Форс мажор грузоперевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Форс мажор грузоперевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Общая информация- обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
Статья: Take or Pay в договорах: гарантия стабильности или скрытые риски?
(Матрон О., Калинова Т., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)- встречные обязанности перевозчика обеспечить перевозку грузов в согласованном сторонами объеме и в случае неприема перевозчиком грузов для перевозки в согласованном сторонами объеме уплатить неустойку в размере суммы провозных платежей за перевозку согласованных объемов грузов, но не принятых для перевозки объемов грузов, за исключением случаев непринятия грузов для перевозки по причинам, зависящим от грузоотправителя либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
(Матрон О., Калинова Т., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)- встречные обязанности перевозчика обеспечить перевозку грузов в согласованном сторонами объеме и в случае неприема перевозчиком грузов для перевозки в согласованном сторонами объеме уплатить неустойку в размере суммы провозных платежей за перевозку согласованных объемов грузов, но не принятых для перевозки объемов грузов, за исключением случаев непринятия грузов для перевозки по причинам, зависящим от грузоотправителя либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 29. Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 29. Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Статья: Если сроки доставки нарушены
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)В связи с этим считаем, что сложившаяся "санкционная" ситуация может расцениваться как форс-мажор, если в результате была заблокирована сама возможность перевозки-доставки груза. Однако суды в каждом конкретном случае будут рассматривать обстоятельства случившегося, действительно ли перевозчик не мог исполнить договор, мог ли избежать этого при обычной должной степени осмотрительности, предпринял ли все зависящие от него меры.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)В связи с этим считаем, что сложившаяся "санкционная" ситуация может расцениваться как форс-мажор, если в результате была заблокирована сама возможность перевозки-доставки груза. Однако суды в каждом конкретном случае будут рассматривать обстоятельства случившегося, действительно ли перевозчик не мог исполнить договор, мог ли избежать этого при обычной должной степени осмотрительности, предпринял ли все зависящие от него меры.