Формы таможенного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы таможенного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 325 "Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров" Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"После получения таможенным органом КДТ должностным лицом ЦЭД в тот же день 30.08.2022 начато проведение предусмотренной статьей 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) формы таможенного контроля (в адрес таможенного представителя направлено требование (запрос) о представлении документов), в результате которой таможенный орган установил, что таможенным представителем при подаче в таможенный орган ДТ заявлены недостоверные сведения о валюте счета и таможенной стоимости товаров, в связи с чем 01.09.2022 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10228000-929/2022 в отношении ответчика по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования, принято решение о применении к ним меры обеспечения производства по делу в виде изъятия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Таможенные органы как субъекты таможенного контроля после выпуска товаров
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)А.Н. Клейменова (Шашкина) называет субъектами рассматриваемых правоотношений государство в лице таможенных органов и их должностных лиц, наделенных определенными полномочиями, а с другой стороны, юридические и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами [3]. Также субъектами таможенной проверки (одной из основных форм таможенного контроля после выпуска товаров) являются таможенные органы как федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела, а с другой - лица, в отношении которых она осуществляется, установленные ч. 5 ст. 331 ТК ЕАЭС [9].
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)А.Н. Клейменова (Шашкина) называет субъектами рассматриваемых правоотношений государство в лице таможенных органов и их должностных лиц, наделенных определенными полномочиями, а с другой стороны, юридические и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами [3]. Также субъектами таможенной проверки (одной из основных форм таможенного контроля после выпуска товаров) являются таможенные органы как федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела, а с другой - лица, в отношении которых она осуществляется, установленные ч. 5 ст. 331 ТК ЕАЭС [9].
Нормативные акты
Статья: Отдельные аспекты использования искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС "таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля". Объектами таможенного контроля выступают: 1) товары, находящиеся под таможенным контролем; 2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Союза, товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, товары для личного пользования, выпущенные в свободное обращение, а также товары, которые сохранили статус товаров Союза при их обратном ввозе на таможенную территорию Союза; 3) товары, находящиеся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования; 4) таможенные и иные документы; 5) деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур; 6) сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенные для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля (ст. 311 ТК ЕАЭС). Статья 322 ТК ЕАЭС выделяет следующие формы таможенного контроля: 1) получение объяснений; 2) проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; 3) таможенный осмотр; 4) таможенный досмотр; 5) личный таможенный досмотр; 6) таможенный осмотр помещений и территорий; 7) таможенная проверка.
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС "таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля". Объектами таможенного контроля выступают: 1) товары, находящиеся под таможенным контролем; 2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Союза, товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, товары для личного пользования, выпущенные в свободное обращение, а также товары, которые сохранили статус товаров Союза при их обратном ввозе на таможенную территорию Союза; 3) товары, находящиеся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования; 4) таможенные и иные документы; 5) деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур; 6) сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенные для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля (ст. 311 ТК ЕАЭС). Статья 322 ТК ЕАЭС выделяет следующие формы таможенного контроля: 1) получение объяснений; 2) проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; 3) таможенный осмотр; 4) таможенный досмотр; 5) личный таможенный досмотр; 6) таможенный осмотр помещений и территорий; 7) таможенная проверка.
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям ст. 329 ТК ЕАЭС личный таможенный досмотр - форма таможенного контроля, осуществляемая при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям ст. 329 ТК ЕАЭС личный таможенный досмотр - форма таможенного контроля, осуществляемая при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.
Статья: Совершенствование качества подготовки специалистов таможенного дела на основе использования современных инновационных образовательных методов обучения
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)<4> Шевчук П.С., Вербов В.Ф., Безуглов Д.А. Совершенствование реализации отдельных форм таможенного контроля с применением технических средств таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза: Отчет о НИР / Ростовский филиал Российской таможенной академии. 2021. 163 с.
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)<4> Шевчук П.С., Вербов В.Ф., Безуглов Д.А. Совершенствование реализации отдельных форм таможенного контроля с применением технических средств таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза: Отчет о НИР / Ростовский филиал Российской таможенной академии. 2021. 163 с.
Статья: Актуальные проблемы осуществления таможенного контроля как метода экспортного контроля в Российской Федерации при перемещении товаров и технологий двойного назначения между государствами - членами ЕАЭС
(Шкиперов А.А., Скворцова В.А., Винькова Т.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)таможенный контроль осуществляется путем применения таможенными органами 7 форм <13> таможенного контроля (в числе которых - таможенная проверка) и 15 мер <14>, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Государственный контроль за участниками ВЭД осуществляется только путем проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований (информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, объявление предостережений и др.) и проверок (плановых и внеплановых, документарных и выездных) <15>;
(Шкиперов А.А., Скворцова В.А., Винькова Т.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)таможенный контроль осуществляется путем применения таможенными органами 7 форм <13> таможенного контроля (в числе которых - таможенная проверка) и 15 мер <14>, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Государственный контроль за участниками ВЭД осуществляется только путем проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований (информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, объявление предостережений и др.) и проверок (плановых и внеплановых, документарных и выездных) <15>;
Статья: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Одной из форм таможенного контроля в соответствии с положениями ст. 322 Таможенного кодекса ЕАЭС является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. В соответствии с п. 1 ст. 332 Таможенного кодекса ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Одной из форм таможенного контроля в соответствии с положениями ст. 322 Таможенного кодекса ЕАЭС является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. В соответствии с п. 1 ст. 332 Таможенного кодекса ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о таможенной экспертизе
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Таможенная экспертиза, являясь важным институтом таможенного дела, представляет собой одну из форм таможенного контроля. Проведение экспертизы позволяет получить ответы на вопросы о стране происхождения товара, его качестве и соответствии нормам государственных и международных стандартов. Ее результаты - основание для принятия решений по проблемным или спорным вопросам, возникающим в процессе перемещения товаров через таможенную границу.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Таможенная экспертиза, являясь важным институтом таможенного дела, представляет собой одну из форм таможенного контроля. Проведение экспертизы позволяет получить ответы на вопросы о стране происхождения товара, его качестве и соответствии нормам государственных и международных стандартов. Ее результаты - основание для принятия решений по проблемным или спорным вопросам, возникающим в процессе перемещения товаров через таможенную границу.
Статья: Оценка экономической эффективности таможенных услуг при таможенном контроле международных почтовых отправлений
(Греков И.В.)
("Таможенное дело", 2020, N 4)Показатель "Проведение таможенных досмотров МПО", а также показатель "Проведение таможенных осмотров с применением ДРТ" являются производственными и отражают экономический результат от применения подобных форм таможенного контроля. Каждый из производственных показателей делится на четыре категории (рис. 4).
(Греков И.В.)
("Таможенное дело", 2020, N 4)Показатель "Проведение таможенных досмотров МПО", а также показатель "Проведение таможенных осмотров с применением ДРТ" являются производственными и отражают экономический результат от применения подобных форм таможенного контроля. Каждый из производственных показателей делится на четыре категории (рис. 4).
Статья: Повышение качества таможенного администрирования: правовой аспект
(Мильшина И.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Основным фактором достижения поставленных целей ФТС России в части сокращения времени совершения таможенных операций и содействия международной торговле является автоматизация процессов таможенного контроля. Прежде всего это касается такой формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей. Работа центров электронного декларирования основана на проверке электронных документов, решение по регистрации которых зачастую принимается автоматически. Поэтому развитие системы ЦЭД будет способствовать дальнейшей автоматизации решений, принимаемых таможенными органами, что послужит совершенствованию таможенного администрирования.
(Мильшина И.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Основным фактором достижения поставленных целей ФТС России в части сокращения времени совершения таможенных операций и содействия международной торговле является автоматизация процессов таможенного контроля. Прежде всего это касается такой формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей. Работа центров электронного декларирования основана на проверке электронных документов, решение по регистрации которых зачастую принимается автоматически. Поэтому развитие системы ЦЭД будет способствовать дальнейшей автоматизации решений, принимаемых таможенными органами, что послужит совершенствованию таможенного администрирования.
Статья: Административно-процессуальная форма как категория административного процесса
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)1) для обозначения различных видов процессуальной деятельности. Таможенный кодекс Таможенного союза (документ утратил силу) в ст. 110 закрепил формы таможенного контроля, которые образуют процессуальную форму осуществления контрольных мероприятий, в том числе проверку документов и сведений <2>;
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)1) для обозначения различных видов процессуальной деятельности. Таможенный кодекс Таможенного союза (документ утратил силу) в ст. 110 закрепил формы таможенного контроля, которые образуют процессуальную форму осуществления контрольных мероприятий, в том числе проверку документов и сведений <2>;