Формирование списка присяжных заседателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование списка присяжных заседателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 328 "Формирование коллегии присяжных заседателей" УПК РФ"В нарушение положений частей 8, 9 и 10 ст. 328 УПК РФ указанные кандидаты в присяжные заседатели были исключены из предварительного списка без обсуждения каждого из них в последовательности, определенной списком кандидатов, а равно без мотивированных письменных заявлений об отводах. Таким образом, указанные кандидаты в присяжные заседатели при формировании коллегии присяжных председательствующим были исключены из предварительного списка с нарушением требований закона, что повлияло на законность состава коллегии присяжных, вынесшей вердикт.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 328 "Формирование коллегии присяжных заседателей" УПК РФПри этом судом первой инстанции, о чем верно указано в кассационных представлении и жалобе, не принято во внимание, что именно порядок составления списка кандидатов в присяжные заседатели определяет в соответствии с ч. 18, 21 ст. 328 УПК РФ состав коллегии присяжных заседателей, выносящей вердикт, соответственно соблюдение указанного в законе порядка и последовательности, в которой кандидаты в присяжные заседатели вносятся в список, имеет существенное значение для формирования законного состава суда для данного уголовного дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Присяжные заседатели
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
Статья: Формирование коллегии присяжных заседателей: практические трудности и пути их преодоления
(Агафонов А.С., Берестенников А.Г.)
("Законность", 2024, N 11)4. Неверно понятые особенности процедуры формирования списков кандидатов в присяжные заседатели. Примером такой ситуации является подача апелляционной жалобы, в которой ставился под сомнение источник, где были опубликованы соответствующие списки: дескать, печатное издание не было зарегистрировано в качестве средства массовой информации. Суд апелляционной инстанции, оставляя жалобу без удовлетворения, указал, что список кандидатов в присяжные заседатели приобретает юридическую силу не в результате и не с момента его публикации, а при его составлении высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, руководитель которого подписывает его и скрепляет печатью <41>.
(Агафонов А.С., Берестенников А.Г.)
("Законность", 2024, N 11)4. Неверно понятые особенности процедуры формирования списков кандидатов в присяжные заседатели. Примером такой ситуации является подача апелляционной жалобы, в которой ставился под сомнение источник, где были опубликованы соответствующие списки: дескать, печатное издание не было зарегистрировано в качестве средства массовой информации. Суд апелляционной инстанции, оставляя жалобу без удовлетворения, указал, что список кандидатов в присяжные заседатели приобретает юридическую силу не в результате и не с момента его публикации, а при его составлении высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, руководитель которого подписывает его и скрепляет печатью <41>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
Статья: Проблемы реализации норм о неизменности состава суда в судебном разбирательстве
(Максимова Т.Ю., Маркова Т.Ю.)
("Российский судья", 2024, N 10)Законность состава суда обеспечивается различными непроцессуальными (отбор судей, их назначение, лишение статуса, формирование списков кандидатов в присяжные заседатели) и процессуальными (соблюдение правил подсудности, отводы и самоотводы судей, процедура формирования коллегии присяжных заседателей) механизмами. В качестве одной из процессуальных гарантий законности состава суда является требование ст. 242 УПК РФ о неизменности состава суда при рассмотрении уголовного дела.
(Максимова Т.Ю., Маркова Т.Ю.)
("Российский судья", 2024, N 10)Законность состава суда обеспечивается различными непроцессуальными (отбор судей, их назначение, лишение статуса, формирование списков кандидатов в присяжные заседатели) и процессуальными (соблюдение правил подсудности, отводы и самоотводы судей, процедура формирования коллегии присяжных заседателей) механизмами. В качестве одной из процессуальных гарантий законности состава суда является требование ст. 242 УПК РФ о неизменности состава суда при рассмотрении уголовного дела.
Статья: Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей: проблемы и пути их решения
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)6. Необходимо целенаправленно формировать списки присяжных и делать выборку из них с использованием искусственного интеллекта для обработки массива данных, содержащихся в государственных информационных системах, при отборе кандидатов.
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)6. Необходимо целенаправленно формировать списки присяжных и делать выборку из них с использованием искусственного интеллекта для обработки массива данных, содержащихся в государственных информационных системах, при отборе кандидатов.