ФНС и ФССП
Подборка наиболее важных документов по запросу ФНС и ФССП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Форма и содержание постановления налогового органа не противоречат требованиям НК РФ и Закона об исполнительном производстве. Отличия между оспариваемым постановлением, изготовленным на бумажном носителе, и его копией в виде электронного документа обусловлены различным программным обеспечением, используемым ФНС России и ФССП России, и не могут быть основаниями для признания постановления недействительным.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Форма и содержание постановления налогового органа не противоречат требованиям НК РФ и Закона об исполнительном производстве. Отличия между оспариваемым постановлением, изготовленным на бумажном носителе, и его копией в виде электронного документа обусловлены различным программным обеспечением, используемым ФНС России и ФССП России, и не могут быть основаниями для признания постановления недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Искусственный интеллект в арбитражном процессе: возможные сферы применения
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Современная информатизация и цифровизация, охватив все сферы общественной жизни, открыла возможности для активного использования в судебной деятельности данных информационных ресурсов, вход в которые открыт для суда. Речь идет о ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, базе данных нотариата, МВД, ФНС, ФССП, Почте России и пр. В связи с возможностью получения данных из значительного количества информационных ресурсов в судах возникли процессуальные вопросы, ибо суд вновь становится субъектом собирания доказательств, от чего законодатель отказался в 2001 г. в связи с принятием АПК РФ. Такой подход был предопределен развитием состязательности судопроизводства. Сегодня получается, что истцу уже не обязательно указывать всю информацию об ответчике, недостающие данные может восполнить суд. Но должен ли суд это делать? Точно так же суд может проверить данные о сторонах спора в любой информационной базе - мнения судов категорически разошлись: вправе ли это делать суд по собственной инициативе? Если подходить формально, то ст. 66 АПК не предусматривает таких прав у суда. Но, с другой стороны, процессуальная экономия вроде бы позволяет суду быть несколько активнее, чтобы быстрее рассмотреть дела, не устраивая бесполезные игры в состязательность - ожидая от сторон совершения действий, которые суд может самостоятельно совершить в течение нескольких минут. Ответ на данный вопрос дан в постановлении Пленума ВС РФ: исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 135 АПК РФ, при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе самостоятельно получать необходимые для рассмотрения дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (например, из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Единого государственного реестра недвижимости, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства). Лица, участвующие в деле, вправе приводить свои доводы и представлять доказательства относительно достоверности таких сведений (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ "О подготовке дел к судебному разбирательству в арбитражных судах").
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Современная информатизация и цифровизация, охватив все сферы общественной жизни, открыла возможности для активного использования в судебной деятельности данных информационных ресурсов, вход в которые открыт для суда. Речь идет о ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, базе данных нотариата, МВД, ФНС, ФССП, Почте России и пр. В связи с возможностью получения данных из значительного количества информационных ресурсов в судах возникли процессуальные вопросы, ибо суд вновь становится субъектом собирания доказательств, от чего законодатель отказался в 2001 г. в связи с принятием АПК РФ. Такой подход был предопределен развитием состязательности судопроизводства. Сегодня получается, что истцу уже не обязательно указывать всю информацию об ответчике, недостающие данные может восполнить суд. Но должен ли суд это делать? Точно так же суд может проверить данные о сторонах спора в любой информационной базе - мнения судов категорически разошлись: вправе ли это делать суд по собственной инициативе? Если подходить формально, то ст. 66 АПК не предусматривает таких прав у суда. Но, с другой стороны, процессуальная экономия вроде бы позволяет суду быть несколько активнее, чтобы быстрее рассмотреть дела, не устраивая бесполезные игры в состязательность - ожидая от сторон совершения действий, которые суд может самостоятельно совершить в течение нескольких минут. Ответ на данный вопрос дан в постановлении Пленума ВС РФ: исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 135 АПК РФ, при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе самостоятельно получать необходимые для рассмотрения дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (например, из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Единого государственного реестра недвижимости, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства). Лица, участвующие в деле, вправе приводить свои доводы и представлять доказательства относительно достоверности таких сведений (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ "О подготовке дел к судебному разбирательству в арбитражных судах").
Статья: Может ли физическое лицо с долгами открыть ИП?
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 13)Перед регистрацией нужно проверить свои задолженности, зайти на сайты ФССП, ФНС, портал "Госуслуги" и в реестр банкротов. Так можно заранее узнать о возможных проблемах и подготовиться к ним.
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 13)Перед регистрацией нужно проверить свои задолженности, зайти на сайты ФССП, ФНС, портал "Госуслуги" и в реестр банкротов. Так можно заранее узнать о возможных проблемах и подготовиться к ним.
Нормативные акты
Статья: Использование информационных ресурсов сети Интернет при проведении прокурорских проверок
(Шакирьянов М.М., Гудков М.С.)
("Законность", 2023, N 4)Этот сервис интегрирован с базами данных государственных органов Российской Федерации (такими как Росреестр, ФНС, ФССП и др.), арбитражных судов и судов общей юрисдикции и с помощью одного поискового запроса по названию компании или ее индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) позволяет установить исчерпывающую информацию о конкретной организации, а именно:
(Шакирьянов М.М., Гудков М.С.)
("Законность", 2023, N 4)Этот сервис интегрирован с базами данных государственных органов Российской Федерации (такими как Росреестр, ФНС, ФССП и др.), арбитражных судов и судов общей юрисдикции и с помощью одного поискового запроса по названию компании или ее индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) позволяет установить исчерпывающую информацию о конкретной организации, а именно:
Статья: Дебиторская задолженность: может ли ИФНС взыскать долги по налогам за счет нее
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)Несмотря на то что дебиторская задолженность налогоплательщика для целей НК не признается имуществом, судебные приставы, получив постановление ИФНС о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, могут попытаться взыскать и ее <16>. Например, соглашение о порядке взаимодействия ФССП и ФНС предусматривает, что налоговый орган, направляя приставам свое постановление о взыскании задолженности за счет имущества, также направляет приставам сведения об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) <17>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)Несмотря на то что дебиторская задолженность налогоплательщика для целей НК не признается имуществом, судебные приставы, получив постановление ИФНС о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, могут попытаться взыскать и ее <16>. Например, соглашение о порядке взаимодействия ФССП и ФНС предусматривает, что налоговый орган, направляя приставам свое постановление о взыскании задолженности за счет имущества, также направляет приставам сведения об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) <17>.
Статья: Цифровой рубль как третья форма национальной валюты
(Жильцова Ю.В., Зинченко Е.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)Во-вторых, особенностью цифрового рубля является его фискальная функция - с помощью цифровых рублей можно будет сразу же списывать средства должников через Федеральную службу судебных приставов и Федеральную налоговую службу.
(Жильцова Ю.В., Зинченко Е.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)Во-вторых, особенностью цифрового рубля является его фискальная функция - с помощью цифровых рублей можно будет сразу же списывать средства должников через Федеральную службу судебных приставов и Федеральную налоговую службу.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)После реформы 2020 г. и конституционного разделения руководства исполнительной властью между главой государства и Правительством РФ новый Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ <11> разграничил полномочия по правовому регулированию создания и деятельности территориальных органов между указанными выше субъектами (ст. 12), однако соответствующий указ Президента России до сих пор не принят. В то же время продолжают действовать два важных нормативных акта Правительства России. Во-первых, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением от 19 января 2005 г. N 30 <12>, определяет виды территориальных органов в зависимости от пределов их компетенции: окружные, межрегиональные, региональные, межрайонные, районные, городские (а именно районы и крупные города являются наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц второго уровня). Каждый территориальный орган учитывается в схеме их размещения, утверждаемой Правительством в отношении подведомственных ему органов и федеральным министерством в отношении подчиненных агентств и служб, а создание, реорганизация и упразднение каждого территориального органа осуществляются решением руководителя федерального органа исполнительной власти. И во-вторых, Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства России от 28 июля 2005 г. N 452 <13>, дублирует ряд норм вышеотмеченного акта, а также устанавливает требования к типовым положениям о территориальных органах, а также порядок их взаимодействия. Как правило, на уровне городов и районов создаются территориальные подразделения Министерства внутренних дел, Министерства обороны (военные комиссариаты), Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) - те структуры, которые наиболее активно взаимодействуют с населением и организациями.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)После реформы 2020 г. и конституционного разделения руководства исполнительной властью между главой государства и Правительством РФ новый Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ <11> разграничил полномочия по правовому регулированию создания и деятельности территориальных органов между указанными выше субъектами (ст. 12), однако соответствующий указ Президента России до сих пор не принят. В то же время продолжают действовать два важных нормативных акта Правительства России. Во-первых, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением от 19 января 2005 г. N 30 <12>, определяет виды территориальных органов в зависимости от пределов их компетенции: окружные, межрегиональные, региональные, межрайонные, районные, городские (а именно районы и крупные города являются наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц второго уровня). Каждый территориальный орган учитывается в схеме их размещения, утверждаемой Правительством в отношении подведомственных ему органов и федеральным министерством в отношении подчиненных агентств и служб, а создание, реорганизация и упразднение каждого территориального органа осуществляются решением руководителя федерального органа исполнительной власти. И во-вторых, Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства России от 28 июля 2005 г. N 452 <13>, дублирует ряд норм вышеотмеченного акта, а также устанавливает требования к типовым положениям о территориальных органах, а также порядок их взаимодействия. Как правило, на уровне городов и районов создаются территориальные подразделения Министерства внутренних дел, Министерства обороны (военные комиссариаты), Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) - те структуры, которые наиболее активно взаимодействуют с населением и организациями.
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовая база системы противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании задолженности налогоплательщика включает Соглашение от 13.02.2023 ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовая база системы противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании задолженности налогоплательщика включает Соглашение от 13.02.2023 ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов".
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Форма и содержание постановления налогового органа не противоречат требованиям НК РФ и Закона об исполнительном производстве. Отличия между оспариваемым постановлением, изготовленным на бумажном носителе, и его копией в виде электронного документа обусловлены различным программным обеспечением, используемым ФНС России и ФССП России, и не могут быть основаниями для признания постановления недействительным (Постановление АС ДВО от 03.12.2024 N Ф03-4914/2024 по делу N А51-21924/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Форма и содержание постановления налогового органа не противоречат требованиям НК РФ и Закона об исполнительном производстве. Отличия между оспариваемым постановлением, изготовленным на бумажном носителе, и его копией в виде электронного документа обусловлены различным программным обеспечением, используемым ФНС России и ФССП России, и не могут быть основаниями для признания постановления недействительным (Постановление АС ДВО от 03.12.2024 N Ф03-4914/2024 по делу N А51-21924/2023).
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Контроль контрагентов на предмет совершения экстраординарных сделок, выхода участников Общества с последующей выплатой действительной стоимости доли, через ресурсы ФССП России, ФНС России, системы "Мой арбитр" и т.д.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Контроль контрагентов на предмет совершения экстраординарных сделок, выхода участников Общества с последующей выплатой действительной стоимости доли, через ресурсы ФССП России, ФНС России, системы "Мой арбитр" и т.д.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Часть 2.1 ст. 59 КАС РФ - это ответ на сегодняшние реалии - развитие различных информационных ресурсов, позволяющих идентифицировать лиц, участвующих в деле, определить их статус, статус спорного имущества и пр. В настоящее время суд, участники процесса могут получить необходимую информацию из открытых информационных ресурсов. В связи с этим и появилась ч. 2.1 ст. 59 КАС РФ. Суд вправе самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. К таким источникам можно отнести Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр недвижимости, Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Единого государственного реестра недвижимости, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Почта России, ФНС России, ФССП России и пр. Другой вопрос могут ли суды самостоятельно получить информацию из закрытых источников, к которым также может быть доступ у суда. К примеру, такой доступ предоставлен Нотариальной палатой России. Поскольку по правилам КАС РФ рассматриваются дела публично-правового характера, где суд призван играть достаточно активную роль в доказывании по сравнению с судом в гражданском и арбитражном процессах (так, суд наделен правом по собиранию доказательств), то нет сомнений в том, что суд обладает правом, а порой и должен получить доказательства из указанных источников.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Часть 2.1 ст. 59 КАС РФ - это ответ на сегодняшние реалии - развитие различных информационных ресурсов, позволяющих идентифицировать лиц, участвующих в деле, определить их статус, статус спорного имущества и пр. В настоящее время суд, участники процесса могут получить необходимую информацию из открытых информационных ресурсов. В связи с этим и появилась ч. 2.1 ст. 59 КАС РФ. Суд вправе самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. К таким источникам можно отнести Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр недвижимости, Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Единого государственного реестра недвижимости, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Почта России, ФНС России, ФССП России и пр. Другой вопрос могут ли суды самостоятельно получить информацию из закрытых источников, к которым также может быть доступ у суда. К примеру, такой доступ предоставлен Нотариальной палатой России. Поскольку по правилам КАС РФ рассматриваются дела публично-правового характера, где суд призван играть достаточно активную роль в доказывании по сравнению с судом в гражданском и арбитражном процессах (так, суд наделен правом по собиранию доказательств), то нет сомнений в том, что суд обладает правом, а порой и должен получить доказательства из указанных источников.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Взаимодействие органов власти субъектов РФ и налогоплательщиков осуществляется пока почти вручную в режиме "запрос - ответ" на бумажных носителях. Особенно подвержены "децифровизации" подтверждения прав на налоговые льготы и поддержку из регионального бюджета. В Ленинградской области в целях подтверждения права на пониженную ставку по налогу на прибыль и на субсидии из регионального бюджета для организаций, осуществляющих трейдерскую деятельность <1>, налогоплательщикам необходимо представить на бумажном носителе пакет документов, состоящий из более чем двадцати пунктов, включая справки от Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, копии налоговых деклараций, данные о расходах организации, средней заработной плате и т.д. <2> Очевидно, что эти данные в полном объеме доступны в цифровом формате, но органы власти субъекта Федерации не имеют возможности получить их автоматически и эффективно реализовать эту часть своих фискальных полномочий.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Взаимодействие органов власти субъектов РФ и налогоплательщиков осуществляется пока почти вручную в режиме "запрос - ответ" на бумажных носителях. Особенно подвержены "децифровизации" подтверждения прав на налоговые льготы и поддержку из регионального бюджета. В Ленинградской области в целях подтверждения права на пониженную ставку по налогу на прибыль и на субсидии из регионального бюджета для организаций, осуществляющих трейдерскую деятельность <1>, налогоплательщикам необходимо представить на бумажном носителе пакет документов, состоящий из более чем двадцати пунктов, включая справки от Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, копии налоговых деклараций, данные о расходах организации, средней заработной плате и т.д. <2> Очевидно, что эти данные в полном объеме доступны в цифровом формате, но органы власти субъекта Федерации не имеют возможности получить их автоматически и эффективно реализовать эту часть своих фискальных полномочий.