Фас оптовые цены на газ
Подборка наиболее важных документов по запросу Фас оптовые цены на газ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2024 N 21АП-441/2024 по делу N А84-1880/2022
Требование: О взыскании солидарно убытков.
Решение: Требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установленная приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 30.06.2020 N 253-ОД розничная цена на природный газ, реализуемый населению г. Севастополя в пределах объема потребления до 3500 куб. м в год с 01.07.2020 являлось экономически необоснованной, поскольку при ее расчете допущена методологическая ошибка: не учитывались оптовые цены на природный газ на второе полугодие 2020 года, установленные приказом ФАС России от 10.12.2019 N 1611/19.
Требование: О взыскании солидарно убытков.
Решение: Требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установленная приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 30.06.2020 N 253-ОД розничная цена на природный газ, реализуемый населению г. Севастополя в пределах объема потребления до 3500 куб. м в год с 01.07.2020 являлось экономически необоснованной, поскольку при ее расчете допущена методологическая ошибка: не учитывались оптовые цены на природный газ на второе полугодие 2020 года, установленные приказом ФАС России от 10.12.2019 N 1611/19.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О режиме обязательной продажи товара на бирже, основаниях, целях и возможных последствиях его введения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)Но при этом биржа - это не всегда низкая и предсказуемая цена. Например, стоимость покупки газа на бирже и его транспортировка до потребителей в 2021 г., например, на 2 - 10% превышала оптовые цены на газ, установленные ФАС <14>. Кроме того, у нас есть недавний пример Европы, когда биржевая торговля газом показала себя как система, не способная заменить долгосрочные контракты в плане достижения стабильности, в том числе ценовой, и долгосрочности в обороте товаров <15>.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)Но при этом биржа - это не всегда низкая и предсказуемая цена. Например, стоимость покупки газа на бирже и его транспортировка до потребителей в 2021 г., например, на 2 - 10% превышала оптовые цены на газ, установленные ФАС <14>. Кроме того, у нас есть недавний пример Европы, когда биржевая торговля газом показала себя как система, не способная заменить долгосрочные контракты в плане достижения стабильности, в том числе ценовой, и долгосрочности в обороте товаров <15>.
Вопрос: О расчете показателя ЦГАЗ при определении расчетной выручки от реализации углеводородного сырья в целях НДД при наличии двух действующих одновременно НПА, утвердивших оптовые цены на газ.
(Письмо Минфина России от 30.09.2024 N 03-06-06-01/93938)Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2023 N 1979 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, в соответствии с которым ФАС России приказами от 28.11.2023 N 905/23 и от 28.11.2023 N 906/23 установил с 01.12.2023 (далее - приказы ФАС России) оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, с учетом индексации на 10 процентов и без учета указанной индексации.
(Письмо Минфина России от 30.09.2024 N 03-06-06-01/93938)Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2023 N 1979 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, в соответствии с которым ФАС России приказами от 28.11.2023 N 905/23 и от 28.11.2023 N 906/23 установил с 01.12.2023 (далее - приказы ФАС России) оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, с учетом индексации на 10 процентов и без учета указанной индексации.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1205
(ред. от 24.11.2023)
"О совершенствовании государственного регулирования цен на газ"2. Установить, что Федеральная антимонопольная служба устанавливает понижающие коэффициенты, а также коэффициенты, определяющие дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации, являющиеся составными частями формулы цены на газ и учитывающие особенности ценообразования на внутреннем рынке, исходя из устанавливаемых Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения.
(ред. от 24.11.2023)
"О совершенствовании государственного регулирования цен на газ"2. Установить, что Федеральная антимонопольная служба устанавливает понижающие коэффициенты, а также коэффициенты, определяющие дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации, являющиеся составными частями формулы цены на газ и учитывающие особенности ценообразования на внутреннем рынке, исходя из устанавливаемых Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Коэффициент индексации подлежит применению с 1-го числа первого месяца периода, на который утверждаются регулируемые оптовые цены на газ, и не позднее чем за 5 дней до 1-го числа первого месяца указанного периода размещается на сайте ФАС России. При отсутствии данной информации на указанном сайте коэффициент индексации рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Коэффициент индексации подлежит применению с 1-го числа первого месяца периода, на который утверждаются регулируемые оптовые цены на газ, и не позднее чем за 5 дней до 1-го числа первого месяца указанного периода размещается на сайте ФАС России. При отсутствии данной информации на указанном сайте коэффициент индексации рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.
Вопрос: Как рассчитываются объемы с целью определения среднего тарифа при расчете специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территориях субъектов Российской Федерации?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Коллегиальным органом ФАС России было принято решение об индексации с 01.12.2022 оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в соответствии с Прогнозом.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Коллегиальным органом ФАС России было принято решение об индексации с 01.12.2022 оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в соответствии с Прогнозом.
Статья: Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В качестве примеров таких подзаконных актов, содержащих прямые или опосредованные (в форме рекомендаций) ссылки на информацию, предоставляемую информационно-ценовыми/ценовыми/котировальными агентствами, можно назвать следующие: 1) Правила мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. N 155; 2) Правила расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 973; 3) Показатели, используемые для определения расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 107; 4) Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 317; 5) Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"; 6) Методика расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2023 г. N 2135; 7) Положение об определении формулы цены газа, утвержденное Приказом ФСТ России от 9 июля 2014 г. N 1142-э; 8) Порядок определения показателей Цсляб, Цз, Цл, утвержденный Приказом ФАС России от 8 февраля 2022 г. N 86/22; 9) Порядок расчета показателей ЦАБрт, Цнсд, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦКЕРрт, а также расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, утвержденный Приказом ФАС России от 19 сентября 2022 г. N 664/22; 10) Порядок определения показателей ЦЖР, ЦМ, ЦН, ЦПЛ, ЦП, ЦЗ, ЦКБ, ЦУГ, ЦО, утвержденный Приказом ФАС России от 23 марта 2023 г. N 155/23.
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В качестве примеров таких подзаконных актов, содержащих прямые или опосредованные (в форме рекомендаций) ссылки на информацию, предоставляемую информационно-ценовыми/ценовыми/котировальными агентствами, можно назвать следующие: 1) Правила мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. N 155; 2) Правила расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 973; 3) Показатели, используемые для определения расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 107; 4) Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 317; 5) Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"; 6) Методика расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2023 г. N 2135; 7) Положение об определении формулы цены газа, утвержденное Приказом ФСТ России от 9 июля 2014 г. N 1142-э; 8) Порядок определения показателей Цсляб, Цз, Цл, утвержденный Приказом ФАС России от 8 февраля 2022 г. N 86/22; 9) Порядок расчета показателей ЦАБрт, Цнсд, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦКЕРрт, а также расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, утвержденный Приказом ФАС России от 19 сентября 2022 г. N 664/22; 10) Порядок определения показателей ЦЖР, ЦМ, ЦН, ЦПЛ, ЦП, ЦЗ, ЦКБ, ЦУГ, ЦО, утвержденный Приказом ФАС России от 23 марта 2023 г. N 155/23.
Последние изменения: НДПИ по углеводородному сырью
(КонсультантПлюс, 2025)Показатель средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ (Цв) определяется ФАС России и публикуется на ее официальном сайте не позднее чем за пять рабочих дней до 1-го числа первого месяца периода, на который утверждаются регулируемые оптовые цены на газ. Если показатель Цв не был размещен на сайте ФАС России, налогоплательщик рассчитывает его самостоятельно в порядке, определяемом Правительством РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Показатель средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ (Цв) определяется ФАС России и публикуется на ее официальном сайте не позднее чем за пять рабочих дней до 1-го числа первого месяца периода, на который утверждаются регулируемые оптовые цены на газ. Если показатель Цв не был размещен на сайте ФАС России, налогоплательщик рассчитывает его самостоятельно в порядке, определяемом Правительством РФ.
Вопрос: С какого числа вступают в силу приказы ФАС России, изданные в соответствии с ПП РФ от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В соответствии с Постановлением N 2053 ФАС России в течение 5 дней со дня его вступления в силу были установлены:
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В соответствии с Постановлением N 2053 ФАС России в течение 5 дней со дня его вступления в силу были установлены:
Вопрос: Об установлении оптовой цены на газ (Цгаз) при определении расчетной выручки на газ в целях НДД.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-06-06-01/18354)где Цгаз - оптовая цена на газ за календарный месяц, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ (в случае если для субъекта Российской Федерации предельный минимальный уровень оптовых цен на газ не утвержден, - минимальная из оптовых цен на газ, реализуемый потребителям данного субъекта Российской Федерации), утвержденная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (ФАС России), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", для соответствующего субъекта Российской Федерации, где расположен на 50 и больше процентов своей площади участок недр, в отношении которого исчисляется налог, выраженная в рублях за тысячу кубических метров (без налога на добавленную стоимость). В случае отсутствия утвержденной оптовой цены на газ для соответствующего субъекта Российской Федерации показатель Цгаз для такого субъекта Российской Федерации принимается равным величине Цв, определяемой в порядке, установленном пунктом 4 статьи 342.4 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-06-06-01/18354)где Цгаз - оптовая цена на газ за календарный месяц, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ (в случае если для субъекта Российской Федерации предельный минимальный уровень оптовых цен на газ не утвержден, - минимальная из оптовых цен на газ, реализуемый потребителям данного субъекта Российской Федерации), утвержденная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (ФАС России), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", для соответствующего субъекта Российской Федерации, где расположен на 50 и больше процентов своей площади участок недр, в отношении которого исчисляется налог, выраженная в рублях за тысячу кубических метров (без налога на добавленную стоимость). В случае отсутствия утвержденной оптовой цены на газ для соответствующего субъекта Российской Федерации показатель Цгаз для такого субъекта Российской Федерации принимается равным величине Цв, определяемой в порядке, установленном пунктом 4 статьи 342.4 Кодекса.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Примером твердых цен являются цены на природный газ и тарифы на некоторые виды коммунальных услуг. Другим примером являются цены (тарифы) на электрическую энергию. Они утверждаются приказами ФАС РФ для энергетических компаний - субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности - ежегодно с разбивкой по полугодиям и месяцам; при этом тарифы дифференцируются по каждому генерирующему объекту (ТЭЦ, ГЭС, ГРЭС), входящему в производственную структуру соответствующей корпорации. Такого рода фиксированные цены - пример непосредственного прямого регулирования ценообразования со стороны государства.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Примером твердых цен являются цены на природный газ и тарифы на некоторые виды коммунальных услуг. Другим примером являются цены (тарифы) на электрическую энергию. Они утверждаются приказами ФАС РФ для энергетических компаний - субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности - ежегодно с разбивкой по полугодиям и месяцам; при этом тарифы дифференцируются по каждому генерирующему объекту (ТЭЦ, ГЭС, ГРЭС), входящему в производственную структуру соответствующей корпорации. Такого рода фиксированные цены - пример непосредственного прямого регулирования ценообразования со стороны государства.
Вопрос: Как определяется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги - утвержденная в установленном порядке плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (газоснабжающими организациями), взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ (абз. 15 п. 2 Основных положений госрегулирования цен на газ). Такой порядок предусмотрен Административным регламентом исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утв. Приказом ФСТ России от 03.02.2011 N 38-э.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги - утвержденная в установленном порядке плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (газоснабжающими организациями), взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ (абз. 15 п. 2 Основных положений госрегулирования цен на газ). Такой порядок предусмотрен Административным регламентом исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утв. Приказом ФСТ России от 03.02.2011 N 38-э.
Вопрос: Об определении показателей Ккг2023 и Ккг2024 в целях исчисления НДПИ в отношении газа горючего природного.
(Письмо Минфина России от 19.03.2024 N 03-06-06-01/24344)Организация 1 осуществляет добычу газа горючего природного, который в полном объеме реализуется в адрес Организации 2 по цене, которая ниже установленной ФАС оптовой цены для реализации конечным потребителям в Нижегородской области. Организация 2 осуществляет подготовку и дальнейшую перепродажу приобретенного газа в адрес Организации 3. Организация 3 может как использовать приобретенный газ, так и реализовать его другим потребителям.
(Письмо Минфина России от 19.03.2024 N 03-06-06-01/24344)Организация 1 осуществляет добычу газа горючего природного, который в полном объеме реализуется в адрес Организации 2 по цене, которая ниже установленной ФАС оптовой цены для реализации конечным потребителям в Нижегородской области. Организация 2 осуществляет подготовку и дальнейшую перепродажу приобретенного газа в адрес Организации 3. Организация 3 может как использовать приобретенный газ, так и реализовать его другим потребителям.
Вопрос: Какой порядок формирования розничной цены на газ для населения?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Коллегиальным органом ФАС России было принято решение об индексации с 01.12.2022 оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Коллегиальным органом ФАС России было принято решение об индексации с 01.12.2022 оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В Докладе ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год <32> отмечено, что вход новых хозяйствующих субъектов на оптовый рынок поставки природного газа прочим потребителям (без населения) на территории Российской Федерации ограничен рядом существенных барьеров. Об этом свидетельствуют материалы практики <33>. Так, например, антимонопольный орган признал общество, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по техобслуживанию газопроводов, нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с отключением объекта (газораспределительного понижающего шкафа) от газотранспортной системы. Общество обратилось в суд с требованием об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2016 г. N Ф06-10790/2016 по делу N А06-10051/2015 в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В Докладе ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год <32> отмечено, что вход новых хозяйствующих субъектов на оптовый рынок поставки природного газа прочим потребителям (без населения) на территории Российской Федерации ограничен рядом существенных барьеров. Об этом свидетельствуют материалы практики <33>. Так, например, антимонопольный орган признал общество, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по техобслуживанию газопроводов, нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с отключением объекта (газораспределительного понижающего шкафа) от газотранспортной системы. Общество обратилось в суд с требованием об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2016 г. N Ф06-10790/2016 по делу N А06-10051/2015 в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.