Формы непосредственной демократии
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы непосредственной демократии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)"Административное право и процесс", 2022, N 8
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)"Административное право и процесс", 2022, N 8
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Примечательно, что в гибридном статусе федеральной территории "Сириус" происходит не только смешение государственных и муниципальных задач, но и утрачивается муниципальное образование как муниципальный публично-правовой субъект. При этом право на местное самоуправление сводится к праву проживающих на федеральной территории граждан в соответствии с федеральными законами, уставом федеральной территории "Сириус", иными нормативными правовыми актами федеральной территории участвовать в осуществлении местного самоуправления в формах непосредственной демократии, а также через органы публичной власти федеральной территории "Сириус" (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 11 Федерального закона о Сириусе). Соответственно, речь идет именно об участии граждан в решении вопросов местного значения, а не об осуществлении местного самоуправления, что является прерогативой коллективного субъекта. Причем участие граждан в формировании органов публичной власти федеральной территории "Сириус" ограничивается правом избирать 9 из 17 членов Совета федеральной территории как ее представительного органа, который, в свою очередь, назначает главу администрации - исполнительно-распорядительного органа федеральной территории - и согласует назначение его заместителей (статья 12 и 14 Федерального закона о Сириусе).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Примечательно, что в гибридном статусе федеральной территории "Сириус" происходит не только смешение государственных и муниципальных задач, но и утрачивается муниципальное образование как муниципальный публично-правовой субъект. При этом право на местное самоуправление сводится к праву проживающих на федеральной территории граждан в соответствии с федеральными законами, уставом федеральной территории "Сириус", иными нормативными правовыми актами федеральной территории участвовать в осуществлении местного самоуправления в формах непосредственной демократии, а также через органы публичной власти федеральной территории "Сириус" (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 11 Федерального закона о Сириусе). Соответственно, речь идет именно об участии граждан в решении вопросов местного значения, а не об осуществлении местного самоуправления, что является прерогативой коллективного субъекта. Причем участие граждан в формировании органов публичной власти федеральной территории "Сириус" ограничивается правом избирать 9 из 17 членов Совета федеральной территории как ее представительного органа, который, в свою очередь, назначает главу администрации - исполнительно-распорядительного органа федеральной территории - и согласует назначение его заместителей (статья 12 и 14 Федерального закона о Сириусе).
Статья: Конституционно-правовые основы участия молодежи в принятии и исполнении государственных решений
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)В соответствии с действующим законодательством граждане участвуют в управлении государством непосредственно либо опосредованно - через выборных представителей. Непосредственное взаимодействие граждан и органов публичной власти преимущественно осуществляется путем реализации трех основных форм непосредственной демократии: императивной, регулятивной и консультативной.
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)В соответствии с действующим законодательством граждане участвуют в управлении государством непосредственно либо опосредованно - через выборных представителей. Непосредственное взаимодействие граждан и органов публичной власти преимущественно осуществляется путем реализации трех основных форм непосредственной демократии: императивной, регулятивной и консультативной.
Статья: Эффективность народовластия как необходимое условие функционирования единой системы публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Ключевые слова: эффективность народовластия, единая система публичной власти, формы непосредственной демократии, общественная инициатива, правотворческая инициатива граждан, отзыв депутата, общественный контроль.
(Ульянов А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Ключевые слова: эффективность народовластия, единая система публичной власти, формы непосредственной демократии, общественная инициатива, правотворческая инициатива граждан, отзыв депутата, общественный контроль.
Статья: Исследовательская деятельность студентов по изучению проблем взаимоотношений между органами местного самоуправления и государством
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Как мы указывали, в современных условиях эффективность местного самоуправления во многом зависит от его правовой самостоятельности. В этом вопросе не мешало бы перенять положительный опыт зарубежных стран в части организации финансовой поддержки муниципальных образований, увеличения делегирования региональных полномочий на муниципальный уровень, широкого развития различных форм непосредственной демократии, которые не позволяют региональной власти подмять под себя муниципалитеты. В качестве примера следовало бы использовать институт территориального общественного самоуправления, который позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения; петиционные референдумы, проводимые по инициативе местных органов власти, и прочие формы непосредственной демократии, применяемые в ряде зарубежных стран, в частности в Италии, США <7>.
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Как мы указывали, в современных условиях эффективность местного самоуправления во многом зависит от его правовой самостоятельности. В этом вопросе не мешало бы перенять положительный опыт зарубежных стран в части организации финансовой поддержки муниципальных образований, увеличения делегирования региональных полномочий на муниципальный уровень, широкого развития различных форм непосредственной демократии, которые не позволяют региональной власти подмять под себя муниципалитеты. В качестве примера следовало бы использовать институт территориального общественного самоуправления, который позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения; петиционные референдумы, проводимые по инициативе местных органов власти, и прочие формы непосредственной демократии, применяемые в ряде зарубежных стран, в частности в Италии, США <7>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Публичное обсуждение проекта руководства по соблюдению обязательных требований, с одной стороны, выступает определенной формой непосредственной демократии, а с другой - позволяет установить важную связь, столь необходимый диалог контролирующих органов власти с институтами гражданского общества, узнать их мнение о разрабатываемом проекте руководства по соблюдению обязательных требований. В представленном случае не только различные институты гражданского общества (союзы промышленников и предпринимателей, общественные палаты, творческие союзы, кооперативы и т.п.), но и конкретные граждане могут вносить конструктивные предложения, направленные на улучшение эффективности и качества проекта руководства по соблюдению обязательных требований.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Публичное обсуждение проекта руководства по соблюдению обязательных требований, с одной стороны, выступает определенной формой непосредственной демократии, а с другой - позволяет установить важную связь, столь необходимый диалог контролирующих органов власти с институтами гражданского общества, узнать их мнение о разрабатываемом проекте руководства по соблюдению обязательных требований. В представленном случае не только различные институты гражданского общества (союзы промышленников и предпринимателей, общественные палаты, творческие союзы, кооперативы и т.п.), но и конкретные граждане могут вносить конструктивные предложения, направленные на улучшение эффективности и качества проекта руководства по соблюдению обязательных требований.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)<24> Козодубов А.А. Реализация форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 6. С. 27 - 31.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)<24> Козодубов А.А. Реализация форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 6. С. 27 - 31.
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Первую группу процедур составляют процедуры, используемые населением в лице отдельных граждан или группы граждан, вторую группу составляют процедуры, используемые представительными органами муниципальных образований, третью - главами муниципальных образований, местными администрациями и их структурными подразделениями, четвертую - контрольно-счетными органами муниципальных образований. При этом в первую группу входят муниципальные процедуры обеспечения реализации форм непосредственной демократии, во вторую - процедуры обсуждения и голосования по проектам нормативных правовых актов, в третью - промульгации главами муниципальных образований нормативных актов, принятых представительными органами, и издание собственных как нормативных, так и индивидуальных правовых актов, четвертую группу составляют отчеты глав муниципальных образований перед представительными органами, а также проверки и иные контрольные процедуры, осуществляемые контрольно-счетными органами местного самоуправления.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Первую группу процедур составляют процедуры, используемые населением в лице отдельных граждан или группы граждан, вторую группу составляют процедуры, используемые представительными органами муниципальных образований, третью - главами муниципальных образований, местными администрациями и их структурными подразделениями, четвертую - контрольно-счетными органами муниципальных образований. При этом в первую группу входят муниципальные процедуры обеспечения реализации форм непосредственной демократии, во вторую - процедуры обсуждения и голосования по проектам нормативных правовых актов, в третью - промульгации главами муниципальных образований нормативных актов, принятых представительными органами, и издание собственных как нормативных, так и индивидуальных правовых актов, четвертую группу составляют отчеты глав муниципальных образований перед представительными органами, а также проверки и иные контрольные процедуры, осуществляемые контрольно-счетными органами местного самоуправления.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<4> Беликов Е.Г. Развитие принципа демократизма в финансовом праве в условиях формирования социального государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 4. С. 11 - 15; Васильева Н.В., Пятковская Ю.В. К вопросу об использовании форм непосредственной демократии в целях обеспечения участия общественности в бюджетном процессе муниципального образования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. N 4 (52). С. 48 - 58; Миронова С.М. Участие граждан в бюджетном процессе муниципальных образований // Финансовое правоотношение: доктринальные и правоприменительные аспекты: материалы Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 28 сентября 2016 г.): сб. науч. ст. / ред. Е.В. Покачалова. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2018. С. 143 - 148; Она же. Участие граждан в финансовой деятельности муниципальных образований как принцип финансового права. М.: Юрлитинформ, 2018. 224 с.; Смирнов Д.А. Финансово-правовое регулирование инициативного бюджетирования в субъектах РФ // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 1. С. 148 - 155; и др.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<4> Беликов Е.Г. Развитие принципа демократизма в финансовом праве в условиях формирования социального государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 4. С. 11 - 15; Васильева Н.В., Пятковская Ю.В. К вопросу об использовании форм непосредственной демократии в целях обеспечения участия общественности в бюджетном процессе муниципального образования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. N 4 (52). С. 48 - 58; Миронова С.М. Участие граждан в бюджетном процессе муниципальных образований // Финансовое правоотношение: доктринальные и правоприменительные аспекты: материалы Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 28 сентября 2016 г.): сб. науч. ст. / ред. Е.В. Покачалова. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2018. С. 143 - 148; Она же. Участие граждан в финансовой деятельности муниципальных образований как принцип финансового права. М.: Юрлитинформ, 2018. 224 с.; Смирнов Д.А. Финансово-правовое регулирование инициативного бюджетирования в субъектах РФ // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 1. С. 148 - 155; и др.
Статья: Трансформация принципа народовластия в новом конституционном цикле Российской Федерации
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Укрепление конституционной основы Российского государства в настоящее время проходит в фокусе не только общего, но также единичного и особенного изменений. Так, в правовом поле России было апробировано общероссийское голосование как абсолютно новый вид голосования наряду с существующими формами императивного волеизъявления граждан - референдумом, всенародным голосованием, свободными выборами и отзывом избирателями. Новый демократический образец имеет особую юридическую природу и представляет собой одобрение населением изменений в действующую Конституцию РФ, которые предложены Президентом РФ, приняты Федеральным Собранием РФ и одобрены законодательными органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, общероссийское голосование можно определить как институт народного одобрения конституционной инициативы. Вместе с тем весьма проблематично отнести институт общероссийского голосования к формам непосредственной демократии.
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Укрепление конституционной основы Российского государства в настоящее время проходит в фокусе не только общего, но также единичного и особенного изменений. Так, в правовом поле России было апробировано общероссийское голосование как абсолютно новый вид голосования наряду с существующими формами императивного волеизъявления граждан - референдумом, всенародным голосованием, свободными выборами и отзывом избирателями. Новый демократический образец имеет особую юридическую природу и представляет собой одобрение населением изменений в действующую Конституцию РФ, которые предложены Президентом РФ, приняты Федеральным Собранием РФ и одобрены законодательными органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, общероссийское голосование можно определить как институт народного одобрения конституционной инициативы. Вместе с тем весьма проблематично отнести институт общероссийского голосования к формам непосредственной демократии.
Статья: Правовое регулирование территориального общественного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
(Щепачев В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)<3> Раздьяконова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в местном самоуправлении // Юридическая наука и практика. 2009. Т. 5. N 2. С. 67.
(Щепачев В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)<3> Раздьяконова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в местном самоуправлении // Юридическая наука и практика. 2009. Т. 5. N 2. С. 67.