Ежегодная индексация пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Ежегодная индексация пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18 "Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий" Федерального закона "О страховых пенсиях""Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях; в редакции, действовавшей в спорный период) наряду с условиями назначения и размерами страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней предусматривает механизмы ежегодной корректировки размера страховой пенсии и ежегодной индексации фиксированной выплаты к ней, в том числе исходя из роста потребительских цен за прошедший год (части 20 - 22 статьи 15; части 6 и 7 статьи 16 и часть 10 статьи 18)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Размеры страховых пенсий" Федерального закона "О страховых пенсиях""Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях; в редакции, действовавшей в спорный период) наряду с условиями назначения и размерами страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней предусматривает механизмы ежегодной корректировки размера страховой пенсии и ежегодной индексации фиксированной выплаты к ней, в том числе исходя из роста потребительских цен за прошедший год (части 20 - 22 статьи 15; части 6 и 7 статьи 16 и часть 10 статьи 18)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)В первый раз пенсионные выплаты в Германии были проиндексированы сразу после Первой мировой войны на уровне накопленной с момента основания пенсионной системы инфляции. Но вплоть до 1955 г. такая корректировка носила нерегулярный характер, и ее целью была не актуализация размера пенсий относительно утрачиваемого заработка, а борьба с бедностью. Зато в ходе проведенной правительством Аденауэра пенсионной реформы была не только введена автоматическая ежегодная индексация пенсий на уровне изменения индекса заработной платы в экономике, но и законодательно зафиксирована комбинированная формула такой корректировки, а также нормативный коэффициент замещения. (Соответствующая формула пенсионных корректировок получила в экономической науке название "динамические пенсии".) Более того, государство ограничило возможность пенсионной системы резервировать не использованные для выплаты пенсий средства, определив норму резервов относительно срочности исполнения совокупных пенсионных обязательств (не более 1 месяца). Наконец, оно отвергло идею сокращения размера бюджетного трансферта в адрес пенсионной системы, который традиционно, еще с момента принятия первых законов социального страхования, инициированных Отто фон Бисмарком, составляет не менее трети ее доходов и равен совокупному взносу работодателей или совокупному взносу наемных работников <5>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)В первый раз пенсионные выплаты в Германии были проиндексированы сразу после Первой мировой войны на уровне накопленной с момента основания пенсионной системы инфляции. Но вплоть до 1955 г. такая корректировка носила нерегулярный характер, и ее целью была не актуализация размера пенсий относительно утрачиваемого заработка, а борьба с бедностью. Зато в ходе проведенной правительством Аденауэра пенсионной реформы была не только введена автоматическая ежегодная индексация пенсий на уровне изменения индекса заработной платы в экономике, но и законодательно зафиксирована комбинированная формула такой корректировки, а также нормативный коэффициент замещения. (Соответствующая формула пенсионных корректировок получила в экономической науке название "динамические пенсии".) Более того, государство ограничило возможность пенсионной системы резервировать не использованные для выплаты пенсий средства, определив норму резервов относительно срочности исполнения совокупных пенсионных обязательств (не более 1 месяца). Наконец, оно отвергло идею сокращения размера бюджетного трансферта в адрес пенсионной системы, который традиционно, еще с момента принятия первых законов социального страхования, инициированных Отто фон Бисмарком, составляет не менее трети ее доходов и равен совокупному взносу работодателей или совокупному взносу наемных работников <5>.
Статья: О некоторых вопросах развития пенсионной системы в современной экономической и социальной обстановке
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Средняя заработная плата с 2015 по 2023 г. выросла существенно больше, чем ПМП (2,16 раза против 1,55). То есть если бы ежегодная индексация пенсий проводилась по росту средней заработной платы, то пенсии в 2023 г. были бы выше. Это подтверждает справедливость предложения, изложенного в статье Ю.В. Воронина <9>, индексировать пенсии по динамике зарплаты. Недоиндексация пенсий накапливается и приводит к снижению коэффициента замещения.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Средняя заработная плата с 2015 по 2023 г. выросла существенно больше, чем ПМП (2,16 раза против 1,55). То есть если бы ежегодная индексация пенсий проводилась по росту средней заработной платы, то пенсии в 2023 г. были бы выше. Это подтверждает справедливость предложения, изложенного в статье Ю.В. Воронина <9>, индексировать пенсии по динамике зарплаты. Недоиндексация пенсий накапливается и приводит к снижению коэффициента замещения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.06.2023 N 208-ФЗ
"Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"3. В случае, если при назначении лицу, указанному в пункте 1 или 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ее размер не превысит размер пенсии, установленный указанному лицу по состоянию на 30 июня 2023 года в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, сохраняется более высокий размер пенсии до достижения размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"3. В случае, если при назначении лицу, указанному в пункте 1 или 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ее размер не превысит размер пенсии, установленный указанному лицу по состоянию на 30 июня 2023 года в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, сохраняется более высокий размер пенсии до достижения размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ Минтруда России от 29.01.2025 N 36
"Об утверждении методики расчета показателя "Ежегодная индексация страховых пенсий не ниже уровня инфляции предыдущего года"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении методики расчета показателя "Ежегодная индексация страховых пенсий не ниже уровня инфляции предыдущего года"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: "Будет исполнено!": практика реагирования французского законодателя на решения Конституционного совета Франции
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).
Статья: К вопросу о социальном государстве в России
(Степанова А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Солидарность поколений. Принцип солидарности поколений привязан к системе пенсионного обеспечения граждан. Согласно ч. 6 ст. 75 система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. В целом в Конституции отныне закреплены как минимум 5 принципов пенсионного обеспечения: помимо указанных - принцип ее эффективного функционирования, а также принцип ежегодной индексации пенсий. Отметим, что до принятия поправок к Конституции принципы пенсионного обеспечения в Российской Федерации не были закреплены ни в Конституции РФ, ни в законодательных актах, регламентирующих соответствующие отношения. Можно согласиться с мнением А.В. Афтаховой, сомневающейся в целесообразности закрепления двух последних принципов в Конституции. В частности, она указывает на недостаточную конкретность термина "эффективность". Действительно, "конституционная норма об "эффективности" не позволяет сформулировать однозначные критерии и, соответственно, выводы относительно соблюдения или нарушения данного принципа в каждой конкретной ситуации" <11>. Само пенсионное законодательство в настоящее время настолько сложно, объемно и разрозненно, что требует систематизации, унификации и упорядочения. Что касается принципа солидарности поколений, он сам по себе не нов - ныне действующая система пенсионного обеспечения практически уже два десятилетия основывается на нем. Суть его состоит в перераспределении средств между застрахованными лицами независимо от того, какое количество средств уплачено за каждого из них. Системы, в основе которых лежит принцип солидарности, возлагают на общество ответственность за обеспечение минимальной материальной базы для престарелых. Взносы, которые обязательно уплачивает молодое поколение, накапливаются в пенсионном фонде, из средств которого финансируются пенсии пожилых граждан. Как определено на официальном сайте Пенсионного фонда России: "Солидарный тариф предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам. Когда настанет время молодым выходить на пенсию, она будет выплачиваться страховыми взносами их детей. В этом и заключается принцип солидарности поколений, а система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий, - солидарной" <12>.
(Степанова А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Солидарность поколений. Принцип солидарности поколений привязан к системе пенсионного обеспечения граждан. Согласно ч. 6 ст. 75 система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. В целом в Конституции отныне закреплены как минимум 5 принципов пенсионного обеспечения: помимо указанных - принцип ее эффективного функционирования, а также принцип ежегодной индексации пенсий. Отметим, что до принятия поправок к Конституции принципы пенсионного обеспечения в Российской Федерации не были закреплены ни в Конституции РФ, ни в законодательных актах, регламентирующих соответствующие отношения. Можно согласиться с мнением А.В. Афтаховой, сомневающейся в целесообразности закрепления двух последних принципов в Конституции. В частности, она указывает на недостаточную конкретность термина "эффективность". Действительно, "конституционная норма об "эффективности" не позволяет сформулировать однозначные критерии и, соответственно, выводы относительно соблюдения или нарушения данного принципа в каждой конкретной ситуации" <11>. Само пенсионное законодательство в настоящее время настолько сложно, объемно и разрозненно, что требует систематизации, унификации и упорядочения. Что касается принципа солидарности поколений, он сам по себе не нов - ныне действующая система пенсионного обеспечения практически уже два десятилетия основывается на нем. Суть его состоит в перераспределении средств между застрахованными лицами независимо от того, какое количество средств уплачено за каждого из них. Системы, в основе которых лежит принцип солидарности, возлагают на общество ответственность за обеспечение минимальной материальной базы для престарелых. Взносы, которые обязательно уплачивает молодое поколение, накапливаются в пенсионном фонде, из средств которого финансируются пенсии пожилых граждан. Как определено на официальном сайте Пенсионного фонда России: "Солидарный тариф предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам. Когда настанет время молодым выходить на пенсию, она будет выплачиваться страховыми взносами их детей. В этом и заключается принцип солидарности поколений, а система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий, - солидарной" <12>.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Среди самых важных президентских поправок к Конституции РФ, по мнению россиян, выделяются: обеспечение государством доступности и качества медицинского обслуживания (95%); обязательная ежегодная индексация пенсий (92%); установление МРОТ не менее прожиточного минимума (92%) <1>. "Все это, - отмечает Президент РФ, - нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку" <2>. Вместе с тем, по данным доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г., в ходе опроса за этот год половина респондентов заявили, что сталкивались с социальной несправедливостью <3>. Чаще всего с несправедливостью в российском обществе сталкиваются люди, нуждающиеся в особой социальной поддержке со стороны государства: пенсионеры, пожилые люди (30%); малоимущие и бедные (14%) <4>. В этой связи по-прежнему актуален вопрос исполнения социальных обязательств государства, которые, как подчеркнул Президент РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г., должны осуществляться при любой ситуации и на всей территории страны <5>.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Среди самых важных президентских поправок к Конституции РФ, по мнению россиян, выделяются: обеспечение государством доступности и качества медицинского обслуживания (95%); обязательная ежегодная индексация пенсий (92%); установление МРОТ не менее прожиточного минимума (92%) <1>. "Все это, - отмечает Президент РФ, - нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку" <2>. Вместе с тем, по данным доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г., в ходе опроса за этот год половина респондентов заявили, что сталкивались с социальной несправедливостью <3>. Чаще всего с несправедливостью в российском обществе сталкиваются люди, нуждающиеся в особой социальной поддержке со стороны государства: пенсионеры, пожилые люди (30%); малоимущие и бедные (14%) <4>. В этой связи по-прежнему актуален вопрос исполнения социальных обязательств государства, которые, как подчеркнул Президент РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г., должны осуществляться при любой ситуации и на всей территории страны <5>.
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<22> Ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии была закреплена в 2013 г. в ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; ежегодная индексация социальных пенсий установлена в 2009 г. ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<22> Ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии была закреплена в 2013 г. в ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; ежегодная индексация социальных пенсий установлена в 2009 г. ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов I группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2025 инвалидам I группы (кроме инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода) устанавливается надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) к пенсии на уход. Если инвалид I группы получает две пенсии, надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) устанавливается к одной из них. Если инвалид получает страховую пенсию, надбавка устанавливается путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (в размере 1 314 руб. с 01.01.2025). Размер надбавки подлежит ежегодной индексации вместе с соответствующей пенсией. Дополнительная надбавка на уход, предусмотренная Законом N 4468-1, индексируется в порядке, установленном для социальных пенсий. С 01.04.2025 размер надбавки на уход к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительной надбавки по Закону N 4468-1, составляет без учета районных коэффициентов 1 377 руб. (п. п. 1 - 3, 6, 6.1 ст. 18.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 8 ст. 16, ч. 2.1, 13.1, 13.2, 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 45.1, ч. 8 - 10 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 4 ст. 49 Закона N 4468-1; ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; ч. 3 ст. 5 Закона от 28.02.2025 N 20-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 34; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2025 инвалидам I группы (кроме инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода) устанавливается надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) к пенсии на уход. Если инвалид I группы получает две пенсии, надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) устанавливается к одной из них. Если инвалид получает страховую пенсию, надбавка устанавливается путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (в размере 1 314 руб. с 01.01.2025). Размер надбавки подлежит ежегодной индексации вместе с соответствующей пенсией. Дополнительная надбавка на уход, предусмотренная Законом N 4468-1, индексируется в порядке, установленном для социальных пенсий. С 01.04.2025 размер надбавки на уход к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительной надбавки по Закону N 4468-1, составляет без учета районных коэффициентов 1 377 руб. (п. п. 1 - 3, 6, 6.1 ст. 18.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 8 ст. 16, ч. 2.1, 13.1, 13.2, 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 45.1, ч. 8 - 10 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 4 ст. 49 Закона N 4468-1; ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; ч. 3 ст. 5 Закона от 28.02.2025 N 20-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 34; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Ежегодная индексация ФВ к страховой пенсии позволяет сохранить за "северянами" достигнутый ими уровень пенсионного обеспечения (на момент назначения страховой пенсии) и размер ФВ, установленный с учетом "северного стажа". Тем не менее, если гражданин примет решение переехать в регионы с более "мягким" климатом, он можно рассчитывать только на сохранение ФВ (с учетом "северного стажа"), в то время как районный коэффициент, повышающий страховые пенсии, а также все бюджетные пенсии, больше не будет применяться.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Ежегодная индексация ФВ к страховой пенсии позволяет сохранить за "северянами" достигнутый ими уровень пенсионного обеспечения (на момент назначения страховой пенсии) и размер ФВ, установленный с учетом "северного стажа". Тем не менее, если гражданин примет решение переехать в регионы с более "мягким" климатом, он можно рассчитывать только на сохранение ФВ (с учетом "северного стажа"), в то время как районный коэффициент, повышающий страховые пенсии, а также все бюджетные пенсии, больше не будет применяться.
Ситуация: Какие выплаты полагаются детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия ежегодно индексируется с 1 апреля, в связи с чем с 01.04.2025 размер социальной пенсии детям-сиротам составляет 17 648,24 руб. (без учета районных коэффициентов) (пп. 2.1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия ежегодно индексируется с 1 апреля, в связи с чем с 01.04.2025 размер социальной пенсии детям-сиротам составляет 17 648,24 руб. (без учета районных коэффициентов) (пп. 2.1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
Статья: Конституционализация социально-экономической сферы и социальное благополучие человека
(Садовникова Г.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Направленность на обеспечение социального благополучия человека очевидна в новой редакции ст. 75 Конституции об уважении труда граждан, обеспечения защиты их прав, о гарантировании минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, о принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений при формировании системы пенсионного обеспечения, о ежегодной индексации пенсий, гарантировании обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.
(Садовникова Г.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Направленность на обеспечение социального благополучия человека очевидна в новой редакции ст. 75 Конституции об уважении труда граждан, обеспечения защиты их прав, о гарантировании минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, о принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений при формировании системы пенсионного обеспечения, о ежегодной индексации пенсий, гарантировании обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.
Ситуация: Какие льготы положены инвалидам с детства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предусмотрена ежегодная индексация надбавки на уход, дополнительной надбавки на уход (размера дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в порядке, установленном соответственно для индексации размеров социальной пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Однако ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии приостановлена до 01.01.2026 (п. 3 ст. 18.1, п. 1 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; ч. 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 4 ст. 49 Закона РФ N 4468-1; ч. 13 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предусмотрена ежегодная индексация надбавки на уход, дополнительной надбавки на уход (размера дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в порядке, установленном соответственно для индексации размеров социальной пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Однако ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии приостановлена до 01.01.2026 (п. 3 ст. 18.1, п. 1 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; ч. 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 4 ст. 49 Закона РФ N 4468-1; ч. 13 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).