Федеральные региональные и местные налоги
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральные региональные и местные налоги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Местные налоги и сборы" НК РФ"Статьями 13 - 15 НК РФ установлен исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В указанный перечень не включен утилизационный сбор, равно как и иные платежи, связанные с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Федеральные налоги и сборы" НК РФ"Статьями 13 - 15 НК РФ установлен исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В указанный перечень не включен утилизационный сбор, равно как и иные платежи, связанные с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-02-08/61085)Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-02-08/61085)Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)§ 2. Порядок исчисления и уплаты федеральных,
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)§ 2. Порядок исчисления и уплаты федеральных,
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"2. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.
(ред. от 24.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"2. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
Готовое решение: Как организации получить инвестиционный налоговый кредит
(КонсультантПлюс, 2025)По налогу на прибыль (в части, которая поступает в региональный бюджет), по региональным и местным налогам в регионах и муниципалитетах, а также на федеральной территории "Сириус" могут установить другие ставки (п. 7 ст. 67 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По налогу на прибыль (в части, которая поступает в региональный бюджет), по региональным и местным налогам в регионах и муниципалитетах, а также на федеральной территории "Сириус" могут установить другие ставки (п. 7 ст. 67 НК РФ).
Статья: Реформирование системы налогов: от специальных налоговых режимов к общей системе налогообложения
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)При введении в действие Налогового кодекса РФ перечисленные налоговые режимы были установлены как специальные налоговые режимы. Пункт 7 ст. 12 НК РФ гласит, что Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 настоящего Кодекса, определяется порядок установления этих налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 НК РФ.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)При введении в действие Налогового кодекса РФ перечисленные налоговые режимы были установлены как специальные налоговые режимы. Пункт 7 ст. 12 НК РФ гласит, что Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 настоящего Кодекса, определяется порядок установления этих налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 НК РФ.
Готовое решение: Формы изменения срока уплаты налога
(КонсультантПлюс, 2025)В регионах, муниципальных образованиях, федеральной территории "Сириус" могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате региональных (местных) налогов (п. 13 ст. 64 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В регионах, муниципальных образованиях, федеральной территории "Сириус" могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате региональных (местных) налогов (п. 13 ст. 64 НК РФ).
Статья: Публичная власть в России: конституционно-экономические проблемы
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В Определении от 5 февраля 1998 г. N 22-О Конституционный Суд РФ уточнил: органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом: представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые перечислены законом. На тот момент это был Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", норма которого и оспаривалась "как содержащая исчерпывающий перечень местных налогов", что, по мнению заявителей (с запросами в Конституционный Суд обратились районные суды), противоречило ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, закрепляющей, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы. Но принятый впоследствии Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) сохранил санкционированный Конституционным Судом подход прежнего закона: согласно п. 6 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные или местные налоги и сборы, им не предусмотренные, устанавливать не могут. Перечень местных налогов и сборов исчерпывающе закреплен в ст. 15 НК РФ. Хотя термин "установление" (применительно к местным налогам и сборам) сохранялся, но, по сути, подразумевал совокупность, во-первых, их введения на территории конкретных муниципальных образований (но в рамках императивно закрепленного Налоговым кодексом РФ исчерпывающего перечня местных налогов и сборов), а во-вторых, определение (тоже с оговоркой "в порядке и пределах, которые установлены настоящим Кодексом") отдельных элементов налогообложения: налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов (хотя тоже с оговоркой, что если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ; иные же элементы налогообложения по местным налогам устанавливаются только Налоговым кодексом РФ).
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В Определении от 5 февраля 1998 г. N 22-О Конституционный Суд РФ уточнил: органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом: представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые перечислены законом. На тот момент это был Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", норма которого и оспаривалась "как содержащая исчерпывающий перечень местных налогов", что, по мнению заявителей (с запросами в Конституционный Суд обратились районные суды), противоречило ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, закрепляющей, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы. Но принятый впоследствии Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) сохранил санкционированный Конституционным Судом подход прежнего закона: согласно п. 6 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные или местные налоги и сборы, им не предусмотренные, устанавливать не могут. Перечень местных налогов и сборов исчерпывающе закреплен в ст. 15 НК РФ. Хотя термин "установление" (применительно к местным налогам и сборам) сохранялся, но, по сути, подразумевал совокупность, во-первых, их введения на территории конкретных муниципальных образований (но в рамках императивно закрепленного Налоговым кодексом РФ исчерпывающего перечня местных налогов и сборов), а во-вторых, определение (тоже с оговоркой "в порядке и пределах, которые установлены настоящим Кодексом") отдельных элементов налогообложения: налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов (хотя тоже с оговоркой, что если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ; иные же элементы налогообложения по местным налогам устанавливаются только Налоговым кодексом РФ).
Статья: Актуальные аспекты развития налогового контроля
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Экономическая безопасность страны во многом определяется эффективностью ее налоговой системы. Взимаемые с юридических и физических лиц налоги и сборы формируют доходную часть бюджета. Согласно данным официальных источников в России федеральный бюджет создается в основном за счет налоговых поступлений. К налоговым поступлениям относятся предусмотренные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы <2>. В 2014 г. налоговые поступления составили 53,4% доходов консолидированного бюджета, в 2015 г. - 60%, в 2016 г. - 58,3% от всего дохода государства, в 2017 г. - 62,9%, в 2018 г. - 72,3% <3>.
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Экономическая безопасность страны во многом определяется эффективностью ее налоговой системы. Взимаемые с юридических и физических лиц налоги и сборы формируют доходную часть бюджета. Согласно данным официальных источников в России федеральный бюджет создается в основном за счет налоговых поступлений. К налоговым поступлениям относятся предусмотренные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы <2>. В 2014 г. налоговые поступления составили 53,4% доходов консолидированного бюджета, в 2015 г. - 60%, в 2016 г. - 58,3% от всего дохода государства, в 2017 г. - 62,9%, в 2018 г. - 72,3% <3>.
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Все эти режимы предусматривали замену уплаты части установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, или же кадастровой стоимости земельного участка в случае с ЕСХН. Уплата единого налога заменяла налог на прибыль организаций или доход индивидуального предпринимателя, НДС, налог на имущество. Также СНР предоставляла определенные льготы по страховым взносам в социальные фонды (последние часто менялись).
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Все эти режимы предусматривали замену уплаты части установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, или же кадастровой стоимости земельного участка в случае с ЕСХН. Уплата единого налога заменяла налог на прибыль организаций или доход индивидуального предпринимателя, НДС, налог на имущество. Также СНР предоставляла определенные льготы по страховым взносам в социальные фонды (последние часто менялись).
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов особых (свободных) экономических зон
(КонсультантПлюс, 2025)Для резидентов (участников) ОЭЗ (СЭЗ) установлены льготы по федеральным, региональным и местным налогам. Для разных ОЭЗ (СЭЗ) льготы различаются.
(КонсультантПлюс, 2025)Для резидентов (участников) ОЭЗ (СЭЗ) установлены льготы по федеральным, региональным и местным налогам. Для разных ОЭЗ (СЭЗ) льготы различаются.
Статья: Правовые основы видов бюджетной безопасности
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Аккумуляция денежных средств в централизованный фонд осуществляется посредством привлечения государственных доходов, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований <6>. Стоит подчеркнуть, что сбор и формирование доходов бюджета происходит в рамках бюджетных правоотношений. Доходы бюджета формируются посредством налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений <7>. Налоговыми доходами бюджетов являются доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, суммы принудительного изъятия, средства самообложения граждан и др. К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты, поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Аккумуляция денежных средств в централизованный фонд осуществляется посредством привлечения государственных доходов, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований <6>. Стоит подчеркнуть, что сбор и формирование доходов бюджета происходит в рамках бюджетных правоотношений. Доходы бюджета формируются посредством налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений <7>. Налоговыми доходами бюджетов являются доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, суммы принудительного изъятия, средства самообложения граждан и др. К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты, поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Статья: Доходы от объектов недвижимости в системе доходов публично-правовых образований
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)К налоговым доходам относятся предусмотренные НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 13 - 15 НК РФ), а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета (ст. 50 БК РФ), в том числе:
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)К налоговым доходам относятся предусмотренные НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 13 - 15 НК РФ), а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета (ст. 50 БК РФ), в том числе:
Статья: Экономические стимулы обеспечения кибербезопасности для малого и среднего бизнеса
(Кудряшова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Традиционной мерой стимулирования обеспечения кибербезопасности для субъектов малого и среднего бизнеса являются налоговые каникулы по федеральным, региональным или местным налогам. Суть налоговых каникул состоит в том, что устанавливается определенный период времени, когда налоги с дохода (прибыли) уплачиваются по пониженной ставке или совсем не уплачиваются.
(Кудряшова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Традиционной мерой стимулирования обеспечения кибербезопасности для субъектов малого и среднего бизнеса являются налоговые каникулы по федеральным, региональным или местным налогам. Суть налоговых каникул состоит в том, что устанавливается определенный период времени, когда налоги с дохода (прибыли) уплачиваются по пониженной ставке или совсем не уплачиваются.