Федеральный список экстремистских материалов
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральный список экстремистских материалов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экстремизм: понятие и меры по противодействию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 13.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное осуществление поиска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заведомо экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов или указанных в п. 3 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму, и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 13.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное осуществление поиска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заведомо экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов или указанных в п. 3 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму, и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)8. Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в п. 3 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму, либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 и 6 ст. 13.15, ст. 13.37, 20.3 и ст. 20.3.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)8. Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в п. 3 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму, либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 и 6 ст. 13.15, ст. 13.37, 20.3 и ст. 20.3.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13.37, 20.3 и 20.3.2 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(ред. от 04.11.2025)Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13.37, 20.3 и 20.3.2 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
<Информация> Роскомнадзора
"Алгоритм действий в случае обнаружения в сети "Интернет" материалов с признаками наличия запрещенной информации, включая материалы экстремистского и (или) террористического характера"<2> Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Минюста России по адресу: http://minjust.ru/extremist-materials.
"Алгоритм действий в случае обнаружения в сети "Интернет" материалов с признаками наличия запрещенной информации, включая материалы экстремистского и (или) террористического характера"<2> Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Минюста России по адресу: http://minjust.ru/extremist-materials.
Статья: Противодействие проявлениям экстремизма средствами прокурорского надзора
(Ахмадуллина Р.Д.)
("Законность", 2024, N 6)Так, прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга Свердловской области в адрес председателя Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Свердловской области (Уральский Мухтасибат) направил предупреждение о недопустимости использования и распространения экстремистской литературы в связи с выявлением факта обнаружения в месте, общедоступном для ознакомления неограниченного круга лиц (в молельной комнате организации), книги "Женщина в исламе и в иудейско-христианском мире (между мифами и реальностью)" автора Шерифа Абдул-Азыма и книги "Вера и человек" из собрания сочинений Н. "Рисале-и-Нур", признанных решениями судов экстремистскими материалами и включенными в федеральный список экстремистских материалов. Предупреждение прокурора признано законным и обоснованным решениями судов первой и апелляционной инстанций <15>.
(Ахмадуллина Р.Д.)
("Законность", 2024, N 6)Так, прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга Свердловской области в адрес председателя Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Свердловской области (Уральский Мухтасибат) направил предупреждение о недопустимости использования и распространения экстремистской литературы в связи с выявлением факта обнаружения в месте, общедоступном для ознакомления неограниченного круга лиц (в молельной комнате организации), книги "Женщина в исламе и в иудейско-христианском мире (между мифами и реальностью)" автора Шерифа Абдул-Азыма и книги "Вера и человек" из собрания сочинений Н. "Рисале-и-Нур", признанных решениями судов экстремистскими материалами и включенными в федеральный список экстремистских материалов. Предупреждение прокурора признано законным и обоснованным решениями судов первой и апелляционной инстанций <15>.
Статья: Борьба с религиозным экстремизмом средствами прокурорского надзора
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Одним из ключевых органов противодействия религиозному экстремизму является Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), которое наделено полномочиями по ведению и публикации федерального списка экстремистских материалов, перечня общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности, а также перечня общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, и др. К основным полномочиям его территориальных органов в рассматриваемой сфере относится осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, а также контроль за их деятельностью. Кроме того, в соответствии с изменениями в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" усилен контроль Минюста России за деятельностью религиозных групп. Установлена ежегодная обязанность религиозных групп в направлении соответствующего уведомления о продолжении деятельности, а также обязанность уполномоченного органа в пятидневный срок выдавать лицу, представившему такое уведомление, письменное подтверждение получения и регистрации уведомления.
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Одним из ключевых органов противодействия религиозному экстремизму является Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), которое наделено полномочиями по ведению и публикации федерального списка экстремистских материалов, перечня общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности, а также перечня общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, и др. К основным полномочиям его территориальных органов в рассматриваемой сфере относится осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, а также контроль за их деятельностью. Кроме того, в соответствии с изменениями в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" усилен контроль Минюста России за деятельностью религиозных групп. Установлена ежегодная обязанность религиозных групп в направлении соответствующего уведомления о продолжении деятельности, а также обязанность уполномоченного органа в пятидневный срок выдавать лицу, представившему такое уведомление, письменное подтверждение получения и регистрации уведомления.
Статья: Законодательство о противодействии экстремизму: требуется не либерализация, а модернизация
(Сигарев А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)3) реформирование (возможно, упразднение) такого механизма, как федеральный список экстремистских материалов <7>;
(Сигарев А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)3) реформирование (возможно, упразднение) такого механизма, как федеральный список экстремистских материалов <7>;
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: проблемы квалификации и отграничения от смежных и конкурирующих составов
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, может выражаться в распространении материалов, признанных экстремистскими, если в них содержится информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности <15>. Внешне такие действия могут полностью совпадать с массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, за что установлена административная ответственность в ст. 20.29 КоАП РФ. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 11 разъяснил, что преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с намерением побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности. По наличию или отсутствию такой специальной цели в действиях виновного и следует отграничивать уголовно наказуемые призывы от упомянутого административного деликта.
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, может выражаться в распространении материалов, признанных экстремистскими, если в них содержится информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности <15>. Внешне такие действия могут полностью совпадать с массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, за что установлена административная ответственность в ст. 20.29 КоАП РФ. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 11 разъяснил, что преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с намерением побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности. По наличию или отсутствию такой специальной цели в действиях виновного и следует отграничивать уголовно наказуемые призывы от упомянутого административного деликта.
Статья: Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Новой ст. 13.53 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за "умышленное осуществление поиска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет заведомо экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов или указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен".
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Новой ст. 13.53 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за "умышленное осуществление поиска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет заведомо экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов или указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)На Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов, а также Перечня общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)На Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов, а также Перечня общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Статья: Охраняемые законом интересы, или Эссе о пользе изучения доктрины
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Благодаря этому нам удалось отменить несколько дел о признании религиозной литературы экстремистской, которые были рассмотрены по заявлению прокурора без привлечения заинтересованных лиц. В одном из дел нам даже удалось добиться исключения ряда религиозной литературы из федерального списка экстремистских материалов. Это стало возможно после того, как удалось вступить в дело, доказав, что нельзя рассматривать такие дела без привлечения заинтересованных лиц. В последующем по подобным ситуациям ЕСПЧ неоднократно выносил суждение о нарушении Конвенции о защите основных свобод и прав человека. Таким образом, правильное применение доктрины позволило не только защитить права и законные интересы религиозных организаций, но и исключить проигрыши в ЕСПЧ, которые, скорее всего, имели бы место, если бы нам не удалось выиграть дела в ординарных судебных инстанциях. К счастью, доводы, основанные на доктрине и правовых позициях КС РФ, были в этих делах услышаны, воспроизведены и применены судами.
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Благодаря этому нам удалось отменить несколько дел о признании религиозной литературы экстремистской, которые были рассмотрены по заявлению прокурора без привлечения заинтересованных лиц. В одном из дел нам даже удалось добиться исключения ряда религиозной литературы из федерального списка экстремистских материалов. Это стало возможно после того, как удалось вступить в дело, доказав, что нельзя рассматривать такие дела без привлечения заинтересованных лиц. В последующем по подобным ситуациям ЕСПЧ неоднократно выносил суждение о нарушении Конвенции о защите основных свобод и прав человека. Таким образом, правильное применение доктрины позволило не только защитить права и законные интересы религиозных организаций, но и исключить проигрыши в ЕСПЧ, которые, скорее всего, имели бы место, если бы нам не удалось выиграть дела в ординарных судебных инстанциях. К счастью, доводы, основанные на доктрине и правовых позициях КС РФ, были в этих делах услышаны, воспроизведены и применены судами.
Статья: К вопросу о понятии правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 9)В соответствии с КАС РФ компетентный орган обращается в суд с административным иском о признании информационных материалов экстремистскими; судья, возбудив дело, вправе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к данным материалам. В случае удовлетворения иска суд в своем решении не назначает административное наказание в соответствии с КоАП РФ, а признает информационные материалы экстремистскими. На практике это означает обязательное включение таких материалов в Федеральный список экстремистских материалов (далее - ФСЭМ), а URL-адреса веб-сайтов (интернет-страниц), на которых они размещены, должны быть обязательно включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (https://eais.rkn.gov.ru/) (далее - Реестр).
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 9)В соответствии с КАС РФ компетентный орган обращается в суд с административным иском о признании информационных материалов экстремистскими; судья, возбудив дело, вправе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к данным материалам. В случае удовлетворения иска суд в своем решении не назначает административное наказание в соответствии с КоАП РФ, а признает информационные материалы экстремистскими. На практике это означает обязательное включение таких материалов в Федеральный список экстремистских материалов (далее - ФСЭМ), а URL-адреса веб-сайтов (интернет-страниц), на которых они размещены, должны быть обязательно включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (https://eais.rkn.gov.ru/) (далее - Реестр).
Статья: Административная ответственность за производство и распространение экстремистских материалов: значение экспертного исследования
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Следует отметить, что административная ответственность наступает только за распространение материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов, регулярно пополняемый и публикуемый в обязательном порядке для всеобщего ознакомления на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. На сегодняшний день данный список насчитывает 5 245 материалов, последние из которых были добавлены в него в декабре 2021 г. Включение информационных материалов в указанный список осуществляется на основе вступивших в силу судебных решений о признании материалов экстремистскими.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Следует отметить, что административная ответственность наступает только за распространение материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов, регулярно пополняемый и публикуемый в обязательном порядке для всеобщего ознакомления на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. На сегодняшний день данный список насчитывает 5 245 материалов, последние из которых были добавлены в него в декабре 2021 г. Включение информационных материалов в указанный список осуществляется на основе вступивших в силу судебных решений о признании материалов экстремистскими.
Статья: Отграничение преступления, предусмотренного статьей 354.1 УК РФ, от смежных и конкурирующих составов преступлений и правонарушений
(Пошелов П.В.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Также необходимо провести разграничение со ст. 20.29 КоАП РФ "Производство и распространение экстремистских материалов". Сложности могут возникнуть, если лицо опубликовывает материал, который отрицает или одобряет преступления нацистов, и при этом он находится в федеральном списке экстремистских материалов. В данном случае представляется верным смотреть на контекст: если при этом было высказано положительное отношение к содержанию материала, необходимо квалифицировать по ст. 354.1 УК РФ, а также по ст. 20.29 КоАП РФ. Если же никаких комментариев не было, привлекать нужно к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ.
(Пошелов П.В.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Также необходимо провести разграничение со ст. 20.29 КоАП РФ "Производство и распространение экстремистских материалов". Сложности могут возникнуть, если лицо опубликовывает материал, который отрицает или одобряет преступления нацистов, и при этом он находится в федеральном списке экстремистских материалов. В данном случае представляется верным смотреть на контекст: если при этом было высказано положительное отношение к содержанию материала, необходимо квалифицировать по ст. 354.1 УК РФ, а также по ст. 20.29 КоАП РФ. Если же никаких комментариев не было, привлекать нужно к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ.