Федеральные специальные марки
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральные специальные марки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности за оборот алкогольной и табачной продукции без обязательной маркировки
(КонсультантПлюс, 2025)Так как получение федеральной специальной марки... для этой нелегальной алкогольной продукции невозможно, мировой судья не установил в деянии ИП С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, и обоснованно прекратил производство по данному делу об административном правонарушении, вынеся соответствующее постановление, с которым согласился в указанном решении судья районного суда..."
(КонсультантПлюс, 2025)Так как получение федеральной специальной марки... для этой нелегальной алкогольной продукции невозможно, мировой судья не установил в деянии ИП С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, и обоснованно прекратил производство по данному делу об административном правонарушении, вынеся соответствующее постановление, с которым согласился в указанном решении судья районного суда..."
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в сфере лицензирования: Соискатель лицензии оспаривает отказ в ее выдаче
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими приобретение оборудования для считывания сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки и федеральные специальные марки >>>
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими приобретение оборудования для считывания сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки и федеральные специальные марки >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об акцизах в случае возврата покупателем производителю алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 03-13-05/66667)Вопрос: Об акцизах в случае возврата покупателем производителю алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 03-13-05/66667)Вопрос: Об акцизах в случае возврата покупателем производителю алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)2. Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)2. Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)<22> Полагаем, что данная правовая позиция применима только в отношении административных правонарушений, связанных с оборотом нелегальной алкогольной продукции (часть 2 статьи 14.16, часть 3 статьи 14.17, часть 2 статьи 14.17.1, статья 14.19 и часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ), поскольку в силу статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" презюмируется, что алкогольная продукция, реализуемая без товарно-транспортных накладных, без лицензии, без фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), без маркировки федеральными специальными марками или маркированная поддельными марками, представляет опасность для потребителей. Однако, например, за нарушение срока представления деклараций об обороте алкогольной продукции (статья 15.13 КоАП РФ) или розничную продажу алкогольной продукции в объекте общественного питания без вскрытия потребительской тары и на вынос (часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ) замена административного штрафа на предупреждение вполне допустима.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)<22> Полагаем, что данная правовая позиция применима только в отношении административных правонарушений, связанных с оборотом нелегальной алкогольной продукции (часть 2 статьи 14.16, часть 3 статьи 14.17, часть 2 статьи 14.17.1, статья 14.19 и часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ), поскольку в силу статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" презюмируется, что алкогольная продукция, реализуемая без товарно-транспортных накладных, без лицензии, без фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), без маркировки федеральными специальными марками или маркированная поддельными марками, представляет опасность для потребителей. Однако, например, за нарушение срока представления деклараций об обороте алкогольной продукции (статья 15.13 КоАП РФ) или розничную продажу алкогольной продукции в объекте общественного питания без вскрытия потребительской тары и на вынос (часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ) замена административного штрафа на предупреждение вполне допустима.
Статья: Оборот немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ) как вид незаконной предпринимательской деятельности: теория и практика применения
(Гладких В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)- выделен самостоятельный состав, предусматривающий ответственность за оборот немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенный в крупном размере, с такими же квалифицирующими признаками, что и в ч. 4 ст. 171.1 УК РФ (ч. 6);
(Гладких В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)- выделен самостоятельный состав, предусматривающий ответственность за оборот немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенный в крупном размере, с такими же квалифицирующими признаками, что и в ч. 4 ст. 171.1 УК РФ (ч. 6);
Ситуация: Какая информация должна быть указана на упаковке пищевых продуктов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На определенную алкогольную продукцию (кроме некоторых исключений) наносятся федеральные специальные марки с установленными надписями в зависимости от типа продукции (например, "Алкогольная продукция свыше 9%", "Вина ликерные", "Алкогольная продукция плодовая") (п. п. 2, 4, 5 Правил маркировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2348).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На определенную алкогольную продукцию (кроме некоторых исключений) наносятся федеральные специальные марки с установленными надписями в зависимости от типа продукции (например, "Алкогольная продукция свыше 9%", "Вина ликерные", "Алкогольная продукция плодовая") (п. п. 2, 4, 5 Правил маркировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2348).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 09.07.2025 N 03-13-05/66667 <Вычет акциза по подакцизным товарам при их возврате>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Минфин России в Письме от 09.07.2025 N 03-13-05/66667 разъяснил, что с акцизами в случае возврата покупателем производителю алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Минфин России в Письме от 09.07.2025 N 03-13-05/66667 разъяснил, что с акцизами в случае возврата покупателем производителю алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками.
Вопрос: О смене таможенного склада в рамках эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в РФ алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада.
(Письмо Минфина России от 21.12.2023 N 27-05-13/124172)Вопрос: О смене таможенного склада в рамках эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в РФ алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада.
(Письмо Минфина России от 21.12.2023 N 27-05-13/124172)Вопрос: О смене таможенного склада в рамках эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в РФ алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада.
Статья: Уголовно-правовое значение профессионализации преступной деятельности (на примере УК РСФСР 1922 г. и УК РФ 1996 г.)
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Важно напомнить и другое изменение (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ), согласно которому те умышленные преступления (среди них и корыстные, свойственные профессиональным преступникам), за совершение которых предусмотрено наиболее строгое наказание до трех лет лишения свободы, стали причисляться к категории небольшой тяжести. Ранее в УК РФ они относились (или относились бы) к категории средней тяжести. В качестве примера можно привести такие деяния, как воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности с квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 169 УК РФ) <25>, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере (ч. 6 ст. 171.1 УК РФ) <26>, незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов, займов (ст. 171.5 УК РФ) <27> и др. Рассматриваемое изменение законодательства не только дополнительно сузило сферу применения п. "а" ч. 1 ст. 63, ст. 68 УК РФ, но и резко сократило срок давности привлечения к уголовной ответственности - с шести до двух лет (п. "а" и "б" ч. 1 ст. 78 УК РФ).
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Важно напомнить и другое изменение (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ), согласно которому те умышленные преступления (среди них и корыстные, свойственные профессиональным преступникам), за совершение которых предусмотрено наиболее строгое наказание до трех лет лишения свободы, стали причисляться к категории небольшой тяжести. Ранее в УК РФ они относились (или относились бы) к категории средней тяжести. В качестве примера можно привести такие деяния, как воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности с квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 169 УК РФ) <25>, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере (ч. 6 ст. 171.1 УК РФ) <26>, незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов, займов (ст. 171.5 УК РФ) <27> и др. Рассматриваемое изменение законодательства не только дополнительно сузило сферу применения п. "а" ч. 1 ст. 63, ст. 68 УК РФ, но и резко сократило срок давности привлечения к уголовной ответственности - с шести до двух лет (п. "а" и "б" ч. 1 ст. 78 УК РФ).
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Таким образом, в качестве предмета рассматриваемых преступлений можно назвать акцизные и федеральные специальные марки для маркировки алкогольной продукции, акцизные и специальные марки для маркировки табака и табачной продукции (в том числе поддельные) и подакцизные товары.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Таким образом, в качестве предмета рассматриваемых преступлений можно назвать акцизные и федеральные специальные марки для маркировки алкогольной продукции, акцизные и специальные марки для маркировки табака и табачной продукции (в том числе поддельные) и подакцизные товары.
Последние изменения: Акциз на этиловый спирт
(КонсультантПлюс, 2025)При этом налогоплательщик может доказывать факт отсутствия недостачи, которая приравнивалась бы к реализации этилового спирта: например, ввиду уничтожения товара пожаром, факт которого установлен соответствующим органом; отсутствия товара на складе, обусловленного боем товара и передачей его на контроль качества; отсутствия товара из-за хищения неустановленными лицами, что должно быть подтверждено уполномоченным органом; ввиду списания и утилизации продукции по причине истечения срока действия федеральных специальных марок и др.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом налогоплательщик может доказывать факт отсутствия недостачи, которая приравнивалась бы к реализации этилового спирта: например, ввиду уничтожения товара пожаром, факт которого установлен соответствующим органом; отсутствия товара на складе, обусловленного боем товара и передачей его на контроль качества; отсутствия товара из-за хищения неустановленными лицами, что должно быть подтверждено уполномоченным органом; ввиду списания и утилизации продукции по причине истечения срока действия федеральных специальных марок и др.