Формы общественных обсуждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы общественных обсуждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Совокупный анализ положений статьи 5.1 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что общественные обсуждения являются формой участия населения в местном самоуправления, посредством которой выявляется мнение населения и доводится до представительного органа местного самоуправления."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Совокупный анализ положений статьи 5.1 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что общественные обсуждения являются формой участия населения в местном самоуправления, посредством которой выявляется мнение населения и доводится до представительного органа местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательное обсуждение как перспективная форма общественного контроля муниципальных закупок
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
(ред. от 31.07.2025)6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений научно-технологического развития и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений научно-технологического развития и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- участие в принятии государственных решений получило реализацию посредством созданных единых порталов, сайтов с использованием форм обратной связи, общественного обсуждения докладов, в которых в числе прочего и рассматриваются вопросы, подходы, критерии к организации контрольно-надзорного воздействия, выявления рисков (например, последний механизм активно используется Банком России при внедрении новых технологий, формировании новых отношений) <3>;
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- участие в принятии государственных решений получило реализацию посредством созданных единых порталов, сайтов с использованием форм обратной связи, общественного обсуждения докладов, в которых в числе прочего и рассматриваются вопросы, подходы, критерии к организации контрольно-надзорного воздействия, выявления рисков (например, последний механизм активно используется Банком России при внедрении новых технологий, формировании новых отношений) <3>;
Статья: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Общественный контроль в сфере государственных закупок - это добровольная деятельность граждан, общественных объединений и юридических лиц с целью развития контрактной системы, выявления нарушений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"). Общественный контроль государственных закупок делится на обязательный и факультативный. Обязательный общественный контроль производится в предусмотренных законом случаях, например в форме общественных обсуждений, а факультативный общественный контроль проявляется в возможности гражданам, общественным объединениям выявлять и предупреждать нарушения, а также предотвращать нецелевые закупки.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Общественный контроль в сфере государственных закупок - это добровольная деятельность граждан, общественных объединений и юридических лиц с целью развития контрактной системы, выявления нарушений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"). Общественный контроль государственных закупок делится на обязательный и факультативный. Обязательный общественный контроль производится в предусмотренных законом случаях, например в форме общественных обсуждений, а факультативный общественный контроль проявляется в возможности гражданам, общественным объединениям выявлять и предупреждать нарушения, а также предотвращать нецелевые закупки.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Речь, в частности, идет об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний, сроке проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; официальном сайте и (или) информационных системах, используемых для оповещения населения, требованиях к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форме оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядке подготовки и форме протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядке подготовки и форме заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, порядке проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядке консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Речь, в частности, идет об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний, сроке проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; официальном сайте и (или) информационных системах, используемых для оповещения населения, требованиях к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форме оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядке подготовки и форме протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядке подготовки и форме заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, порядке проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядке консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Готовое решение: В каких случаях трудовая инспекция применяет проверочные листы
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы при проведении плановых выездных проверок работодателей (п. 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее - Положение N 1230), пп. "б" п. 10 Требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844 (далее - Требования к проверочным листам)).
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы при проведении плановых выездных проверок работодателей (п. 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее - Положение N 1230), пп. "б" п. 10 Требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844 (далее - Требования к проверочным листам)).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Необходимо отметить, что хотя в комментируемой статье нормативная регламентация правил и процедур проведения ОРВ отнесена к полномочиям исключительно федерального правительства, фактически значительная часть таких вопросов урегулирована приказами Минэкономразвития России. Это, в частности, касается следующих вопросов: методика проведения оценочных процедур; форма сводного отчета о проведении ОРВ; состав и содержание сведений сводного отчета о проведении оценки для проектов нормативных правовых актов со средней и низкой степенью регулирующего воздействия <1>; утверждение формы заключения об ОРВ <2>; методика проведения общественных обсуждений <3>, а также методика оценки стандартных издержек бизнеса в связи с требованиями регулирования <4>. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 2 рассматриваемого Федерального закона, указанное Министерство также разрабатывает соответствующие методические документы для органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления <5>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Необходимо отметить, что хотя в комментируемой статье нормативная регламентация правил и процедур проведения ОРВ отнесена к полномочиям исключительно федерального правительства, фактически значительная часть таких вопросов урегулирована приказами Минэкономразвития России. Это, в частности, касается следующих вопросов: методика проведения оценочных процедур; форма сводного отчета о проведении ОРВ; состав и содержание сведений сводного отчета о проведении оценки для проектов нормативных правовых актов со средней и низкой степенью регулирующего воздействия <1>; утверждение формы заключения об ОРВ <2>; методика проведения общественных обсуждений <3>, а также методика оценки стандартных издержек бизнеса в связи с требованиями регулирования <4>. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 2 рассматриваемого Федерального закона, указанное Министерство также разрабатывает соответствующие методические документы для органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления <5>.
Статья: Готовится новая форма декларации по налогу на прибыль организаций
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)На федеральном портале проектов нормативных правовых актов общественное обсуждение проходит проект приказа ФНС России, утверждающего новую форму декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)На федеральном портале проектов нормативных правовых актов общественное обсуждение проходит проект приказа ФНС России, утверждающего новую форму декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения.
Статья: Проблемы взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Так, несмотря на возможность взаимодействия субъектов общественного контроля в сфере публичных закупок с органами публичной власти в форме общественных обсуждений, данная форма не является достаточно эффективной.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Так, несмотря на возможность взаимодействия субъектов общественного контроля в сфере публичных закупок с органами публичной власти в форме общественных обсуждений, данная форма не является достаточно эффективной.
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Современное законодательство в качестве способов выявления общественного мнения по определенным вопросам в сфере градостроительства называет публичные слушания и общественные обсуждения. В силу ГрК РФ принципиальное отличие между этими формами общественного контроля <3> заключается в том, что публичные слушания предполагают непосредственное участие в собрании заинтересованных лиц, а общественные обсуждения проводятся с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет или регионального портала государственных и муниципальных услуг <4>. В то же время в пункте 3 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" указано, что "общественное обсуждение может проводиться (курсивным шрифтом выделено мной. - Е.Б.) через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет". С учетом специального характера норм ГрК РФ следует признать их приоритетность, и, соответственно, процедура общественных обсуждений градостроительных решений в качестве обязательного этапа включает размещение проекта с использованием интернет-технологий. Таким образом, по форме проведения такие общественные обсуждения являются заочными и осуществляются в электронной форме.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Современное законодательство в качестве способов выявления общественного мнения по определенным вопросам в сфере градостроительства называет публичные слушания и общественные обсуждения. В силу ГрК РФ принципиальное отличие между этими формами общественного контроля <3> заключается в том, что публичные слушания предполагают непосредственное участие в собрании заинтересованных лиц, а общественные обсуждения проводятся с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет или регионального портала государственных и муниципальных услуг <4>. В то же время в пункте 3 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" указано, что "общественное обсуждение может проводиться (курсивным шрифтом выделено мной. - Е.Б.) через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет". С учетом специального характера норм ГрК РФ следует признать их приоритетность, и, соответственно, процедура общественных обсуждений градостроительных решений в качестве обязательного этапа включает размещение проекта с использованием интернет-технологий. Таким образом, по форме проведения такие общественные обсуждения являются заочными и осуществляются в электронной форме.
Статья: Разработаны и обнародованы инициативы, касающиеся работодателей
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)На федеральном портале проектов нормативных правовых актов общественное обсуждение проходит проект приказа Минтруда России "Об утверждении формы справки о фактически начисленной заработной плате для назначения ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации". Также опубликованы инициативы в части требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам и поправки, связанные с запретом снижения зарплаты работникам из-за дисциплинарных взысканий. Рассмотрим их.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)На федеральном портале проектов нормативных правовых актов общественное обсуждение проходит проект приказа Минтруда России "Об утверждении формы справки о фактически начисленной заработной плате для назначения ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации". Также опубликованы инициативы в части требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам и поправки, связанные с запретом снижения зарплаты работникам из-за дисциплинарных взысканий. Рассмотрим их.