Финансовая грамотность населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовая грамотность населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 45.4. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 45.4. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
"Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025 - 2027 годов"
(утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)Повышение финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства
(утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)Повышение финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья: К вопросу о защите прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности с использованием инвестиционных платформ
(Галишин Р.Р.)
("Современное право", 2025, N 2)Самой рисковой конструкцией инвестирования при помощи инвестиционных платформ является конструкция краудлендинга, поскольку на практике довольно часто именно заемщики средств не выплачивают свои долги, и в этой связи законодательством предусматривается ряд мер защиты прав и законных интересов инвесторов и самой инвестиционной платформы в лице его оператора. Так, О.П. Казаченок указывает, что "деятельность по привлечению инвестиций посредством инвестиционных платформ предполагает активное участие инвесторов - физических лиц; актуальным является вопрос о правовых мерах их защиты, так как краудфандинговая деятельность по определению является высокорисковой, особенно на фоне низкой финансовой грамотности населения" [3].
(Галишин Р.Р.)
("Современное право", 2025, N 2)Самой рисковой конструкцией инвестирования при помощи инвестиционных платформ является конструкция краудлендинга, поскольку на практике довольно часто именно заемщики средств не выплачивают свои долги, и в этой связи законодательством предусматривается ряд мер защиты прав и законных интересов инвесторов и самой инвестиционной платформы в лице его оператора. Так, О.П. Казаченок указывает, что "деятельность по привлечению инвестиций посредством инвестиционных платформ предполагает активное участие инвесторов - физических лиц; актуальным является вопрос о правовых мерах их защиты, так как краудфандинговая деятельность по определению является высокорисковой, особенно на фоне низкой финансовой грамотности населения" [3].
Статья: Финансовая грамотность в условиях цифровизации: правовой аспект
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Основной целью поднимаемой проблематики является повышение финансовой грамотности потребителя, гражданина, финансового субъекта, населения нашей страны. В статье изучаются подходы к ведению личного бюджета у финансово грамотных и безграмотных людей. На основе теоретического подхода отечественных и зарубежных авторов исследовано понятие "финансовая грамотность" в условиях цифровизации, а также представлена история становления данного термина и его последующая трансформация. Дано авторское определение понятия "финансовая грамотность" в условиях цифровизации, а также выявлены составляющие, такие как финансовое образование, финансовая осведомленность, финансовая уверенность, финансовая компетентность, дополнением которых становится правовое образовательное поле. Выделены основные тенденции развития финансовой грамотности через развитие главных финансовых институтов государства, среди них: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, страхование, фондовый рынок, пенсионное обеспечение, система налогообложения, система государственных услуг, финансовые риски, валютные рынки, их регулирование.
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Основной целью поднимаемой проблематики является повышение финансовой грамотности потребителя, гражданина, финансового субъекта, населения нашей страны. В статье изучаются подходы к ведению личного бюджета у финансово грамотных и безграмотных людей. На основе теоретического подхода отечественных и зарубежных авторов исследовано понятие "финансовая грамотность" в условиях цифровизации, а также представлена история становления данного термина и его последующая трансформация. Дано авторское определение понятия "финансовая грамотность" в условиях цифровизации, а также выявлены составляющие, такие как финансовое образование, финансовая осведомленность, финансовая уверенность, финансовая компетентность, дополнением которых становится правовое образовательное поле. Выделены основные тенденции развития финансовой грамотности через развитие главных финансовых институтов государства, среди них: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, страхование, фондовый рынок, пенсионное обеспечение, система налогообложения, система государственных услуг, финансовые риски, валютные рынки, их регулирование.
Статья: К вопросу об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 1)- повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей в целях недопущения их вовлечения в совершение незаконных финансовых операций;
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 1)- повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей в целях недопущения их вовлечения в совершение незаконных финансовых операций;
Интервью: Цифровизация российского рынка финансовых услуг
("Финансы", 2024, N 2)- В продолжение темы о финансовой грамотности: реализует ли Правительство какие-либо программы по повышению уровня именно цифровой финансовой грамотности населения?
("Финансы", 2024, N 2)- В продолжение темы о финансовой грамотности: реализует ли Правительство какие-либо программы по повышению уровня именно цифровой финансовой грамотности населения?
Статья: Формы правозащитной деятельности, реализуемые в рамках института финансового уполномоченного
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Особое внимание рассматриваемого института сосредоточено на повышении уровня финансовой грамотности населения и информировании потребителей финансовых услуг о возможности защиты их прав и законных интересов посредством института финансового уполномоченного. Организуемые мероприятия носят разноплановый и достаточно масштабный характер <34>. Работа по правовому просвещению реализуется по двум основным направлениям - непосредственно с населением (лекции, беседы, круглые столы, семинары и др.) и опосредованно, в частности через средства массовой информации и сеть Интернет. Просветительская и консультационная работа организуется на базе юридических клиник при высших учебных заведениях. Взаимодействие с юридическими клиниками нацелено на удовлетворение общественной потребности в получении потребителями финансовых услуг бесплатной юридической помощи. Организованное на базе юридических клиник консультирование ориентировано на конкретного потребителя и создает для него дополнительные возможности для оперативного разрешения вопросов, связанных с порядком подачи обращений финансовому уполномоченному, а также получения иной достоверной информации о деятельности института финансового уполномоченного.
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Особое внимание рассматриваемого института сосредоточено на повышении уровня финансовой грамотности населения и информировании потребителей финансовых услуг о возможности защиты их прав и законных интересов посредством института финансового уполномоченного. Организуемые мероприятия носят разноплановый и достаточно масштабный характер <34>. Работа по правовому просвещению реализуется по двум основным направлениям - непосредственно с населением (лекции, беседы, круглые столы, семинары и др.) и опосредованно, в частности через средства массовой информации и сеть Интернет. Просветительская и консультационная работа организуется на базе юридических клиник при высших учебных заведениях. Взаимодействие с юридическими клиниками нацелено на удовлетворение общественной потребности в получении потребителями финансовых услуг бесплатной юридической помощи. Организованное на базе юридических клиник консультирование ориентировано на конкретного потребителя и создает для него дополнительные возможности для оперативного разрешения вопросов, связанных с порядком подачи обращений финансовому уполномоченному, а также получения иной достоверной информации о деятельности института финансового уполномоченного.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Во многих регионах и на муниципальном уровне были внедрены и одобрены инициативы, направленные на улучшение уровня понимания бюджетных вопросов и финансовой грамотности среди населения. Необходимым условием участия граждан в бюджетном процессе является бюджетная грамотность <6>, которая, по нашему мнению, не реализована в достаточной степени на уровне муниципальной власти. Так, разработаны и утверждены проекты, ориентированные на совершенствование финансовой и бюджетной грамотности граждан, в муниципалитетах и субъектах Российской Федерации. Например, АНО "Центр финансовых исследований Республики Башкортостан" (АНО "Финцентр РБ"), учрежденная Министерством финансов Республики Башкортостан в 2022 г., является региональным центром по финансовой грамотности и реализует просветительские проекты в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. и Плана мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан на 2021 - 2025 гг. <7>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Во многих регионах и на муниципальном уровне были внедрены и одобрены инициативы, направленные на улучшение уровня понимания бюджетных вопросов и финансовой грамотности среди населения. Необходимым условием участия граждан в бюджетном процессе является бюджетная грамотность <6>, которая, по нашему мнению, не реализована в достаточной степени на уровне муниципальной власти. Так, разработаны и утверждены проекты, ориентированные на совершенствование финансовой и бюджетной грамотности граждан, в муниципалитетах и субъектах Российской Федерации. Например, АНО "Центр финансовых исследований Республики Башкортостан" (АНО "Финцентр РБ"), учрежденная Министерством финансов Республики Башкортостан в 2022 г., является региональным центром по финансовой грамотности и реализует просветительские проекты в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. и Плана мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан на 2021 - 2025 гг. <7>.
Статья: Реформация банковского сектора в интересах обеспечения защиты социально незащищенных слоев населения
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2024, N 2)<11> Мусабиров А. К вопросу о повышении финансовой грамотности населения // Форум молодых ученых. 2020. N 2 (42). С. 231.
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2024, N 2)<11> Мусабиров А. К вопросу о повышении финансовой грамотности населения // Форум молодых ученых. 2020. N 2 (42). С. 231.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Информационным письмом Банка России от 31 августа 2022 г. N ИН-03-45/110 "О раскрытии потребителям информации об условиях обслуживания расчетных (дебетовых) карт" <103> сообщено, что в целях повышения уровня осведомленности потребителей о ключевых характеристиках обслуживания расчетных (дебетовых) карт, обеспечения потребителям возможности сравнивать условия обслуживания данного банковского продукта и принимать обоснованное решение при его выборе, а также при проведении работы по повышению уровня финансовой грамотности населения Банк России разработал табличную форму раскрытия информации об условиях обслуживания расчетных (дебетовых) карт, приведенную в приложении к данному Информационному письму.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Информационным письмом Банка России от 31 августа 2022 г. N ИН-03-45/110 "О раскрытии потребителям информации об условиях обслуживания расчетных (дебетовых) карт" <103> сообщено, что в целях повышения уровня осведомленности потребителей о ключевых характеристиках обслуживания расчетных (дебетовых) карт, обеспечения потребителям возможности сравнивать условия обслуживания данного банковского продукта и принимать обоснованное решение при его выборе, а также при проведении работы по повышению уровня финансовой грамотности населения Банк России разработал табличную форму раскрытия информации об условиях обслуживания расчетных (дебетовых) карт, приведенную в приложении к данному Информационному письму.
Статья: Программа долгосрочных пенсионных сбережений - преимущества и недостатки
(Агеева Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Результаты размещения пенсионных резервов НПФ за последние годы оказались неутешительными, и ожидается, что реальный прирост к сберегаемым средствам может дать только государственное софинансирование и новый налоговый вычет. Такая ситуация может стать причиной роста недоверия к долгосрочным сберегательным инструментам, а результаты социологического опроса, демонстрирующие низкую осведомленность и недоверие граждан, подтверждают многолетний тезис о необходимости повышения уровня финансовой грамотности населения.
(Агеева Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Результаты размещения пенсионных резервов НПФ за последние годы оказались неутешительными, и ожидается, что реальный прирост к сберегаемым средствам может дать только государственное софинансирование и новый налоговый вычет. Такая ситуация может стать причиной роста недоверия к долгосрочным сберегательным инструментам, а результаты социологического опроса, демонстрирующие низкую осведомленность и недоверие граждан, подтверждают многолетний тезис о необходимости повышения уровня финансовой грамотности населения.
Статья: Цифровой рубль как третья форма национальной валюты
(Жильцова Ю.В., Зинченко Е.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)Выводы. Введение цифрового рубля является логическим продолжением процесса развития форм национальной валюты в соответствии с принципами Индустрии 4.0. Широкое применение технологий блокчейн в расчетах имеет неоспоримые преимущества. Но ЦБ России необходимо затратить достаточное количество ресурсов не только на тестирование результатов пилотного проекта и его широкое внедрение к 2027 г., но и на популяризацию третьей формы национальной валюты и повышение финансовой грамотности населения в целом.
(Жильцова Ю.В., Зинченко Е.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)Выводы. Введение цифрового рубля является логическим продолжением процесса развития форм национальной валюты в соответствии с принципами Индустрии 4.0. Широкое применение технологий блокчейн в расчетах имеет неоспоримые преимущества. Но ЦБ России необходимо затратить достаточное количество ресурсов не только на тестирование результатов пилотного проекта и его широкое внедрение к 2027 г., но и на популяризацию третьей формы национальной валюты и повышение финансовой грамотности населения в целом.