Финансирование за счет ФСС
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансирование за счет ФСС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Чек-лист перехода на АвтоУСН
(Морозов Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)При этом нужно помнить, что и работники, и сам ИП являются застрахованными лицами, имеют право как на больничные, так и на пенсионные отчисления. "Их финансирование осуществляется за счет трансферта Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования части налога из федерального бюджета", - отметила ФНС России в ранее названном Информационном сообщении.
(Морозов Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)При этом нужно помнить, что и работники, и сам ИП являются застрахованными лицами, имеют право как на больничные, так и на пенсионные отчисления. "Их финансирование осуществляется за счет трансферта Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования части налога из федерального бюджета", - отметила ФНС России в ранее названном Информационном сообщении.
Готовое решение: Как облагаются страховыми взносами командировочные расходы, суточные, полевое довольствие
(КонсультантПлюс, 2025)При этом для расходов по найму жилого помещения в месте командировки предусмотрены особенности в части обложения их взносами на страхование от несчастных случаев. Если не представлены документы, подтверждающие оплату данных расходов, в базу для исчисления указанных взносов они включаются в сумме, превышающей норму, определенную в соответствии с законодательством (п. п. 1, 2 ст. 20.1, п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). Такие нормы непосредственно в законодательстве установлены только для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов. ПФР и ФСС РФ разъясняли, что иные плательщики не освобождаются от обложения взносами, так как при отсутствии документального подтверждения расходов теряется компенсационный характер этих выплат (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Вместе с тем формулировка п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ допускает иной подход. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, могут определяться в коллективном договоре или ЛНА организации по ч. 4 ст. 168 ТК РФ, т.е. в соответствии с законодательством. Из этого следует, что освобождение от обложения взносами, установленное п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, распространяется на выплаты в пределах размеров, предусмотренных коллективным договором или ЛНА. При следовании этому подходу нужно быть готовым к спору с СФР.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом для расходов по найму жилого помещения в месте командировки предусмотрены особенности в части обложения их взносами на страхование от несчастных случаев. Если не представлены документы, подтверждающие оплату данных расходов, в базу для исчисления указанных взносов они включаются в сумме, превышающей норму, определенную в соответствии с законодательством (п. п. 1, 2 ст. 20.1, п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). Такие нормы непосредственно в законодательстве установлены только для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов. ПФР и ФСС РФ разъясняли, что иные плательщики не освобождаются от обложения взносами, так как при отсутствии документального подтверждения расходов теряется компенсационный характер этих выплат (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Вместе с тем формулировка п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ допускает иной подход. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, могут определяться в коллективном договоре или ЛНА организации по ч. 4 ст. 168 ТК РФ, т.е. в соответствии с законодательством. Из этого следует, что освобождение от обложения взносами, установленное п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, распространяется на выплаты в пределах размеров, предусмотренных коллективным договором или ЛНА. При следовании этому подходу нужно быть готовым к спору с СФР.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"1. По договору об оказании услуг специализированного депозитария этот специализированный депозитарий за установленную указанным договором плату обязуется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" оказывать Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации услуги специализированного депозитария, а Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязуется принять и оплатить такие услуги.
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"1. По договору об оказании услуг специализированного депозитария этот специализированный депозитарий за установленную указанным договором плату обязуется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" оказывать Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации услуги специализированного депозитария, а Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязуется принять и оплатить такие услуги.
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1. Единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии в фондах, ведет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями к ведению индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установленными Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1. Единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии в фондах, ведет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями к ведению индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установленными Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
Статья: Гарантии получения заработной платы при несостоятельности работодателя: реализация и перспективы
(Чуча С.Ю.)
("Закон", 2023, N 10)Предлагаемый профсоюзами новый вид социального страхования полной или частичной утраты заработка, в том числе при потере работы, задолженности по зарплате и неполной занятости, должен носить обязательный характер. Его финансирование предполагается за счет 1 - 1,5% налога на доходы физических лиц, а в качестве страховщика определяется Фонд пенсионного и социального страхования РФ <1> (единый Социальный фонд).
(Чуча С.Ю.)
("Закон", 2023, N 10)Предлагаемый профсоюзами новый вид социального страхования полной или частичной утраты заработка, в том числе при потере работы, задолженности по зарплате и неполной занятости, должен носить обязательный характер. Его финансирование предполагается за счет 1 - 1,5% налога на доходы физических лиц, а в качестве страховщика определяется Фонд пенсионного и социального страхования РФ <1> (единый Социальный фонд).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В части исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом). В настоящее время такой Порядок установлен Приказом Минфина России от 30.10.2020 N 257н "Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета" и Приказом ФСС РФ от 18.12.2013 N 592 "Об утверждении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В части исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом). В настоящее время такой Порядок установлен Приказом Минфина России от 30.10.2020 N 257н "Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета" и Приказом ФСС РФ от 18.12.2013 N 592 "Об утверждении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации".
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Деятельность ФСС также включала в себя различные меры социальной защиты нестрахового характера, финансируемые из федерального бюджета. Так, в функции ФСС входило <9> предоставление средств реабилитации гражданам с инвалидностью, выплата социальных доплат для медицинского персонала, работающего с больными COVID-19, социальных доплат работникам социальных учреждений стационарного типа, находящимся в сменном режиме работы, и выплат по программе субсидирования найма безработным. В 2022 г. доля расходов бюджетов ПФР, финансируемых только за счет страховых взносов, составила 59%, а для ФСС аналогичный показатель составил 55%. Таким образом, 41% и 45% расходов ПФР и ФСС являются нестраховыми и финансируются преимущественно за счет трансфертов из федерального бюджета.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Деятельность ФСС также включала в себя различные меры социальной защиты нестрахового характера, финансируемые из федерального бюджета. Так, в функции ФСС входило <9> предоставление средств реабилитации гражданам с инвалидностью, выплата социальных доплат для медицинского персонала, работающего с больными COVID-19, социальных доплат работникам социальных учреждений стационарного типа, находящимся в сменном режиме работы, и выплат по программе субсидирования найма безработным. В 2022 г. доля расходов бюджетов ПФР, финансируемых только за счет страховых взносов, составила 59%, а для ФСС аналогичный показатель составил 55%. Таким образом, 41% и 45% расходов ПФР и ФСС являются нестраховыми и финансируются преимущественно за счет трансфертов из федерального бюджета.
Статья: Расходы организации на санаторно-курортное лечение
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Минфин России считает, что это относится и к тем случаям, когда расходы на приобретение путевки финансируются работодателем за счет средств, возмещенных ФСС <5> (см. Письма от 11.08.2017 N 03-15-06/51793, от 26.04.2017 N 03-15-06/25246).
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Минфин России считает, что это относится и к тем случаям, когда расходы на приобретение путевки финансируются работодателем за счет средств, возмещенных ФСС <5> (см. Письма от 11.08.2017 N 03-15-06/51793, от 26.04.2017 N 03-15-06/25246).
Статья: Нерабочие дни в трудовом праве: проблемы правового регулирования
(Еремина С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Здесь возникает вопрос об источнике финансирования данного пособия. Очевидно, что он требует специального научного исследования, которое выходит за рамки настоящей статьи. Но в качестве гипотезы можно предложить законодателю установить финансирование данного пособия за счет средств, направляемых на цели обязательного социального страхования (ФСС), что потребует соответствующих изменений в законодательстве в указанной сфере. Тем более что в п. 1.1 ст. 7 ФЗ от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об основах обязательного социального страхования" перечень страховых случаев не закрыт и может дополняться случаями, установленными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Поэтому можно урегулировать выплату данного пособия специальным ФЗ или дополнить соответствующими нормами ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <18>. Представляется, что выплата данного пособия не потребует выдачи работнику листка временной нетрудоспособности и указанное пособие нельзя будет приравнять к случаям выдачи социально-страхового пособия в случае карантина <19>.
(Еремина С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Здесь возникает вопрос об источнике финансирования данного пособия. Очевидно, что он требует специального научного исследования, которое выходит за рамки настоящей статьи. Но в качестве гипотезы можно предложить законодателю установить финансирование данного пособия за счет средств, направляемых на цели обязательного социального страхования (ФСС), что потребует соответствующих изменений в законодательстве в указанной сфере. Тем более что в п. 1.1 ст. 7 ФЗ от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об основах обязательного социального страхования" перечень страховых случаев не закрыт и может дополняться случаями, установленными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Поэтому можно урегулировать выплату данного пособия специальным ФЗ или дополнить соответствующими нормами ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <18>. Представляется, что выплата данного пособия не потребует выдачи работнику листка временной нетрудоспособности и указанное пособие нельзя будет приравнять к случаям выдачи социально-страхового пособия в случае карантина <19>.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли банк в безакцептном порядке списывать со счета поручителя средства, предназначенные для целевой выплаты, если ему известны их источник и назначение платежа
(КонсультантПлюс, 2025)Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установлено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вправе ли банк в безакцептном порядке списывать со счета поручителя средства, предназначенные для целевой выплаты, если ему известны их источник и назначение платежа
(КонсультантПлюс, 2025)Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установлено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.