Фонд потребления
Подборка наиболее важных документов по запросу Фонд потребления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 100 "Договор найма специализированного жилого помещения" ЖК РФ"По смыслу приведенных положений статьи 100 ЖК РФ, пункта 12 Правил N 354 в отсутствие соглашения об ином лицо, являющееся нанимателем жилого помещения специализированного жилищного фонда, оплачивает потребленные коммунальные услуги наймодателю, который заключает соответствующий договор о предоставлении коммунальных услуг с исполнителем коммунальных услуг."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 "Мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству" ЛК РФ"Действующее лесное законодательство не допускает размещение отходов производства и потребления на территории лесного фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Бухгалтерский учет расходов за счет чистой прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Даже если по решению участников (акционеров) вы создадите специальные фонды на покрытие этих расходов (например, фонд потребления, фонд материального поощрения работников), то и тогда они на счет 84 относиться не будут (Письма Минфина России от 19.12.2008 N 07-05-06/260, от 19.06.2008 N 07-05-06/138). Они будут признаваться в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке независимо от наличия или отсутствия созданных фондов (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027). Вы можете только отражать использование средств этих фондов записями в аналитическом учете по счету 84. Это следует из Инструкции по применению Плана счетов, Писем Минфина России от 14.11.2012 N 07-02-12/60, от 21.03.2011 N 07-02-06/31.
(КонсультантПлюс, 2025)Даже если по решению участников (акционеров) вы создадите специальные фонды на покрытие этих расходов (например, фонд потребления, фонд материального поощрения работников), то и тогда они на счет 84 относиться не будут (Письма Минфина России от 19.12.2008 N 07-05-06/260, от 19.06.2008 N 07-05-06/138). Они будут признаваться в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке независимо от наличия или отсутствия созданных фондов (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027). Вы можете только отражать использование средств этих фондов записями в аналитическом учете по счету 84. Это следует из Инструкции по применению Плана счетов, Писем Минфина России от 14.11.2012 N 07-02-12/60, от 21.03.2011 N 07-02-06/31.
Статья: Методические подходы к формированию бухгалтерского баланса: прошлое, настоящее, будущее
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Представленная в данном Приказе Минфина России форма бухгалтерского баланса показывает явный подход к формированию баланса как отражение сальдо дебетовых и кредитовых счетов бухгалтерского учета. Дебетовые сальдо счетов отражаются в активе баланса, а кредитовые - в пассиве. При этом в актив попадают не только ресурсы организации, приносящие экономические выгоды, но и убытки прошлых лет и отчетного года. Бухгалтерский баланс в целом отражает и особенности российского бухгалтерского учета 90-х гг. XX в.: в данном учете сохраняется еще многое из подходов советского периода, отличающее российский бухгалтерский учет от правил МСФО. Так, например, в составе активов отражаются организационные расходы, расходы будущих периодов, собственные акции, выкупленные у акционеров. В составе пассивов показываются фонды накопления, фонды потребления, доходы будущих периодов. Еще одним существенным отличием от правил МСФО является отсутствие в форме баланса 1996 г. термина "обязательства". Статьи, соответствующие обязательствам, называются долгосрочными и краткосрочными пассивами.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Представленная в данном Приказе Минфина России форма бухгалтерского баланса показывает явный подход к формированию баланса как отражение сальдо дебетовых и кредитовых счетов бухгалтерского учета. Дебетовые сальдо счетов отражаются в активе баланса, а кредитовые - в пассиве. При этом в актив попадают не только ресурсы организации, приносящие экономические выгоды, но и убытки прошлых лет и отчетного года. Бухгалтерский баланс в целом отражает и особенности российского бухгалтерского учета 90-х гг. XX в.: в данном учете сохраняется еще многое из подходов советского периода, отличающее российский бухгалтерский учет от правил МСФО. Так, например, в составе активов отражаются организационные расходы, расходы будущих периодов, собственные акции, выкупленные у акционеров. В составе пассивов показываются фонды накопления, фонды потребления, доходы будущих периодов. Еще одним существенным отличием от правил МСФО является отсутствие в форме баланса 1996 г. термина "обязательства". Статьи, соответствующие обязательствам, называются долгосрочными и краткосрочными пассивами.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Инспекция исключила из состава расходов суммы материальной помощи к отпуску на лечение. В соответствии с положением о распределении материальной помощи на лечение при уходе в отпуск источником ее выплаты является фонд потребления. Данный фонд формируется из оставшейся прибыли предприятия за предыдущий год.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Инспекция исключила из состава расходов суммы материальной помощи к отпуску на лечение. В соответствии с положением о распределении материальной помощи на лечение при уходе в отпуск источником ее выплаты является фонд потребления. Данный фонд формируется из оставшейся прибыли предприятия за предыдущий год.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Формирование в бухгалтерском учете информации по направлениям использования средств нераспределенной прибыли обеспечивается путем организации аналитического учета по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованные, могут разделяться (Инструкция по применению Плана счетов, Письмо Минфина России от 14.11.2012 N 07-02-12/60). Таким образом, использование нераспределенной прибыли на развитие производства организации не приводит ни к изменению сальдо по счету 84, ни к изменению показателя строки 1370 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Осуществленные организацией расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения (фондов развития производства, фондов потребления и иных аналогичных фондов), а также периода (времени) их формирования (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027).
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)<1> См.: Андреев В.С. Общественные фонды потребления и право граждан СССР на материальное обеспечение в старости и при нетрудоспособности // Научные труды: в 2 т. М., 2013. Т. 2. С. 178.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)<1> См.: Андреев В.С. Общественные фонды потребления и право граждан СССР на материальное обеспечение в старости и при нетрудоспособности // Научные труды: в 2 т. М., 2013. Т. 2. С. 178.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Реализуя указанные положения, Правительство РФ в абз. 4 п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, определяя особенности рекультивации земель лесного фонда, устанавливает запрет использования отходов производства и потребления при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Реализуя указанные положения, Правительство РФ в абз. 4 п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, определяя особенности рекультивации земель лесного фонда, устанавливает запрет использования отходов производства и потребления при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель.
Статья: Подходы к определению предмета финансово-правового регулирования с учетом процессов цифровизации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Несколько позднее в качестве предмета советского финансового права стали выделять общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, с акцентом на организующую роль Советского государства по распределению общественного продукта в целях образования необходимых обществу фондов потребления, и на такой объект, как деньги и денежные обязательства, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств <13>. Советское финансовое право как отрасль социалистического права обеспечивало регламентацию общественных отношений в части мобилизации, распределения и использования Советским государством денежных средств, необходимых для выполнения его задач и функций в период социализма и строительства коммунизма. Отмечалось, что в состав данных правоотношений включаются организация бюджетной системы, распределение доходов и расходов между ее звеньями, установление обязательных платежей государственных предприятий, налоги с колхозно-кооперативных организаций и граждан, привлечение временно свободных денежных средств на добровольных началах, определение условий и порядка расходования средств, финансирования и кредитования, регулирование денежного обращения и т.д. <14>. Данный подход, обусловленный применением командно-административного метода, позволял государству решать грандиозные задачи, прибегая к использованию огромного ресурса государственного механизма для достижения поставленных целей, не оглядываясь на законы рыночной экономики. Также весьма оригинальным представляется мнение, в соответствии с которым деятельность государства, осуществляемая в рамках финансовых правоотношений, рассматривалась как одна из форм проявления его суверенитета <15>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Несколько позднее в качестве предмета советского финансового права стали выделять общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, с акцентом на организующую роль Советского государства по распределению общественного продукта в целях образования необходимых обществу фондов потребления, и на такой объект, как деньги и денежные обязательства, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств <13>. Советское финансовое право как отрасль социалистического права обеспечивало регламентацию общественных отношений в части мобилизации, распределения и использования Советским государством денежных средств, необходимых для выполнения его задач и функций в период социализма и строительства коммунизма. Отмечалось, что в состав данных правоотношений включаются организация бюджетной системы, распределение доходов и расходов между ее звеньями, установление обязательных платежей государственных предприятий, налоги с колхозно-кооперативных организаций и граждан, привлечение временно свободных денежных средств на добровольных началах, определение условий и порядка расходования средств, финансирования и кредитования, регулирование денежного обращения и т.д. <14>. Данный подход, обусловленный применением командно-административного метода, позволял государству решать грандиозные задачи, прибегая к использованию огромного ресурса государственного механизма для достижения поставленных целей, не оглядываясь на законы рыночной экономики. Также весьма оригинальным представляется мнение, в соответствии с которым деятельность государства, осуществляемая в рамках финансовых правоотношений, рассматривалась как одна из форм проявления его суверенитета <15>.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Пенсионная система (ПС) Российской Федерации после разрушения СССР строилась на страховых принципах, чему всячески содействовали наши тогдашние западные партнеры. Открытого обсуждения вариантов построения пенсионной системы страны фактически не было, поскольку главной задачей момента и центром внимания было сохранение уровня материального обеспечения пенсионеров в условиях высокой инфляции, бартера, неплатежей предприятий, выдачи предприятиями своим сотрудникам заработной платы производимыми товарами и прочих признаков финансовой и хозяйственной хаотизации. Принимаемые тогда решения были направлены главным образом на финансовое обеспечение выплаты пенсий. Поскольку государственные финансы РСФСР и создаваемой новой России были в плачевном состоянии, логично было формировать доходную часть бюджета ПС за счет взносов предприятий, организаций и самих граждан (страховых взносов) и отделить бюджет ПС от других бюджетов. То есть пенсионное страхование как принцип организации финансов ПС с точки зрения тогдашней ситуации было весьма полезным. Да и западные партнеры России использовали пенсионное страхование в своих пенсионных системах. Однако определение и установление страховых взносов как доли заработной платы/дохода работников заложило мину под финансы ПС, поскольку и в СССР, и еще более в создававшейся Российской Федерации заработная плата в структуре ВВП была и остается существенно более низкой, чем в западноевропейских и североамериканских государствах. В СССР эта проблема смягчалась за счет общественных фондов потребления, которые были отброшены при переходе к новой России, поскольку они не вписывались в создаваемую для нее экономическую структуру <1>.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Пенсионная система (ПС) Российской Федерации после разрушения СССР строилась на страховых принципах, чему всячески содействовали наши тогдашние западные партнеры. Открытого обсуждения вариантов построения пенсионной системы страны фактически не было, поскольку главной задачей момента и центром внимания было сохранение уровня материального обеспечения пенсионеров в условиях высокой инфляции, бартера, неплатежей предприятий, выдачи предприятиями своим сотрудникам заработной платы производимыми товарами и прочих признаков финансовой и хозяйственной хаотизации. Принимаемые тогда решения были направлены главным образом на финансовое обеспечение выплаты пенсий. Поскольку государственные финансы РСФСР и создаваемой новой России были в плачевном состоянии, логично было формировать доходную часть бюджета ПС за счет взносов предприятий, организаций и самих граждан (страховых взносов) и отделить бюджет ПС от других бюджетов. То есть пенсионное страхование как принцип организации финансов ПС с точки зрения тогдашней ситуации было весьма полезным. Да и западные партнеры России использовали пенсионное страхование в своих пенсионных системах. Однако определение и установление страховых взносов как доли заработной платы/дохода работников заложило мину под финансы ПС, поскольку и в СССР, и еще более в создававшейся Российской Федерации заработная плата в структуре ВВП была и остается существенно более низкой, чем в западноевропейских и североамериканских государствах. В СССР эта проблема смягчалась за счет общественных фондов потребления, которые были отброшены при переходе к новой России, поскольку они не вписывались в создаваемую для нее экономическую структуру <1>.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Д-т 91.2 К-т 62 - списаны расходы за счет сметы фонда потребления (в размере частичной стоимости путевки);
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Д-т 91.2 К-т 62 - списаны расходы за счет сметы фонда потребления (в размере частичной стоимости путевки);
Статья: Сущность и особенности ответственности юридических лиц по законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Назначение административного наказания юридическому лицу негативно сказывается на финансовом и материальном положении как организации, так и отдельных членов коллектива, в том числе и не причастных к совершению правонарушения, послужившего основанием административной ответственности организации. Следовательно, по сути, это коллективная ответственность. При назначении юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения штраф может списываться с прибыли предприятия, а именно: с фонда потребления (фонда оплаты труда, денежных выплат), также с фонда развития, с фонда социального обслуживания и др. Отметим, что фонд потребления является частью финансовых ресурсов организации, образуются за счет чистой прибыли и предусматривает покрытие расходов, включающих в себя и оплату штрафа. Причем согласно нормативно установленному порядку распределения и списания денежных средств организации <3> оплата штрафа может ограничивать фонд оплаты труда.
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Назначение административного наказания юридическому лицу негативно сказывается на финансовом и материальном положении как организации, так и отдельных членов коллектива, в том числе и не причастных к совершению правонарушения, послужившего основанием административной ответственности организации. Следовательно, по сути, это коллективная ответственность. При назначении юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения штраф может списываться с прибыли предприятия, а именно: с фонда потребления (фонда оплаты труда, денежных выплат), также с фонда развития, с фонда социального обслуживания и др. Отметим, что фонд потребления является частью финансовых ресурсов организации, образуются за счет чистой прибыли и предусматривает покрытие расходов, включающих в себя и оплату штрафа. Причем согласно нормативно установленному порядку распределения и списания денежных средств организации <3> оплата штрафа может ограничивать фонд оплаты труда.
Статья: Пенсионные правоотношения: преемственность и развитие научных взглядов А.Д. Зайкина
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)В советский период существовали два способа распределения ВВП - по труду и через общественные фонды потребления (ОФП). Пенсионные правоотношения возникали в связи с выплатой пенсий, т.е. в процессе распределения ОФП. Но, в отличие от трудовых правоотношений, в которых размер оплаты зависел от количества и качества труда, распределение в рамках пенсионных правоотношений, по мнению А.Д. Зайкина, носило социально-алиментарный характер <5>. В основу данной характеристики пенсионных правоотношений были положены следующие аргументы. Во-первых, граждане не платили никаких взносов в ОФП. Во-вторых, бесплатность понималась "как отсутствие движения денег от потребителя при получении им благ" через ОФП.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)В советский период существовали два способа распределения ВВП - по труду и через общественные фонды потребления (ОФП). Пенсионные правоотношения возникали в связи с выплатой пенсий, т.е. в процессе распределения ОФП. Но, в отличие от трудовых правоотношений, в которых размер оплаты зависел от количества и качества труда, распределение в рамках пенсионных правоотношений, по мнению А.Д. Зайкина, носило социально-алиментарный характер <5>. В основу данной характеристики пенсионных правоотношений были положены следующие аргументы. Во-первых, граждане не платили никаких взносов в ОФП. Во-вторых, бесплатность понималась "как отсутствие движения денег от потребителя при получении им благ" через ОФП.