Форма подписного листа
Подборка наиболее важных документов по запросу Форма подписного листа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации""Доводы о том, что в подписных листах приведены корректные сведения о проживании Ш. в соответствии с данными паспорта; в Нижегородской области только один р.п. Пильна, в связи с чем неуказание района не препятствует однозначному пониманию адреса места жительства кандидата, о незаконности решения суда не свидетельствуют; пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта; формой подписного листа также предусмотрено, что в сведениях о проживании кандидата указываются наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства, чего в настоящего случае не установлено; иным образом проживание кандидата указано быть не может; правило о том, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 названного Федерального закона реквизитов (в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства) к сведениям о проживании кандидата не относится."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подписной лист как средство отражения воли избирателей (модель 2020 г., г. Новосибирск)
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Статья посвящена анализу решений судов г. Новосибирска по делам, связанным с проверкой подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов. Автор отмечает, что в связи с политическим характером избирательного права огромное влияние на практику проверки подписных листов оказывает общественно-политическая ситуация в стране в целом, отдельном регионе и муниципальном образовании в частности. Необходимо обеспечить стабильность практики оценки содержания и формы подписных листов как в пространстве, так и во времени.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Статья посвящена анализу решений судов г. Новосибирска по делам, связанным с проверкой подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов. Автор отмечает, что в связи с политическим характером избирательного права огромное влияние на практику проверки подписных листов оказывает общественно-политическая ситуация в стране в целом, отдельном регионе и муниципальном образовании в частности. Необходимо обеспечить стабильность практики оценки содержания и формы подписных листов как в пространстве, так и во времени.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"С учетом этого, если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в подписном листе, независимо от того, что подписной лист не имеет самостоятельных строк для внесения данных сведений. Иное означает невнесение сведений о кандидате и является основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе (пункт 9 статьи 37, подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, приложения 4.1, 5, 6, 7.1, 8 и 10 к названному закону).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"С учетом этого, если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в подписном листе, независимо от того, что подписной лист не имеет самостоятельных строк для внесения данных сведений. Иное означает невнесение сведений о кандидате и является основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе (пункт 9 статьи 37, подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, приложения 4.1, 5, 6, 7.1, 8 и 10 к названному закону).
Статья: Признание недостоверной и (или) недействительной подписи избирателя, проставленной с использованием ЕПГУ: практика и ответственность
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Часть из них неприменима к электронным подписям в силу относимости исключительно к бумажной форме (подписному листу). Например: неуказание требуемых сведений об избирателе или даты внесения подписи избирателя, заверения листа (подп. "г", "з" п. 6.4); нарушение формы листа и порядка оплаты его изготовления (подп. "и" п. 6.4); заполнение листа нерукописным способом или карандашом, не самим избирателем или сборщиком (подп. "д", "л" п. 6.4); неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, дате внесения подписи избирателя, заверяющего лица (подп. "е", "ж", "з" п. 6.4); несобственноручный характер внесения фамилии, имени, отчества, даты и подписи избирателя, подписи кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения (подп. "е", "з", "л" п. 6.4); внесение подписи избирателя после заверения листа (подп. "н" п. 6.4); а также все основания, связанные с удостоверительной записью лица, осуществлявшего сбор подписей, ввиду его отсутствия (подп. "з", "м", "о" п. 6.4).
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Часть из них неприменима к электронным подписям в силу относимости исключительно к бумажной форме (подписному листу). Например: неуказание требуемых сведений об избирателе или даты внесения подписи избирателя, заверения листа (подп. "г", "з" п. 6.4); нарушение формы листа и порядка оплаты его изготовления (подп. "и" п. 6.4); заполнение листа нерукописным способом или карандашом, не самим избирателем или сборщиком (подп. "д", "л" п. 6.4); неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, дате внесения подписи избирателя, заверяющего лица (подп. "е", "ж", "з" п. 6.4); несобственноручный характер внесения фамилии, имени, отчества, даты и подписи избирателя, подписи кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения (подп. "е", "з", "л" п. 6.4); внесение подписи избирателя после заверения листа (подп. "н" п. 6.4); а также все основания, связанные с удостоверительной записью лица, осуществлявшего сбор подписей, ввиду его отсутствия (подп. "з", "м", "о" п. 6.4).
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Сложно найти лежащие за пределами бюрократических интересов аргументы в пользу установления в приложении N 8 к Федеральному закону точного количества строк в подписном листе - 5 строк и признания императивности этого положения. Однако трактовка в п. 75 Постановления наличия иного количества строк как нарушения принципа равенства кандидатов, влекущего за собой признание всех подписей в этом листе недействительными, едва ли может не восприниматься как проявление крайнего формализма, приоритета формы, игнорирующей содержание. За каждой подписью стоит избиратель, воля которого, выраженная через подпись в поддержку выдвижения кандидата, в данном случае априори нуллифицируется. Думается, что во власти высшей судебной инстанции с позиции приоритета ценности законного действия избирателя возможна иная трактовка соответствующих норм избирательного права. Например, отображение в приложении N 8 только пяти строк можно было бы считать одним из возможных вариантов формы (бланка) подписного листа, не исключающим ни меньшее, ни большее их количество.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Сложно найти лежащие за пределами бюрократических интересов аргументы в пользу установления в приложении N 8 к Федеральному закону точного количества строк в подписном листе - 5 строк и признания императивности этого положения. Однако трактовка в п. 75 Постановления наличия иного количества строк как нарушения принципа равенства кандидатов, влекущего за собой признание всех подписей в этом листе недействительными, едва ли может не восприниматься как проявление крайнего формализма, приоритета формы, игнорирующей содержание. За каждой подписью стоит избиратель, воля которого, выраженная через подпись в поддержку выдвижения кандидата, в данном случае априори нуллифицируется. Думается, что во власти высшей судебной инстанции с позиции приоритета ценности законного действия избирателя возможна иная трактовка соответствующих норм избирательного права. Например, отображение в приложении N 8 только пяти строк можно было бы считать одним из возможных вариантов формы (бланка) подписного листа, не исключающим ни меньшее, ни большее их количество.