Федеральные конституционные законы это
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральные конституционные законы это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что такое федеральный закон?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, указанным в Конституции РФ (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ). ФКЗ органически связаны с Конституцией, "уточняют" ее положения по основополагающим вопросам государственного и федеративного устройства. Пример: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". ФКЗ обладают высшей юридической силой после Конституции РФ, "обычные" федеральные законы не могут противоречить ФКЗ (ч. 3 ст. 76 Конституции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, указанным в Конституции РФ (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ). ФКЗ органически связаны с Конституцией, "уточняют" ее положения по основополагающим вопросам государственного и федеративного устройства. Пример: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". ФКЗ обладают высшей юридической силой после Конституции РФ, "обычные" федеральные законы не могут противоречить ФКЗ (ч. 3 ст. 76 Конституции).
Статья: Примат ГК над иными законами: значение абз. 2 п. 2 ст. 3 Кодекса
(Михеева Л.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Слова М.И. Брагинского уместно привести целиком: "Вместе с тем ГК по своей юридической силе в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение "первого среди равных" <1>. Участник работы над ГК отдельно подчеркивал, что примат ГК означает также невозможность применения известных правил о приоритете более позднего акта над более ранним, о приоритете специального закона над общим.
(Михеева Л.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Слова М.И. Брагинского уместно привести целиком: "Вместе с тем ГК по своей юридической силе в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение "первого среди равных" <1>. Участник работы над ГК отдельно подчеркивал, что примат ГК означает также невозможность применения известных правил о приоритете более позднего акта над более ранним, о приоритете специального закона над общим.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2010 г. N 3-ФКЗ внесены дополнения в п. 1 ст. 24 и ст. 26 Закона об арбитражных судах, согласно которым в случаях, установленных федеральными законами, в полномочия федеральных арбитражных судов входит проверка в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. После внесения Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ изменений в этих положениях речь идет о полномочиях арбитражных судов округов;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2010 г. N 3-ФКЗ внесены дополнения в п. 1 ст. 24 и ст. 26 Закона об арбитражных судах, согласно которым в случаях, установленных федеральными законами, в полномочия федеральных арбитражных судов входит проверка в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. После внесения Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ изменений в этих положениях речь идет о полномочиях арбитражных судов округов;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Приостановление действия административного акта является одним из способов обеспечения законности правовых актов управления. Приостановление действия акта управления - официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т.е. временно не действует (однако он не утрачивает юридической силы). Например, Президент РФ вправе приостановить действие: а) акта высшего должностного лица субъекта РФ; б) акта исполнительного органа субъекта РФ (в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина). Приостановление действия указанных актов осуществляется до решения вопроса о законности актов соответствующим судом. Правительство РФ вправе приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти, а также внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Приостановление действия административного акта является одним из способов обеспечения законности правовых актов управления. Приостановление действия акта управления - официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т.е. временно не действует (однако он не утрачивает юридической силы). Например, Президент РФ вправе приостановить действие: а) акта высшего должностного лица субъекта РФ; б) акта исполнительного органа субъекта РФ (в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина). Приостановление действия указанных актов осуществляется до решения вопроса о законности актов соответствующим судом. Правительство РФ вправе приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти, а также внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2 данного Закона). Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Законом о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов). В свою очередь, правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, федеральным Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также законодательством субъектов РФ. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2 данного Закона). Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Законом о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов). В свою очередь, правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, федеральным Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также законодательством субъектов РФ. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества <1>.
Статья: Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Пересмотр Конституции, напомним, состоит в том, что любое положение гл. 1, 2 и 9 требует принятия нового Основного Закона с созывом для этого Конституционного Собрания на основе отдельного федерального конституционного закона. Это предписание ст. 135 Конституции все прошедшие 30 лет так и не выполнено - закон о Конституционном Собрании не принят.
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Пересмотр Конституции, напомним, состоит в том, что любое положение гл. 1, 2 и 9 требует принятия нового Основного Закона с созывом для этого Конституционного Собрания на основе отдельного федерального конституционного закона. Это предписание ст. 135 Конституции все прошедшие 30 лет так и не выполнено - закон о Конституционном Собрании не принят.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Кроме того, информация об угоне (краже) автомобиля может содержаться во вступивших в законную силу и обязательных к исполнению судебных постановлениях, решениях, определениях (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Этот перечень документов, подтверждающих угон транспортного средства, привела ФНС России в письме от 28 августа 2020 года N АБ-4-21/13878@.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Кроме того, информация об угоне (краже) автомобиля может содержаться во вступивших в законную силу и обязательных к исполнению судебных постановлениях, решениях, определениях (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Этот перечень документов, подтверждающих угон транспортного средства, привела ФНС России в письме от 28 августа 2020 года N АБ-4-21/13878@.
Статья: Установлены особенности налогообложения в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Федеральным законом от 28.12.2022 N 564-ФЗ в п. 3 ст. 334 НК РФ установлены особые правила признания плательщиками налога на добычу полезных ископаемых <9> лиц из новых регионов РФ. Это налогоплательщики, признаваемые пользователями недр по законодательству РФ, в том числе на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном Федеральными конституционными законами N 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ и 8-ФКЗ (ст. 12 каждого из этих нормативных документов).
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Федеральным законом от 28.12.2022 N 564-ФЗ в п. 3 ст. 334 НК РФ установлены особые правила признания плательщиками налога на добычу полезных ископаемых <9> лиц из новых регионов РФ. Это налогоплательщики, признаваемые пользователями недр по законодательству РФ, в том числе на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном Федеральными конституционными законами N 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ и 8-ФКЗ (ст. 12 каждого из этих нормативных документов).
Статья: Перспективы конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Часть вопросов, регулируемых данными федеральными законами, можно было бы включить в состав предлагаемого к принятию ФКЗ. Это может потребовать изменения некоторых норм Конституции, в частности ч. 2 ст. 96, закрепляющей положение о том, что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Часть вопросов, регулируемых данными федеральными законами, можно было бы включить в состав предлагаемого к принятию ФКЗ. Это может потребовать изменения некоторых норм Конституции, в частности ч. 2 ст. 96, закрепляющей положение о том, что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.