Формирование резервного капитала
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование резервного капитала (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Счет 84: учет нераспределенной прибыли и убытков
(Издательство "Главная книга", 2025)Проводки по формированию и использованию резервного фонда
(Издательство "Главная книга", 2025)Проводки по формированию и использованию резервного фонда
Готовое решение: В каком порядке АО и ООО создают и используют резервный капитал и как отражают эти операции в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)Формирование резервного фонда АО и ООО отражают в бухгалтерском учете одинаково:
(КонсультантПлюс, 2025)Формирование резервного фонда АО и ООО отражают в бухгалтерском учете одинаково:
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного абзацем первым настоящего пункта. Размер ежегодных отчислений должен составлять 5 процентов от чистой прибыли до достижения резервным фондом размера, установленного абзацем первым настоящего пункта, если больший размер отчислений не предусмотрен уставом общества.
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного абзацем первым настоящего пункта. Размер ежегодных отчислений должен составлять 5 процентов от чистой прибыли до достижения резервным фондом размера, установленного абзацем первым настоящего пункта, если больший размер отчислений не предусмотрен уставом общества.
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обществах с ограниченной ответственностью"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Общество может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и в размерах, которые установлены уставом общества.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обществах с ограниченной ответственностью"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Общество может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и в размерах, которые установлены уставом общества.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9
Статья: Муниципальное звено системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: задачи, структура и организация деятельности
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает средства на формирование резервного фонда и создание резервов материальных ресурсов администрации муниципального образования на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий;
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает средства на формирование резервного фонда и создание резервов материальных ресурсов администрации муниципального образования на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий;
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2025 г.В составе резервного капитала на счете 82 "Резервный капитал" в обществах с ограниченной ответственностью могут учитываться:
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)1. Индикатор 8.1 "Наличие у субъекта Федерации утвержденного резервного фонда субъекта Федерации" имеет удельный вес 1,5 как ключевой, определяющий доступность данного инструмента управления рисками для оцениваемого субъекта Федерации. Факт формирования резервного фонда субъекта Федерации устанавливается законом субъекта Федерации о бюджетном процессе в субъекте Федерации, однако источником информации для оценки данного индикатора должны являться положения закона субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на финансовый год и плановый период, так как в нем устанавливается объем зарезервированных средств и срок их аккумулирования.
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)1. Индикатор 8.1 "Наличие у субъекта Федерации утвержденного резервного фонда субъекта Федерации" имеет удельный вес 1,5 как ключевой, определяющий доступность данного инструмента управления рисками для оцениваемого субъекта Федерации. Факт формирования резервного фонда субъекта Федерации устанавливается законом субъекта Федерации о бюджетном процессе в субъекте Федерации, однако источником информации для оценки данного индикатора должны являться положения закона субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на финансовый год и плановый период, так как в нем устанавливается объем зарезервированных средств и срок их аккумулирования.
Вопрос: Об использовании остатков субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на оплату обязательств по контракту на строительство в связи с увеличением его цены.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 02-14-06/23227)При этом одним из источников формирования резервного фонда Правительства Российской Федерации являются бюджетные ассигнования в пределах остатков средств федерального бюджета на 1 января текущего финансового года в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году <1> (далее - остаток по контракту, подлежавшему оплате в отчетном финансовом году).
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 02-14-06/23227)При этом одним из источников формирования резервного фонда Правительства Российской Федерации являются бюджетные ассигнования в пределах остатков средств федерального бюджета на 1 января текущего финансового года в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году <1> (далее - остаток по контракту, подлежавшему оплате в отчетном финансовом году).
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Формирование резервного капитала >>>
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Вместе с тем Законом N 446-ФЗ не были внесены изменения в часть вторую НК РФ, определяющие для целей налогообложения порядок учета средств, направляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на формирование резервных фондов денежных средств, а также в Бюджетный кодекс Российской Федерации <16> в части определения порядка зачисления в бюджет и расходования компенсационных платежей.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Вместе с тем Законом N 446-ФЗ не были внесены изменения в часть вторую НК РФ, определяющие для целей налогообложения порядок учета средств, направляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на формирование резервных фондов денежных средств, а также в Бюджетный кодекс Российской Федерации <16> в части определения порядка зачисления в бюджет и расходования компенсационных платежей.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Дивиденды.
Является ли просрочка выплаты и (или) неполная выплата дивидендов основанием взыскать с АО проценты за пользование чужими средствами
(КонсультантПлюс, 2025)Годовым собранием акционеров Общества 14.05.2013 (протокол от 14.05.2012 N 47), на основании аудиторского заключения общества с ограниченной ответственностью "ВЕДА-Аудит" от 14.05.2013, было принято решение о распределении чистой прибыли полученной Обществом по итогам 2012 года в размере 2 935 000 руб., из которых: 293 500 руб. на формирование резервного фонда Общества; 2 641 500 руб. на выплату дивидендов. Данное решение было утверждено постановлением Администрации от 10.06.2013 N 4689.
Является ли просрочка выплаты и (или) неполная выплата дивидендов основанием взыскать с АО проценты за пользование чужими средствами
(КонсультантПлюс, 2025)Годовым собранием акционеров Общества 14.05.2013 (протокол от 14.05.2012 N 47), на основании аудиторского заключения общества с ограниченной ответственностью "ВЕДА-Аудит" от 14.05.2013, было принято решение о распределении чистой прибыли полученной Обществом по итогам 2012 года в размере 2 935 000 руб., из которых: 293 500 руб. на формирование резервного фонда Общества; 2 641 500 руб. на выплату дивидендов. Данное решение было утверждено постановлением Администрации от 10.06.2013 N 4689.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Деятельность сельскохозяйственных организаций связана с риском, вследствие которого возможны потери от принимаемых управленческих решений, внешних причин (нестабильность цен на продукцию и потребляемые материалы), природных катаклизмов и т.п. Для обеспечения стабильности развития сельскохозяйственные организации часть полученной прибыли в благоприятные периоды должны резервировать. В этой связи для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций и финансирования прочих расходов организации создают резервный капитал. Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. Обязательным является формирование резервного капитала акционерными обществами и организациями, созданными с участием иностранного капитала.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Деятельность сельскохозяйственных организаций связана с риском, вследствие которого возможны потери от принимаемых управленческих решений, внешних причин (нестабильность цен на продукцию и потребляемые материалы), природных катаклизмов и т.п. Для обеспечения стабильности развития сельскохозяйственные организации часть полученной прибыли в благоприятные периоды должны резервировать. В этой связи для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций и финансирования прочих расходов организации создают резервный капитал. Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. Обязательным является формирование резервного капитала акционерными обществами и организациями, созданными с участием иностранного капитала.