Факультативные дисциплины
Подборка наиболее важных документов по запросу Факультативные дисциплины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие предусмотрены особенности при получении образования инвалидами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Объем программы ординатуры в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), срок получения высшего образования по программе ординатуры инвалидами устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом (п. 16 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 312).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Объем программы ординатуры в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), срок получения высшего образования по программе ординатуры инвалидами устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом (п. 16 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 312).
Ситуация: Каков порядок выдачи документа о высшем образовании и квалификации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Оценки по факультативным дисциплинам (модулям) учитываются при подсчете количества оценок, указанных в приложении к диплому, если это установлено образовательной организацией.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Оценки по факультативным дисциплинам (модулям) учитываются при подсчете количества оценок, указанных в приложении к диплому, если это установлено образовательной организацией.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
Ситуация: Каким образом организован образовательный процесс при получении общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Родители (законные представители) до завершения общего образования вправе, в частности, выбрать с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-психологической комиссии (при их наличии) форму обучения, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (ч. 2, 5 ст. 17, п. п. 1, 3 ч. 3 ст. 44 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Родители (законные представители) до завершения общего образования вправе, в частности, выбрать с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-психологической комиссии (при их наличии) форму обучения, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (ч. 2, 5 ст. 17, п. п. 1, 3 ч. 3 ст. 44 Закона N 273-ФЗ).
Ситуация: Каков порядок обучения в аспирантуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также вуз вправе предусмотреть возможность освоения аспирантами факультативных и элективных дисциплин (модулей). Последние являются для аспирантов обязательными, если они включены в программу аспирантуры. Факультативные дисциплины необязательны для освоения аспирантами (п. 6 ФГТ N 951).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также вуз вправе предусмотреть возможность освоения аспирантами факультативных и элективных дисциплин (модулей). Последние являются для аспирантов обязательными, если они включены в программу аспирантуры. Факультативные дисциплины необязательны для освоения аспирантами (п. 6 ФГТ N 951).
Статья: Вклад С.В. Юшкова в изучение правового развития народов окраинных территорий Российской империи
(Метшин И.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Ученый имел планы, которым не суждено было быть реализованными, в том числе издание 8-томной истории государства и права народов СССР, написание ряда книг по истории Казахстана. Отметим, что именно в Казахстане его труды были восприняты с большим вниманием. На заседании Ученого совета ВИЮН, посвященном памяти С.В. Юшкова, присутствовал представитель Академии наук Казахской ССР А. Мамырбаев. Он подчеркнул, что в первые годы организации Академии С.В. Юшков возглавлял Институт истории и библиографии, приложив много усилий для насыщения его научными кадрами. Он много сделал для подготовки национальных кадров: "Серафим Владимирович имел постоянную связь с Казахстаном, часто приезжал в Казахстан на сессии Академии наук в институт, при его непосредственном участии были изданы первый и второй тома истории Казахстана" <22>. С.В. Юшковым была составлена программа по истории государства и права Казахстана, на основе которой была введена соответствующая факультативная дисциплина.
(Метшин И.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Ученый имел планы, которым не суждено было быть реализованными, в том числе издание 8-томной истории государства и права народов СССР, написание ряда книг по истории Казахстана. Отметим, что именно в Казахстане его труды были восприняты с большим вниманием. На заседании Ученого совета ВИЮН, посвященном памяти С.В. Юшкова, присутствовал представитель Академии наук Казахской ССР А. Мамырбаев. Он подчеркнул, что в первые годы организации Академии С.В. Юшков возглавлял Институт истории и библиографии, приложив много усилий для насыщения его научными кадрами. Он много сделал для подготовки национальных кадров: "Серафим Владимирович имел постоянную связь с Казахстаном, часто приезжал в Казахстан на сессии Академии наук в институт, при его непосредственном участии были изданы первый и второй тома истории Казахстана" <22>. С.В. Юшковым была составлена программа по истории государства и права Казахстана, на основе которой была введена соответствующая факультативная дисциплина.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Факультативные дисциплины являются необязательными для освоения аспирантом (адъюнктом);
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Факультативные дисциплины являются необязательными для освоения аспирантом (адъюнктом);