Федеральная собственность на землю
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральная собственность на землю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 614 ГК РФ "Арендная плата"3.2.2. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной, но не федеральной собственности, может превышать ставки, нормативно установленные для земель федеральной собственности (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.7 ЗК РФ "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"3.1.1. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной, но не федеральной собственности, может превышать ставки, нормативно установленные для земель федеральной собственности (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как органы публичной власти распоряжаются публичными земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как земельные участки передаются из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как земельные участки передаются из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность
Вопрос: Об НДС при предоставлении бюджетным учреждением сервитута в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование.
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-07-15/1340)Вопрос: Об НДС при предоставлении бюджетным учреждением сервитута в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование.
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-07-15/1340)Вопрос: Об НДС при предоставлении бюджетным учреждением сервитута в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Вопрос: Без проведения торгов заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости. Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке увеличить размер арендной платы, если увеличилась кадастровая стоимость земельного участка?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Без проведения торгов заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости. Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке увеличить размер арендной платы, если увеличилась кадастровая стоимость земельного участка?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Без проведения торгов заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости. Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке увеличить размер арендной платы, если увеличилась кадастровая стоимость земельного участка?
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Постановление Правительства Российской Федерации
Готовое решение: Какие формы платы за землю предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ - по земельным участкам, находящимся в федеральной собственности. Плата установлена в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого участка пропорционально площади, занимаемой гаражом (Постановление Правительства РФ от 09.10.2021 N 1710);
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ - по земельным участкам, находящимся в федеральной собственности. Плата установлена в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого участка пропорционально площади, занимаемой гаражом (Постановление Правительства РФ от 09.10.2021 N 1710);
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок подачи заявления для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентирован Административным регламентом (утв. Приказом Росимущества от 11.09.2020 N 261). При обращении в уполномоченный орган используйте рекомендуемый образец заявления, приведенный в приложении N 1 к Административному регламенту. Для региональных, муниципальных участков, а также участков с неразграниченной публичной собственностью формы заявлений могут быть утверждены органами субъектов РФ и местного самоуправления.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок подачи заявления для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентирован Административным регламентом (утв. Приказом Росимущества от 11.09.2020 N 261). При обращении в уполномоченный орган используйте рекомендуемый образец заявления, приведенный в приложении N 1 к Административному регламенту. Для региональных, муниципальных участков, а также участков с неразграниченной публичной собственностью формы заявлений могут быть утверждены органами субъектов РФ и местного самоуправления.
Готовое решение: Как налоговый агент заполняет декларацию по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ваших интересах установлен сервитут в отношении земельных участков, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности или в собственности федеральной территории "Сириус", декларацию заполняйте в общем для налоговых агентов порядке в зависимости от того, являетесь вы плательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 161 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ваших интересах установлен сервитут в отношении земельных участков, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности или в собственности федеральной территории "Сириус", декларацию заполняйте в общем для налоговых агентов порядке в зависимости от того, являетесь вы плательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Статья: Принцип ответственности публичной администрации в условиях цифровизации
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Публично-правовая природа принципа ответственности в немецком административном праве отражена в основополагающем для деликтной ответственности публичных образований решении Федерального конституционного суда Германии от 19 октября 1982 года <19> по делу о проверке конституционности Закона об ответственности государства от 26 июня 1981 года <20>. В соответствии с позицией Суда "ответственность государства или других корпораций публичного права за вред, причиненный в результате осуществления публичной власти, не охватывается понятием "гражданское право" ни с учетом современного взгляда, ни с учетом традиций. С точки зрения сегодняшнего дня вопрос об ответственности государства, его ответственности за последствия осуществления публичной власти с нарушением обязанностей относится к публичному праву, ее следует отличать от частного права... Ответственность государства за противоправный вред, причиненный его гражданам в результате осуществления публичной власти, была одним из наиболее спорных вопросов права и правовой политики в XIX веке и в начале нынешнего столетия. Если государство как казна [нем.: Fiskus] могло, согласно взглядам того времени, вступать в отношения со своими гражданами на основании частного права и в этом отношении нести ответственность и быть ответчиком в суде как частное лицо, то государство, воплощавшееся в правителе и выступавшее в суверенном качестве, долгое время считалось неспособным действовать незаконно и потому не подлежащим ответственности в принципе. Следовательно, субъектом ответственности мог быть только сам действующий государственный служащий, отношения которого с государем изначально трактовались как отношения поручения в рамках частного права... Согласно тогдашнему пониманию государственный служащий, нарушивший свои обязанности, превысил свои полномочия и поэтому не мог связывать государство. Пострадавшая сторона обычно была вынуждена привлекать государственного служащего к ответственности как частное лицо в соответствии с принципами частного деликта. Эта модель ответственности сохранялась даже тогда, когда в прошлом веке возобладала точка зрения о публично-правовых отношениях между государственными служащими... Законодатель, который принял Германское гражданское уложение, был знаком с далеко идущими спорами вокруг ответственности государства как суверенного субъекта... Тем не менее законодатель Рейха сознательно ограничился введением ответственности государственных органов по частному праву (§ 89, 31 ГГУ) и стандартизацией персональной ответственности государственных служащих (§ 839 ГГУ), которая не только была формально включена в деликтное право, но и с самого начала понималась как материальное правоотношение по частному праву, что недвусмысленно отсылало к традиционным представлениям. Решение законодательного органа Рейха не вводить ответственность государства в суверенной сфере основывалось на том, что законодательное регулирование Рейхом данного вопроса выходило бы за рамки законодательной компетенции по регулированию гражданского права и являлось бы посягательством на собственность федеральных земель... Это подтверждается историей [принятия] закона: в ходе многолетней работы над Гражданским кодексом и даже в ходе законодательных дискуссий предпринималось несколько попыток добиться прямой ответственности государства в рамках гражданского права. Однако эти требования неизменно отклонялись на том основании, что ответственность государства в суверенной сфере относится к публичному праву и, следовательно, не входит в компетенцию законодательной власти Рейха в том, что касается федеральных земель...".
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Публично-правовая природа принципа ответственности в немецком административном праве отражена в основополагающем для деликтной ответственности публичных образований решении Федерального конституционного суда Германии от 19 октября 1982 года <19> по делу о проверке конституционности Закона об ответственности государства от 26 июня 1981 года <20>. В соответствии с позицией Суда "ответственность государства или других корпораций публичного права за вред, причиненный в результате осуществления публичной власти, не охватывается понятием "гражданское право" ни с учетом современного взгляда, ни с учетом традиций. С точки зрения сегодняшнего дня вопрос об ответственности государства, его ответственности за последствия осуществления публичной власти с нарушением обязанностей относится к публичному праву, ее следует отличать от частного права... Ответственность государства за противоправный вред, причиненный его гражданам в результате осуществления публичной власти, была одним из наиболее спорных вопросов права и правовой политики в XIX веке и в начале нынешнего столетия. Если государство как казна [нем.: Fiskus] могло, согласно взглядам того времени, вступать в отношения со своими гражданами на основании частного права и в этом отношении нести ответственность и быть ответчиком в суде как частное лицо, то государство, воплощавшееся в правителе и выступавшее в суверенном качестве, долгое время считалось неспособным действовать незаконно и потому не подлежащим ответственности в принципе. Следовательно, субъектом ответственности мог быть только сам действующий государственный служащий, отношения которого с государем изначально трактовались как отношения поручения в рамках частного права... Согласно тогдашнему пониманию государственный служащий, нарушивший свои обязанности, превысил свои полномочия и поэтому не мог связывать государство. Пострадавшая сторона обычно была вынуждена привлекать государственного служащего к ответственности как частное лицо в соответствии с принципами частного деликта. Эта модель ответственности сохранялась даже тогда, когда в прошлом веке возобладала точка зрения о публично-правовых отношениях между государственными служащими... Законодатель, который принял Германское гражданское уложение, был знаком с далеко идущими спорами вокруг ответственности государства как суверенного субъекта... Тем не менее законодатель Рейха сознательно ограничился введением ответственности государственных органов по частному праву (§ 89, 31 ГГУ) и стандартизацией персональной ответственности государственных служащих (§ 839 ГГУ), которая не только была формально включена в деликтное право, но и с самого начала понималась как материальное правоотношение по частному праву, что недвусмысленно отсылало к традиционным представлениям. Решение законодательного органа Рейха не вводить ответственность государства в суверенной сфере основывалось на том, что законодательное регулирование Рейхом данного вопроса выходило бы за рамки законодательной компетенции по регулированию гражданского права и являлось бы посягательством на собственность федеральных земель... Это подтверждается историей [принятия] закона: в ходе многолетней работы над Гражданским кодексом и даже в ходе законодательных дискуссий предпринималось несколько попыток добиться прямой ответственности государства в рамках гражданского права. Однако эти требования неизменно отклонялись на том основании, что ответственность государства в суверенной сфере относится к публичному праву и, следовательно, не входит в компетенцию законодательной власти Рейха в том, что касается федеральных земель...".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- по результатам аукционов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, либо аукционов на право заключения договора аренды таких земельных участков, либо состоявшихся до вступления в силу Постановления N 234 аукционов на право заключения инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на таких земельных участках;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- по результатам аукционов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, либо аукционов на право заключения договора аренды таких земельных участков, либо состоявшихся до вступления в силу Постановления N 234 аукционов на право заключения инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на таких земельных участках;
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"при предоставлении бюджетным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного этому бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет НДС должно осуществлять данное бюджетное учреждение, предоставляющее указанное право".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"при предоставлении бюджетным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного этому бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет НДС должно осуществлять данное бюджетное учреждение, предоставляющее указанное право".
Статья: Земли, на которых расположены леса: опыт правового регулирования зарубежных стран
(Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В современной Европе леса принадлежат примерно 16 млн частных и государственных лесовладельцев. При этом около 60% площади лесов находится в частной собственности, а 40% - в государственной. К государственным относят леса, принадлежащие местным, региональным или национальным правительствам <20>. Например, в Германии в настоящее время согласно § 3 гл. 1 Закона о сохранении лесов и развитии лесного хозяйства (Федеральному лесному закону) (Bundeswaldgesetz (BWaldG)) <21> к государственным лесам относятся леса, являющиеся исключительной собственностью федерации, федеральных земель или их учреждений и иных создаваемых ими организаций, а также леса, находящиеся в совместной собственности федеральных земель, если такие леса относятся к государственным в соответствии с законодательством этих земель.
(Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В современной Европе леса принадлежат примерно 16 млн частных и государственных лесовладельцев. При этом около 60% площади лесов находится в частной собственности, а 40% - в государственной. К государственным относят леса, принадлежащие местным, региональным или национальным правительствам <20>. Например, в Германии в настоящее время согласно § 3 гл. 1 Закона о сохранении лесов и развитии лесного хозяйства (Федеральному лесному закону) (Bundeswaldgesetz (BWaldG)) <21> к государственным лесам относятся леса, являющиеся исключительной собственностью федерации, федеральных земель или их учреждений и иных создаваемых ими организаций, а также леса, находящиеся в совместной собственности федеральных земель, если такие леса относятся к государственным в соответствии с законодательством этих земель.