Фас коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Фас коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена закупки
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование осуществления закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...С учетом срочной необходимости приобретения медицинского оборудования в условиях режима повышенной готовности на территории Республики... при оказании мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) министерство в порядке, установленном пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заключило контракт... с ООО... на поставку медицинских изделий...
(КонсультантПлюс, 2025)"...С учетом срочной необходимости приобретения медицинского оборудования в условиях режима повышенной готовности на территории Республики... при оказании мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) министерство в порядке, установленном пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заключило контракт... с ООО... на поставку медицинских изделий...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Важно! ФАС России указала своим территориальным органам, что распространение новой коронавирусной инфекции необходимо учитывать как обстоятельство непреодолимой силы, в частности, при рассмотрении обращений о включении в РНП (Письмо от 18.03.2020 N ИА/21684/20).
(КонсультантПлюс, 2022)Важно! ФАС России указала своим территориальным органам, что распространение новой коронавирусной инфекции необходимо учитывать как обстоятельство непреодолимой силы, в частности, при рассмотрении обращений о включении в РНП (Письмо от 18.03.2020 N ИА/21684/20).
Готовое решение: Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельство может быть отнесено к форс-мажору и органами власти. Так, например, распространение коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непреодолимый характер, на что указывают Минфин России, МЧС России, ФАС России (см. п. 1 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельство может быть отнесено к форс-мажору и органами власти. Так, например, распространение коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непреодолимый характер, на что указывают Минфин России, МЧС России, ФАС России (см. п. 1 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту произошло в связи с распространением коронавируса, исполнитель (поставщик, подрядчик) вправе ссылаться на данное обстоятельство, в качестве основания для освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту произошло в связи с распространением коронавируса, исполнитель (поставщик, подрядчик) вправе ссылаться на данное обстоятельство, в качестве основания для освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени).
<Информация> Правительства РФ
"Правительство утвердило план дополнительных мер для борьбы с новым штаммом коронавируса "Омикрон"Еще одно поручение касается обоснованности стоимости ПЦР-исследований на наличие COVID-19. Провести проверку цен поручено Федеральной антимонопольной службе. Срок исполнения поручения - 1 февраля.
"Правительство утвердило план дополнительных мер для борьбы с новым штаммом коронавируса "Омикрон"Еще одно поручение касается обоснованности стоимости ПЦР-исследований на наличие COVID-19. Провести проверку цен поручено Федеральной антимонопольной службе. Срок исполнения поручения - 1 февраля.
Статья: Закрепление условий о наступлении обстоятельств непреодолимой силы при заключении мирового соглашения
(Сычева Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Торгово-промышленной палатой РФ 26.03.2020 в письме N ПР/0315 указано об организации выдачи с 26.03.2020 заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности из-за вспышки новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
(Сычева Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Торгово-промышленной палатой РФ 26.03.2020 в письме N ПР/0315 указано об организации выдачи с 26.03.2020 заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности из-за вспышки новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Статья: Правовое регулирование безопасности участников уголовного судопроизводства
(Бикмиев Р.Г., Бурганов Р.С.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Из отчета об итогах деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2021 г. следует, что "в соответствии с проведенным в отчетном периоде анализом чрезвычайных происшествий в судах, с судьями, членами их семей, 102 работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в 2021 году сообщено о 5 077 происшествиях (в том числе сообщения о заражении новой коронавирусной инфекцией). Из них: покушений на жизнь и здоровье судей в связи с осуществлением правосудия - 1, угроз судьям в связи с осуществлением правосудия - 40, ДТП с участием судей - 37, угроз террористических актов в здании (помещении) суда - 93. В 2021 году убийств судей, связанных с их профессиональной деятельностью, не совершено... Меры обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" применены к 89 судьям".
(Бикмиев Р.Г., Бурганов Р.С.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Из отчета об итогах деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2021 г. следует, что "в соответствии с проведенным в отчетном периоде анализом чрезвычайных происшествий в судах, с судьями, членами их семей, 102 работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в 2021 году сообщено о 5 077 происшествиях (в том числе сообщения о заражении новой коронавирусной инфекцией). Из них: покушений на жизнь и здоровье судей в связи с осуществлением правосудия - 1, угроз судьям в связи с осуществлением правосудия - 40, ДТП с участием судей - 37, угроз террористических актов в здании (помещении) суда - 93. В 2021 году убийств судей, связанных с их профессиональной деятельностью, не совершено... Меры обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" применены к 89 судьям".
Последние изменения: Когда можно проводить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС указала, что распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) является основанием для аварийной закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС указала, что распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) является основанием для аварийной закупки.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации, в том числе для профилактики, предупреждения и ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации, в том числе для профилактики, предупреждения и ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.
Последние изменения: Обжалование по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС России сообщила, что из-за распространения коронавирусной инфекции жалобы будут рассматриваться преимущественно дистанционно.
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС России сообщила, что из-за распространения коронавирусной инфекции жалобы будут рассматриваться преимущественно дистанционно.
Последние изменения: Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС сообщила, что из-за распространения коронавирусной инфекции обращения о включении сведений в РНП рассматриваются дистанционно.
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС сообщила, что из-за распространения коронавирусной инфекции обращения о включении сведений в РНП рассматриваются дистанционно.
Статья: Отсрочка исполнения решения суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Письмом Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Письмом ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20, Письмом Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 N 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20 распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Письмом Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Письмом ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20, Письмом Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 N 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20 распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Регулятивный потенциал писем федеральных органов исполнительной власти
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.