Финансирование дочернего общества
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансирование дочернего общества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Как правило, цели внесения вкладов в имущество - оздоровление и развитие дочерней компании - означают возможность и обоснованность признания в бухгалтерском учете финансовых вложений. Исключением, требующим признания расхода периода, а не актива, может быть ситуация финансирования дочернего общества с целью его расчета с кредиторами и прекращения деятельности (ликвидации или, например, присоединения к материнской компании).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Как правило, цели внесения вкладов в имущество - оздоровление и развитие дочерней компании - означают возможность и обоснованность признания в бухгалтерском учете финансовых вложений. Исключением, требующим признания расхода периода, а не актива, может быть ситуация финансирования дочернего общества с целью его расчета с кредиторами и прекращения деятельности (ликвидации или, например, присоединения к материнской компании).
Статья: Надлежащее исполнение внутригрупповых обязательств
(Мутафян Г.А.)
("Современное право", 2025, N 4)Следовательно, неприменение правил о дарении к правоотношениям между материнской компанией и дочерним обществом исходит исключительно из единой экономической цели и особенностей финансирования дочерних обществ: именно в этом понимается отсутствие намерения одарить.
(Мутафян Г.А.)
("Современное право", 2025, N 4)Следовательно, неприменение правил о дарении к правоотношениям между материнской компанией и дочерним обществом исходит исключительно из единой экономической цели и особенностей финансирования дочерних обществ: именно в этом понимается отсутствие намерения одарить.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)68883 Взнос в уставный капитал публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", г. Москва, в том числе для осуществления последующих взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество, не увеличивающих уставные капиталы) дочерних обществ, на финансирование затрат по доработке самолета Ил-114
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)68883 Взнос в уставный капитал публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", г. Москва, в том числе для осуществления последующих взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество, не увеличивающих уставные капиталы) дочерних обществ, на финансирование затрат по доработке самолета Ил-114
Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")решение уполномоченного органа юридического лица, дочернего общества такого юридического лица, государственной корпорации (компании), публично-правовой компании о финансировании объекта за счет собственных и (или) заемных средств в объеме, предусмотренном целевой программой;
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")решение уполномоченного органа юридического лица, дочернего общества такого юридического лица, государственной корпорации (компании), публично-правовой компании о финансировании объекта за счет собственных и (или) заемных средств в объеме, предусмотренном целевой программой;
Вопрос: О налоге на прибыль при получении АО гранта в форме субсидии, за счет которого приобретены паи ЗПИФа, в дальнейшем внесенные в уставный капитал дочернего общества.
(Письмо ФНС России от 06.08.2025 N СД-4-3/7314@)Из обращения следует, что налогоплательщик - акционерное общество - получил грант в форме субсидии из бюджета города на реализацию мероприятий по расширению инфраструктуры для размещения инновационных производств, в том числе посредством инвестирования в обособленные имущественные комплексы. За счет полученных средств акционерное общество приобрело паи закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФа), в составе которого находится здание бизнес-центра. В дальнейшем, в 2024 году, акционерное общество внесло приобретенные паи в уставный капитал дочернего общества.
(Письмо ФНС России от 06.08.2025 N СД-4-3/7314@)Из обращения следует, что налогоплательщик - акционерное общество - получил грант в форме субсидии из бюджета города на реализацию мероприятий по расширению инфраструктуры для размещения инновационных производств, в том числе посредством инвестирования в обособленные имущественные комплексы. За счет полученных средств акционерное общество приобрело паи закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФа), в составе которого находится здание бизнес-центра. В дальнейшем, в 2024 году, акционерное общество внесло приобретенные паи в уставный капитал дочернего общества.
Статья: Договор конвертируемого займа с обществом с ограниченной ответственностью
(Ралько В.В., Янковский Р.М.)
("Статут", 2024)Чаще всего заем является целевым и используется для реализации согласованных проектов компании. К примеру, заемные средства могут использоваться на увеличение заемщиком размера долей участия в уставном капитале дочерних обществ, приобретение долей в уставных капиталах иных юридических лиц по профилю бизнеса, финансирование операционной деятельности заемщика и дочерних обществ. В договоре конвертируемого займа также закрепляются формы отчетности и контроля со стороны заимодавца за расходованием предоставленных средств.
(Ралько В.В., Янковский Р.М.)
("Статут", 2024)Чаще всего заем является целевым и используется для реализации согласованных проектов компании. К примеру, заемные средства могут использоваться на увеличение заемщиком размера долей участия в уставном капитале дочерних обществ, приобретение долей в уставных капиталах иных юридических лиц по профилю бизнеса, финансирование операционной деятельности заемщика и дочерних обществ. В договоре конвертируемого займа также закрепляются формы отчетности и контроля со стороны заимодавца за расходованием предоставленных средств.
Статья: Еще раз о смешанных способах урегулирования коммерческих споров: вопросы взаимодействия сторон, арбитров и медиатора
(Гайдаенко Шер Н.И.)
("Третейский суд", 2022, N 1)Информация, которую потенциальный арбитр может получить от стороны или ее представителя до начала арбитража, включает: а) сведения об участниках спора, их основных и дочерних обществах, их представителях, экспертах, консультантах, свидетелях, третьих лицах, финансирующих арбитражное разбирательство и имеющих экономическую заинтересованность в его результате; б) имена других избранных или назначенных арбитров из того же состава третейского суда; в) сведения о споре: общий характер спора, вид исковых требований, применимое право; г) сведения об арбитраже: язык и место проведения арбитражного разбирательства, применимые правила арбитража; предполагаемая продолжительность арбитражного разбирательства. В свою очередь, арбитр может сообщить стороне сведения о своих профессиональной квалификации и опыте <11>. Недопустимо обсуждать существо спора, фактические обстоятельства дела и другие вопросы, предполагающие экспертную оценку дела, позиций и аргументов сторон и доказательств потенциальным арбитром, а также индивидуальные условия покрытия арбитражных расходов и гонорара арбитра.
(Гайдаенко Шер Н.И.)
("Третейский суд", 2022, N 1)Информация, которую потенциальный арбитр может получить от стороны или ее представителя до начала арбитража, включает: а) сведения об участниках спора, их основных и дочерних обществах, их представителях, экспертах, консультантах, свидетелях, третьих лицах, финансирующих арбитражное разбирательство и имеющих экономическую заинтересованность в его результате; б) имена других избранных или назначенных арбитров из того же состава третейского суда; в) сведения о споре: общий характер спора, вид исковых требований, применимое право; г) сведения об арбитраже: язык и место проведения арбитражного разбирательства, применимые правила арбитража; предполагаемая продолжительность арбитражного разбирательства. В свою очередь, арбитр может сообщить стороне сведения о своих профессиональной квалификации и опыте <11>. Недопустимо обсуждать существо спора, фактические обстоятельства дела и другие вопросы, предполагающие экспертную оценку дела, позиций и аргументов сторон и доказательств потенциальным арбитром, а также индивидуальные условия покрытия арбитражных расходов и гонорара арбитра.
Статья: Об институте "экономической точки зрения" на холдинговые правоотношения
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Довод кассационной жалобы о том, что безвозмездное финансирование было предоставлено АО "Х." на нерыночных условиях и невыгодных для него условиях <...>, мотивированно отклонен на основании того, что предоставление безвозмездной финансовой помощи ООО "С." осуществлено с целью погашения задолженности перед другим дочерним АО "Х." обществом - ООО "Т.". В связи с этим нельзя рассматривать экономическую эффективность договоров безвозмездного финансирования ООО "С." в отрыве от оценки последствий соответствующей сделки для ООО "Т.".
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Довод кассационной жалобы о том, что безвозмездное финансирование было предоставлено АО "Х." на нерыночных условиях и невыгодных для него условиях <...>, мотивированно отклонен на основании того, что предоставление безвозмездной финансовой помощи ООО "С." осуществлено с целью погашения задолженности перед другим дочерним АО "Х." обществом - ООО "Т.". В связи с этим нельзя рассматривать экономическую эффективность договоров безвозмездного финансирования ООО "С." в отрыве от оценки последствий соответствующей сделки для ООО "Т.".
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)С одной стороны, использование частноправовых форм для организации управления инновационными центрами, как и в приведенных выше примерах реализации управления особыми территориями по третьей модели, позволяет применить более гибкий подход к финансированию этих органов и выполняемых ими задач путем привлечения частных средств и внедрения элементов самоокупаемости. Финансовое обеспечение деятельности фонда ИНТЦ осуществляется за счет собственных средств фонда, средств федерального и региональных бюджетов, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 8 Федерального закона об ИНТЦ). При этом финансирование деятельности управляющей компании обеспечивается за счет собственных средств УК и ее дочерних обществ, средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством источников, в том числе за счет доходов, получаемых управляющей компанией от осуществляемой экономической деятельности - выполнения на возмездной основе работ, оказания услуг лицам, участвующим в реализации проекта, и иным лицам <30>. Аналогично определяются источники финансирования деятельности управляющей компании в Сколково (часть 4 статьи 5 Федерального закона о Сколково). Таким образом, несмотря на различия в организационно-правовых формах управляющих компаний ИНТЦ и Сколково, признание УКИЦ "Сколково" некоммерческой организацией и различия в статусе всех управляющих компаний, функции публичного управления территорией и инфраструктурой центров сочетаются с коммерческими функциями.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)С одной стороны, использование частноправовых форм для организации управления инновационными центрами, как и в приведенных выше примерах реализации управления особыми территориями по третьей модели, позволяет применить более гибкий подход к финансированию этих органов и выполняемых ими задач путем привлечения частных средств и внедрения элементов самоокупаемости. Финансовое обеспечение деятельности фонда ИНТЦ осуществляется за счет собственных средств фонда, средств федерального и региональных бюджетов, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 8 Федерального закона об ИНТЦ). При этом финансирование деятельности управляющей компании обеспечивается за счет собственных средств УК и ее дочерних обществ, средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством источников, в том числе за счет доходов, получаемых управляющей компанией от осуществляемой экономической деятельности - выполнения на возмездной основе работ, оказания услуг лицам, участвующим в реализации проекта, и иным лицам <30>. Аналогично определяются источники финансирования деятельности управляющей компании в Сколково (часть 4 статьи 5 Федерального закона о Сколково). Таким образом, несмотря на различия в организационно-правовых формах управляющих компаний ИНТЦ и Сколково, признание УКИЦ "Сколково" некоммерческой организацией и различия в статусе всех управляющих компаний, функции публичного управления территорией и инфраструктурой центров сочетаются с коммерческими функциями.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Порядок заключения договора о КРТ и проведения торгов установлен в ст. 69 ГрК РФ. В частности, данной статьей установлены обязательные требования к участникам торгов: им может являться юридическое лицо при условии, что такое лицо либо его учредитель (участник), или любое из его дочерних обществ, или его основное общество, или любое из дочерних обществ его основного общества имеет за последние 5 лет опыт участия в строительстве объектов капитального строительства в совокупном объеме не менее 10% от объема строительства, предусмотренного решением о КРТ, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика. Правительством РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ могут быть определены дополнительные требования к участникам торгов. Также, как было указано ранее, Правительство РФ должно установить порядок проведения соответствующих торгов. В случае осуществления КРТ оператором КРТ, решение о проведении торгов на право заключения договора о КРТ принимается таким оператором КРТ (п. 3 ст. 71 ГрК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Порядок заключения договора о КРТ и проведения торгов установлен в ст. 69 ГрК РФ. В частности, данной статьей установлены обязательные требования к участникам торгов: им может являться юридическое лицо при условии, что такое лицо либо его учредитель (участник), или любое из его дочерних обществ, или его основное общество, или любое из дочерних обществ его основного общества имеет за последние 5 лет опыт участия в строительстве объектов капитального строительства в совокупном объеме не менее 10% от объема строительства, предусмотренного решением о КРТ, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика. Правительством РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ могут быть определены дополнительные требования к участникам торгов. Также, как было указано ранее, Правительство РФ должно установить порядок проведения соответствующих торгов. В случае осуществления КРТ оператором КРТ, решение о проведении торгов на право заключения договора о КРТ принимается таким оператором КРТ (п. 3 ст. 71 ГрК РФ).
Статья: Правовое регулирование редомициляции: современные тенденции и зарубежный опыт
(Чистякова Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Во-первых, Закон о МК и МФ предусматривает довольно широкие возможности для реализации такого требования. Например, международной компании достаточно будет внести вклад в дочернее российское общество, т.е. профинансировать собственный бизнес.
(Чистякова Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Во-первых, Закон о МК и МФ предусматривает довольно широкие возможности для реализации такого требования. Например, международной компании достаточно будет внести вклад в дочернее российское общество, т.е. профинансировать собственный бизнес.
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования вкладов в имущество акционерного общества, не увеличивающих уставный капитал
(Мельникова Т.В.)
("Юрист", 2022, N 3)Наконец, остро стоит вопрос о том, подпадают ли отношения между дочерним и основным обществами под действие ст. 32.2 Закона об акционерных обществах. Следует отметить, что если и подпадают, то не полностью, так как, во-первых, в силу ст. 67.3 ГК РФ, ст. 6 Закона об акционерных обществах основное общество необязательно является акционером дочернего акционерного общества, оно может иметь возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, не только в силу преобладающего участия в его уставном капитале (т.е. являясь акционером), но и иным образом. Во-вторых, из подп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, как отмечалось ранее, вытекает, что вклад может быть возвращен (причем это правило касается любой организации, акционером или участником хозяйственного общества или товарищества которой она является, а не только дочерних обществ).
(Мельникова Т.В.)
("Юрист", 2022, N 3)Наконец, остро стоит вопрос о том, подпадают ли отношения между дочерним и основным обществами под действие ст. 32.2 Закона об акционерных обществах. Следует отметить, что если и подпадают, то не полностью, так как, во-первых, в силу ст. 67.3 ГК РФ, ст. 6 Закона об акционерных обществах основное общество необязательно является акционером дочернего акционерного общества, оно может иметь возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, не только в силу преобладающего участия в его уставном капитале (т.е. являясь акционером), но и иным образом. Во-вторых, из подп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, как отмечалось ранее, вытекает, что вклад может быть возвращен (причем это правило касается любой организации, акционером или участником хозяйственного общества или товарищества которой она является, а не только дочерних обществ).
Статья: Территории с особым режимом осуществления предпринимательской и иной деятельности: вопросы правового регулирования
(Шувалов И.И.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)<13> Так, обязательства Российской Федерации также могут исполняться посредством предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры, в размере до 100% от ставки рефинансирования, а также посредством использования иных механизмов проектного финансирования. Финансовые обязательства иных субъектов (публичных образований) исполняются посредством внесения денежных средств в уставный капитал дочернего общества управляющей компании, передачи в собственность управляющей компании движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, использования иных способов.
(Шувалов И.И.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)<13> Так, обязательства Российской Федерации также могут исполняться посредством предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры, в размере до 100% от ставки рефинансирования, а также посредством использования иных механизмов проектного финансирования. Финансовые обязательства иных субъектов (публичных образований) исполняются посредством внесения денежных средств в уставный капитал дочернего общества управляющей компании, передачи в собственность управляющей компании движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, использования иных способов.