Финансовая грамотность
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовая грамотность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213.28 "Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)В настоящем деле должник уже через 4 месяца после практически единовременного оформления кредитных обязательств на сумму около 4 млн руб., произведя небольшие платежи по графику, обратился в суд с заявлением о признании его банкротом. При этом должником не представлено конкретных пояснений по расходованию полученного кредита, тогда как изложение своими словами в письменном виде указанных обстоятельств с раскрытием того, на что именно потрачены деньги, не требует какой-либо финансовой или юридической грамотности.
(Арбитражный суд Уральского округа)В настоящем деле должник уже через 4 месяца после практически единовременного оформления кредитных обязательств на сумму около 4 млн руб., произведя небольшие платежи по графику, обратился в суд с заявлением о признании его банкротом. При этом должником не представлено конкретных пояснений по расходованию полученного кредита, тогда как изложение своими словами в письменном виде указанных обстоятельств с раскрытием того, на что именно потрачены деньги, не требует какой-либо финансовой или юридической грамотности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовая грамотность в условиях цифровизации: правовой аспект
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 45.4. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 45.4. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)5) исходя из структуры документов СП задачи и приоритеты государственной политики рассредоточены по различным документам, в том числе принятым до Федерального закона. Главный документ СП - стратегия - может приниматься (утверждаться) нормативными актами разной юридической силы: указами Президента РФ (например, о развитии здравоохранения, развитии информационного общества, экологической безопасности, национальной политике), распоряжениями Правительства РФ (развития отрасли связи, конгрессно-выставочной отрасли, строительной отрасли, янтарной отрасли, лесного комплекса, зернового комплекса, фармацевтической промышленности, электронной промышленности, производства органической продукции, беспилотной авиации, повышения финансовой грамотности, физической культуры и спорта, в области защиты прав потребителей, транспортной стратегии, энергетической стратегии), приказами федеральных органов исполнительной власти, что свидетельствует об их различных механизмах реализации, учета, контроля, вытекающих из различной юридической силы названных документов. В связи с постоянным принятием документов СП образуется большой массив несистематизированных, иногда противоречивых ориентиров, не синхронизированных по целям и задачам, которые не способны направлять в нужном направлении деятельность органов публичной власти (общее количество которых превышает 60 тыс.). Отсутствие единых методологических подходов к их подготовке также предопределяет низкий организационно-управленческий потенциал сформированных на сегодняшний день правовых основ СП <13>;
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)5) исходя из структуры документов СП задачи и приоритеты государственной политики рассредоточены по различным документам, в том числе принятым до Федерального закона. Главный документ СП - стратегия - может приниматься (утверждаться) нормативными актами разной юридической силы: указами Президента РФ (например, о развитии здравоохранения, развитии информационного общества, экологической безопасности, национальной политике), распоряжениями Правительства РФ (развития отрасли связи, конгрессно-выставочной отрасли, строительной отрасли, янтарной отрасли, лесного комплекса, зернового комплекса, фармацевтической промышленности, электронной промышленности, производства органической продукции, беспилотной авиации, повышения финансовой грамотности, физической культуры и спорта, в области защиты прав потребителей, транспортной стратегии, энергетической стратегии), приказами федеральных органов исполнительной власти, что свидетельствует об их различных механизмах реализации, учета, контроля, вытекающих из различной юридической силы названных документов. В связи с постоянным принятием документов СП образуется большой массив несистематизированных, иногда противоречивых ориентиров, не синхронизированных по целям и задачам, которые не способны направлять в нужном направлении деятельность органов публичной власти (общее количество которых превышает 60 тыс.). Отсутствие единых методологических подходов к их подготовке также предопределяет низкий организационно-управленческий потенциал сформированных на сегодняшний день правовых основ СП <13>;
Статья: Финансово-правовая культура
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Ключевые слова: финансово-правовая культура, финансовая грамотность, финансовая культура, ценность, право, этика.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Ключевые слова: финансово-правовая культура, финансовая грамотность, финансовая культура, ценность, право, этика.
Интервью: Защита потребителя
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Наблюдается общая плохая практика, связанная со страхованием жизни, когда страхователем выступает не банк, а специальное юридическое лицо. В итоге страховщик без проблем возвращает свою часть страховой премии, а комиссия остается у третьего лица. Мы никаких полномочий в отношении проблем с этим третьим лицом не имеем, так как это не финансовые организации. После внесения изменений в ФЗ N 353-ФЗ проблем стало чуть меньше, но все равно такие конструкции еще существуют. Человека в этой ситуации может спасти только финансовая грамотность.
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Наблюдается общая плохая практика, связанная со страхованием жизни, когда страхователем выступает не банк, а специальное юридическое лицо. В итоге страховщик без проблем возвращает свою часть страховой премии, а комиссия остается у третьего лица. Мы никаких полномочий в отношении проблем с этим третьим лицом не имеем, так как это не финансовые организации. После внесения изменений в ФЗ N 353-ФЗ проблем стало чуть меньше, но все равно такие конструкции еще существуют. Человека в этой ситуации может спасти только финансовая грамотность.
Статья: Реформация банковского сектора в интересах обеспечения защиты социально незащищенных слоев населения
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2024, N 2)5. Повышение осведомленности о доступных финансовых услугах
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2024, N 2)5. Повышение осведомленности о доступных финансовых услугах
Статья: Недобросовестные практики участников банковского рынка и противодействие им
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Помимо введения регулятором административных ограничений на заключение договоров <23>, эффективному предупреждению правонарушений за счет сокращения самой возможности реализации недобросовестных практик способствуют такие превентивные меры, как квалификация регулятором некоторых видов недобросовестного поведения с размещением соответствующей информации на своем сайте, а также обучение специалистов стандартам добросовестного поведения <24> и повышение финансовой грамотности потребителей банковских услуг.
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Помимо введения регулятором административных ограничений на заключение договоров <23>, эффективному предупреждению правонарушений за счет сокращения самой возможности реализации недобросовестных практик способствуют такие превентивные меры, как квалификация регулятором некоторых видов недобросовестного поведения с размещением соответствующей информации на своем сайте, а также обучение специалистов стандартам добросовестного поведения <24> и повышение финансовой грамотности потребителей банковских услуг.
Статья: Проблемы правовой регламентации сберегательных сертификатов
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Анализ причин упразднения предъявительских сертификатов позволит сделать вывод о наличии или отсутствии необходимости вернуть банкам возможность привлечения денежных средств населения в предъявительские сертификаты. Рассмотрим данные причины. Во-первых, как было указано в пояснительной записке к законопроекту <20>, с точки зрения законодательства о противодействии коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сертификаты на предъявителя имеют серьезные недостатки, поскольку позволяют идентифицировать только лицо, которому был выдан сертификат, и предъявителя к погашению, но не иных лиц, участвующих в обороте. Во-вторых, практике известны случаи мошенничества, когда первоначальный владелец отчуждал предъявительский сберегательный сертификат добросовестному приобретателю, а затем предъявлял заявление о его утрате и добивался его недействительности в судебном порядке, а приобретатель в итоге лишался права на получение денежных средств по этому сертификату. В-третьих, отсутствие выплат по предъявительским сертификатам при наступлении страхового случая в банке-эмитенте потенциально способно привести к волнениям среди вкладчиков, поскольку не обладающие должной финансовой грамотностью граждане могут полагать, что их банковские вложения застрахованы <21>.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Анализ причин упразднения предъявительских сертификатов позволит сделать вывод о наличии или отсутствии необходимости вернуть банкам возможность привлечения денежных средств населения в предъявительские сертификаты. Рассмотрим данные причины. Во-первых, как было указано в пояснительной записке к законопроекту <20>, с точки зрения законодательства о противодействии коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сертификаты на предъявителя имеют серьезные недостатки, поскольку позволяют идентифицировать только лицо, которому был выдан сертификат, и предъявителя к погашению, но не иных лиц, участвующих в обороте. Во-вторых, практике известны случаи мошенничества, когда первоначальный владелец отчуждал предъявительский сберегательный сертификат добросовестному приобретателю, а затем предъявлял заявление о его утрате и добивался его недействительности в судебном порядке, а приобретатель в итоге лишался права на получение денежных средств по этому сертификату. В-третьих, отсутствие выплат по предъявительским сертификатам при наступлении страхового случая в банке-эмитенте потенциально способно привести к волнениям среди вкладчиков, поскольку не обладающие должной финансовой грамотностью граждане могут полагать, что их банковские вложения застрахованы <21>.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Немаловажным фактором, а также насущной необходимостью на современном этапе цифровизации общественных отношений остается вопрос развития финансовой грамотности правоприменителей. Как отмечалось, правовая грамотность входит в предмет исследования правовой науки, из чего следует вывод, что финансовая грамотность входит в предмет науки финансового права и от нее напрямую зависят развитие новых финансовых институтов и формирование по той или иной модели правового регулирования финансовых отношений, а также финансовая стабильность в широком смысле слова <40>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Немаловажным фактором, а также насущной необходимостью на современном этапе цифровизации общественных отношений остается вопрос развития финансовой грамотности правоприменителей. Как отмечалось, правовая грамотность входит в предмет исследования правовой науки, из чего следует вывод, что финансовая грамотность входит в предмет науки финансового права и от нее напрямую зависят развитие новых финансовых институтов и формирование по той или иной модели правового регулирования финансовых отношений, а также финансовая стабильность в широком смысле слова <40>.
Статья: Особенности криминогенного воздействия СМИ и меры его профилактики
(Шпак А.А.)
("Современное право", 2025, N 2)4. Проведение информационных кампаний по стимулированию ответственного и экономичного потребления благ, государственная реклама программ поддержки населения и повышение уровня финансовой грамотности у граждан.
(Шпак А.А.)
("Современное право", 2025, N 2)4. Проведение информационных кампаний по стимулированию ответственного и экономичного потребления благ, государственная реклама программ поддержки населения и повышение уровня финансовой грамотности у граждан.
Статья: Саморегулирование в стандартизации страховой деятельности
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)3. К полноте, достоверности сообщаемых сведений, незлоупотреблению доверием или недостаточной финансовой грамотностью потребителя.
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)3. К полноте, достоверности сообщаемых сведений, незлоупотреблению доверием или недостаточной финансовой грамотностью потребителя.