрет, по сути, повторяет запрет сотрудничества с конкурентами с такой же правовой квалификацией с антимонопольной точки зрения.
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- Обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей. Здесь мы видим два условия в одном. Необходимость следовать ценовой политике правообладателя имеет несколько причин. Во-первых, создавая единую сеть по модели франчайзинга, правообладатель стремится поддерживать единые стандарты обслуживания. Условная пицца должна стоить одинаково во всех регионах с примерно одинаковым уровнем развития. Второе - зачастую правообладатель более осведомлен о надлежащем уровне цен и не готов к закрытию франшизы в связи с возросшими аппетитами пользователя. С антимонопольной точки зрения - это антиконкурентная практика по установлению цен. Следующий за ценовым ограничением запрет, по сути, повторяет запрет сотрудничества с конкурентами с такой же правовой квалификацией с антимонопольной точки зрения.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В дополнение к вышеупомянутым судебным средствам правовой защиты эксклюзивный дистрибьютор в ряде случаев (в зависимости от юрисдикции) может использовать несудебные средства для достижения защиты своих прав. Так, если эксклюзивный дистрибьютор отвечает требованиям франчайзинговых отношений, он может вести переговоры с правообладателем о заключении договора франчайзинга и при достижении соглашения зарегистрировать переход соответствующих прав, прежде всего на товарный знак, в компетентном органе (обычно - ведомство по патентам и товарным знакам) для закрепления своих прав и перехода прав от франчайзера франчайзи в соответствии с требованиями национального законодательства государства действия франшизы с тем, чтобы добиться эксклюзивных правомочий применительно к объектам промышленной собственности на конкретном рынке и разрешать споры через соответствующий компетентный орган.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В дополнение к вышеупомянутым судебным средствам правовой защиты эксклюзивный дистрибьютор в ряде случаев (в зависимости от юрисдикции) может использовать несудебные средства для достижения защиты своих прав. Так, если эксклюзивный дистрибьютор отвечает требованиям франчайзинговых отношений, он может вести переговоры с правообладателем о заключении договора франчайзинга и при достижении соглашения зарегистрировать переход соответствующих прав, прежде всего на товарный знак, в компетентном органе (обычно - ведомство по патентам и товарным знакам) для закрепления своих прав и перехода прав от франчайзера франчайзи в соответствии с требованиями национального законодательства государства действия франшизы с тем, чтобы добиться эксклюзивных правомочий применительно к объектам промышленной собственности на конкретном рынке и разрешать споры через соответствующий компетентный орган.