Формы общественного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы общественного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательное обсуждение как перспективная форма общественного контроля муниципальных закупок
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"Статья 18. Формы общественного контроля
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"Статья 18. Формы общественного контроля
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.
Статья: Проблема классифицирования правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Разграничение правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности должно отражать специфику участия. Формы можно определить, проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, иных актов, отражающих законодательный подход к определению участия граждан в управлении делами государства, форм общественного контроля, участия граждан в обеспечении общественного порядка и др. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в ст. 9 устанавливает права и обязанности граждан в области обороны, в ст. 8 - функции организаций и обязанности их должностных лиц.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Разграничение правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности должно отражать специфику участия. Формы можно определить, проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, иных актов, отражающих законодательный подход к определению участия граждан в управлении делами государства, форм общественного контроля, участия граждан в обеспечении общественного порядка и др. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в ст. 9 устанавливает права и обязанности граждан в области обороны, в ст. 8 - функции организаций и обязанности их должностных лиц.
Статья: Общественный финансовый контроль в социальной сфере: особенности правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Рассматривая такую форму общественного финансового контроля, как предоставление информации о деятельности внебюджетных фондов, следует отметить, что она соответствует принципу гласности, публичности, открытости в деятельности государства и его организаций, в связи с этим информация об их деятельности размещается на официальных сайтах данных фондов. Все заинтересованные лица могут получить основные сведения о структуре их бюджетов, составе доходной и расходной части, наличии дефицита, профицита или сбалансированности бюджета внебюджетного фонда.
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Рассматривая такую форму общественного финансового контроля, как предоставление информации о деятельности внебюджетных фондов, следует отметить, что она соответствует принципу гласности, публичности, открытости в деятельности государства и его организаций, в связи с этим информация об их деятельности размещается на официальных сайтах данных фондов. Все заинтересованные лица могут получить основные сведения о структуре их бюджетов, составе доходной и расходной части, наличии дефицита, профицита или сбалансированности бюджета внебюджетного фонда.
Статья: Права и законные интересы субъектов общественного контроля: содержание и классификация
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)По содержанию: общие, специальные, исключительные права. К общим правам следует отнести возможность участия граждан в деятельности органов власти в целом, в рамках чего, во-первых, допускается формирование и изложение блока своих поручений и сообщение текущих пожеланий этим органам, во-вторых, наличие возможности периодической оценки работы органов власти со стороны граждан и их объединений <4>. К специальной группе относятся права, прямо закрепленные в законодательстве, регламентирующем общественный контроль: право выбора формы общественного контроля (проведение общественного мониторинга, проверки, обсуждений, публичных слушаний и пр.), право доступа к информации об общественном контроле, право выдвижения общественных инициатив, право посещения соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также возможность запрашивать у компетентных органов необходимые сведения, подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ, право обращения в суд и иные органы власти. Исключительными могут быть названы права, устанавливаемые в процессе общественной деятельности, как правило, локальными актами самих субъектов общественного контроля в целях решения определенных ситуативных вопросов.
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)По содержанию: общие, специальные, исключительные права. К общим правам следует отнести возможность участия граждан в деятельности органов власти в целом, в рамках чего, во-первых, допускается формирование и изложение блока своих поручений и сообщение текущих пожеланий этим органам, во-вторых, наличие возможности периодической оценки работы органов власти со стороны граждан и их объединений <4>. К специальной группе относятся права, прямо закрепленные в законодательстве, регламентирующем общественный контроль: право выбора формы общественного контроля (проведение общественного мониторинга, проверки, обсуждений, публичных слушаний и пр.), право доступа к информации об общественном контроле, право выдвижения общественных инициатив, право посещения соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также возможность запрашивать у компетентных органов необходимые сведения, подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ, право обращения в суд и иные органы власти. Исключительными могут быть названы права, устанавливаемые в процессе общественной деятельности, как правило, локальными актами самих субъектов общественного контроля в целях решения определенных ситуативных вопросов.
Статья: Конституционно-правовая природа категории "публично-властный контроль"
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Мало того, в контексте развития гражданского общества и открытости публичной власти необходимо развитие моделей и форм общественного контроля, отсутствие или низкая продуктивность которого ведет к снижению эффективности работы всего механизма публичной власти и создает условия и возможности для злоупотреблений со стороны органов публичной власти и должностных лиц.
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Мало того, в контексте развития гражданского общества и открытости публичной власти необходимо развитие моделей и форм общественного контроля, отсутствие или низкая продуктивность которого ведет к снижению эффективности работы всего механизма публичной власти и создает условия и возможности для злоупотреблений со стороны органов публичной власти и должностных лиц.
Статья: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)По мнению С.В. Мирошника, существуют две разновидности общественного контроля: "обязательный и инициативный" <3>. Данное разделение общественного контроля на "обязательный и инициативный" представляется рациональным. Так, ст. 20 Федерального закона "О контрактной системе" зафиксированы случаи обязательного обсуждения публичных закупок, что является одной из форм общественного контроля. При этом ст. 102 Федерального закона "О контрактной системе" установлен перечень полномочий, которые реализуются субъектами общественного контроля по своей инициативе.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)По мнению С.В. Мирошника, существуют две разновидности общественного контроля: "обязательный и инициативный" <3>. Данное разделение общественного контроля на "обязательный и инициативный" представляется рациональным. Так, ст. 20 Федерального закона "О контрактной системе" зафиксированы случаи обязательного обсуждения публичных закупок, что является одной из форм общественного контроля. При этом ст. 102 Федерального закона "О контрактной системе" установлен перечень полномочий, которые реализуются субъектами общественного контроля по своей инициативе.
Статья: О некоторых актуальных проблемах совершенствования общественного контроля в Российской Федерации
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В статье высказываются авторские соображения о сущности, роли, месте, видах и формах общественного контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности современного Российского государства. Отдельное внимание уделяется вопросам общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. Вносится ряд предложений по проблематике института общественного контроля.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В статье высказываются авторские соображения о сущности, роли, месте, видах и формах общественного контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности современного Российского государства. Отдельное внимание уделяется вопросам общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. Вносится ряд предложений по проблематике института общественного контроля.
Статья: Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)В данной статье анализируются субъекты и формы общественного контроля в сфере науки и образования, среди субъектов автор выделяет Общественную палату РФ и общественные палаты субъектов РФ, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, а также общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, общественных организаций и общественных наблюдателей.
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)В данной статье анализируются субъекты и формы общественного контроля в сфере науки и образования, среди субъектов автор выделяет Общественную палату РФ и общественные палаты субъектов РФ, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, а также общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, общественных организаций и общественных наблюдателей.
Статья: Цифровая трансформация и общественный контроль: перспективы влияния
(Лисина Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Ключевые слова: общественный контроль, субъект общественного контроля, форма общественного контроля, метод общественного контроля, цифровая трансформация, цифровизация, цифровые технологии, блокчейн, информационная система, онлайн-платформа, цифровая платформа, "Ваш контроль", "Наша природа", "Активный гражданин".
(Лисина Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Ключевые слова: общественный контроль, субъект общественного контроля, форма общественного контроля, метод общественного контроля, цифровая трансформация, цифровизация, цифровые технологии, блокчейн, информационная система, онлайн-платформа, цифровая платформа, "Ваш контроль", "Наша природа", "Активный гражданин".
Статья: Роль общественного контроля в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: перспективы развития
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Формами общественного контроля выступают общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также общественная проверка, анализ и оценка издаваемых актов и принимаемых решений органов публичной власти, общественная экспертиза и иные формы, не противоречащие Закону об основах общественного контроля.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Формами общественного контроля выступают общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также общественная проверка, анализ и оценка издаваемых актов и принимаемых решений органов публичной власти, общественная экспертиза и иные формы, не противоречащие Закону об основах общественного контроля.