Формы получения обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы получения обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Оплата времени обучения сотрудника
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций... исходили из того, что требования истца о взыскании с ответчика заработной платы в двойном размере за два календарных дня - 9 и 10 мая... - основаны на неверном толковании норм материального права. Направление работника в другую местность на обучение с целью переподготовки не подразумевает поездку с целью выполнения по распоряжению руководителя служебного поручения, то есть по существу не является служебной командировкой с целью выполнения работы. В данном случае ставится другая задача - получение работником дополнительного образования в форме повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций... исходили из того, что требования истца о взыскании с ответчика заработной платы в двойном размере за два календарных дня - 9 и 10 мая... - основаны на неверном толковании норм материального права. Направление работника в другую местность на обучение с целью переподготовки не подразумевает поездку с целью выполнения по распоряжению руководителя служебного поручения, то есть по существу не является служебной командировкой с целью выполнения работы. В данном случае ставится другая задача - получение работником дополнительного образования в форме повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Отсрочка от призыва граждан на военную службу" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Приведенные нормы позволяют сделать вывод, что установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы уровни и формы получения общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Формы получения общего образования в РФ
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Формы получения общего образования в РФ
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
Статья: Право ребенка на образование и право родителя на выбор образовательной организации в период цифровизации среды
(Ульянова М.В.)
("Современный юрист", 2022, N 2)Цель/задачи. Осмысление права на образование в рамках семейно-правовой работы как частного права и выявление содержания права ребенка на образование в сопоставлении с родительским правом на выбор формы получения образования и формы обучения ребенка, определение пределов осуществления права ребенка; определение права как частного, поиск баланса.
(Ульянова М.В.)
("Современный юрист", 2022, N 2)Цель/задачи. Осмысление права на образование в рамках семейно-правовой работы как частного права и выявление содержания права ребенка на образование в сопоставлении с родительским правом на выбор формы получения образования и формы обучения ребенка, определение пределов осуществления права ребенка; определение права как частного, поиск баланса.
Статья: Правовые проблемы и перспективы развития семейной формы образования
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<1> См.: Петрова Л.А. Родители обучающихся как субъекты образовательных отношений. Семейное воспитание в отечественном образовании. Орехово-Зуево, 2014; Цомартова Ф.В., Качмазова Л.Г. Получение образования вне образовательных организаций: правовые перспективы // Журнал российского права. 2014. N 2. С. 27 - 35; Матвеев В.Ю. Правовое регулирование семейного образования на региональном и муниципальном уровнях // Журнал российского права. 2018. N 11. С. 97 - 105; Касаткин М.Н. Семейное образование как правовая форма получения образования в России и Великобритании // Вестник Московского университета МВД России. 2015. N 4. С. 30 - 33.
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<1> См.: Петрова Л.А. Родители обучающихся как субъекты образовательных отношений. Семейное воспитание в отечественном образовании. Орехово-Зуево, 2014; Цомартова Ф.В., Качмазова Л.Г. Получение образования вне образовательных организаций: правовые перспективы // Журнал российского права. 2014. N 2. С. 27 - 35; Матвеев В.Ю. Правовое регулирование семейного образования на региональном и муниципальном уровнях // Журнал российского права. 2018. N 11. С. 97 - 105; Касаткин М.Н. Семейное образование как правовая форма получения образования в России и Великобритании // Вестник Московского университета МВД России. 2015. N 4. С. 30 - 33.
Ситуация: Каковы особенности очно-заочной формы обучения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности, по общему правилу, определяются соответствующими ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями (ч. 5 ст. 17 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности, по общему правилу, определяются соответствующими ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями (ч. 5 ст. 17 Закона N 273-ФЗ).
Информация: Разъяснения Ростехнадзора и Минпросвещения: Как организовать обучение и проверку знаний рабочих на ОПО?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)Формы получения профессионального образования требованиями Правил не ограничены.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)Формы получения профессионального образования требованиями Правил не ограничены.
Статья: Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей в структуре семейного правоотношения
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Права ребенка, как и других субъектов, можно подразделить на имущественные и личные неимущественные. Логично было бы говорить, что у ребенка есть только имущественные права, которые, восполняя его дееспособность, реализует законный представитель. Осуществлением имущественных прав ребенка является его участие в гражданско-правовых отношениях, а семейным правоотношением является представление интересов ребенка (не в противоречии с его интересами). Далее в нормах позитивного права закреплены "право ребенка на имя", "право ребенка выражать свое мнение", "право ребенка на защиту", "право жить и воспитываться в семье", "право на заботу своих родителей" и др. личные права (п. 2 ст. 54 СК РФ). Право на имя принадлежит лично ребенку, в то время как родителю принадлежит право на выбор имени ребенку (п. 2 ст. 58 СК РФ); право на имя ребенка находится в определенной взаимосвязи с правом родителей на выбор имени, право на образование (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ) и право родителя на выбор образовательной организации и формы получения образования с учетом мнения ребенка (абз. 2 п. 2 ст. 63 СК РФ). Во взаимосвязи с правом родителя законодателем закреплено право ребенка на выражение своего мнение и его учет. Поэтому условно можно выделить права ребенка, где осуществление обеспечивается действиями родителя, и права, которые неотделимы от личности и их осуществление требует свершение действий и от ребенка (например, право выражать свое мнение - ст. 57 СК РФ).
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Права ребенка, как и других субъектов, можно подразделить на имущественные и личные неимущественные. Логично было бы говорить, что у ребенка есть только имущественные права, которые, восполняя его дееспособность, реализует законный представитель. Осуществлением имущественных прав ребенка является его участие в гражданско-правовых отношениях, а семейным правоотношением является представление интересов ребенка (не в противоречии с его интересами). Далее в нормах позитивного права закреплены "право ребенка на имя", "право ребенка выражать свое мнение", "право ребенка на защиту", "право жить и воспитываться в семье", "право на заботу своих родителей" и др. личные права (п. 2 ст. 54 СК РФ). Право на имя принадлежит лично ребенку, в то время как родителю принадлежит право на выбор имени ребенку (п. 2 ст. 58 СК РФ); право на имя ребенка находится в определенной взаимосвязи с правом родителей на выбор имени, право на образование (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ) и право родителя на выбор образовательной организации и формы получения образования с учетом мнения ребенка (абз. 2 п. 2 ст. 63 СК РФ). Во взаимосвязи с правом родителя законодателем закреплено право ребенка на выражение своего мнение и его учет. Поэтому условно можно выделить права ребенка, где осуществление обеспечивается действиями родителя, и права, которые неотделимы от личности и их осуществление требует свершение действий и от ребенка (например, право выражать свое мнение - ст. 57 СК РФ).
Готовое решение: Как принять на работу несовершеннолетнего
(КонсультантПлюс, 2025)достигли возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставили общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчислены из указанной организации и продолжают получать общее образование в иной форме обучения. В этом случае работа должна выполняться без ущерба для освоения образовательной программы (ч. 2 ст. 63 ТК РФ, абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1);
(КонсультантПлюс, 2025)достигли возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставили общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчислены из указанной организации и продолжают получать общее образование в иной форме обучения. В этом случае работа должна выполняться без ущерба для освоения образовательной программы (ч. 2 ст. 63 ТК РФ, абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1);
Ситуация: Каковы права и обязанности родителей, а также ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обязанность родителей обеспечивать получение детьми общего образования. При этом родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Также им предоставлено право инициировать создание совета родителей в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии ею локальных нормативных актов (включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обязанность родителей обеспечивать получение детьми общего образования. При этом родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Также им предоставлено право инициировать создание совета родителей в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии ею локальных нормативных актов (включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы);
Статья: Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)<*> Статья подготовлена по результатам экспертно-аналитического исследования "Совершенствование законодательного регулирования семейной формы получения общего образования. Возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения при освоении образовательных программ общего образования" по заказу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2019 г.
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)<*> Статья подготовлена по результатам экспертно-аналитического исследования "Совершенствование законодательного регулирования семейной формы получения общего образования. Возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения при освоении образовательных программ общего образования" по заказу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2019 г.
Готовое решение: Как получить лицензию на образовательную деятельность и внести изменения в реестр лицензий
(КонсультантПлюс, 2025)7. Как получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в форме дополнительного образования
(КонсультантПлюс, 2025)7. Как получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в форме дополнительного образования