Едв инвалидам 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Едв инвалидам 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2024 по делу N 88-8867/2024 (УИД 23RS0056-01-2023-001003-61)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности, обратился с заявлением о переводе с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости, однако ответчиком был неверно исчислен коэффициент стажа, в связи с чем была неверно проведена конвертация и неверно рассчитан размер пенсии.
Решение: Отказано.Судом установлено и следует из материалов дела, что с 29 мая 2002 года истцу К. назначена трудовая пенсия по инвалидности 2 степени 2 группы. С 31 июля 2014 года истец переведена на трудовую пенсию по старости в связи с достижением пенсионного возраста. Расчетный размер пенсии по старости (без учета фиксированного размера) при переводе оказался ниже, размер страховой пенсии по старости сохранен в прежнем размере 4937,62 руб. Размер пенсии с 1 июля 2020 года составил 15132,25 руб. Истцу производится ежемесячная денежная выплата по инвалидности 2 группы, размер которой с учетом индексаций и отказом от полного набора социальных услуг с 1 февраля 2020 года составляет 2782,67 руб.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности, обратился с заявлением о переводе с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости, однако ответчиком был неверно исчислен коэффициент стажа, в связи с чем была неверно проведена конвертация и неверно рассчитан размер пенсии.
Решение: Отказано.Судом установлено и следует из материалов дела, что с 29 мая 2002 года истцу К. назначена трудовая пенсия по инвалидности 2 степени 2 группы. С 31 июля 2014 года истец переведена на трудовую пенсию по старости в связи с достижением пенсионного возраста. Расчетный размер пенсии по старости (без учета фиксированного размера) при переводе оказался ниже, размер страховой пенсии по старости сохранен в прежнем размере 4937,62 руб. Размер пенсии с 1 июля 2020 года составил 15132,25 руб. Истцу производится ежемесячная денежная выплата по инвалидности 2 группы, размер которой с учетом индексаций и отказом от полного набора социальных услуг с 1 февраля 2020 года составляет 2782,67 руб.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2023 N 88-8174/2023 (УИД 32RS0027-01-2021-008191-50)
Категория спора: Компенсации.
Требования: 1) О взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью; 2) О взыскании процентов.
Обстоятельства: Выплата ежемесячной денежной компенсации при установлении третьей группы инвалидности по военной травме, полученной истцом в связи с исполнением служебных обязанностей и исключившей возможность его дальнейшего прохождения службы в полиции, уже назначалась ранее. Истец обратился в адрес ответчика с заявлением не о перерасчете выплаты, а о ее продлении в связи с автоматическим продлением группы инвалидности (в заочном порядке, с учетом сложившейся в спорный период эпидемиологической ситуации).
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции", Приказа Минтруда России от 11 июня 2020 года N 327н "О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н", постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 1697 "О временном порядке признания лица инвалидом", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Категория спора: Компенсации.
Требования: 1) О взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью; 2) О взыскании процентов.
Обстоятельства: Выплата ежемесячной денежной компенсации при установлении третьей группы инвалидности по военной травме, полученной истцом в связи с исполнением служебных обязанностей и исключившей возможность его дальнейшего прохождения службы в полиции, уже назначалась ранее. Истец обратился в адрес ответчика с заявлением не о перерасчете выплаты, а о ее продлении в связи с автоматическим продлением группы инвалидности (в заочном порядке, с учетом сложившейся в спорный период эпидемиологической ситуации).
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции", Приказа Минтруда России от 11 июня 2020 года N 327н "О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н", постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 1697 "О временном порядке признания лица инвалидом", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публично-правовое регулирование цены денег и их покупательной способности в Российской Федерации
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов III группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалиды любой группы вправе получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. В общем случае такая возможность предоставляется инвалиду с даты установления ему ЕДВ (п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалиды любой группы вправе получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. В общем случае такая возможность предоставляется инвалиду с даты установления ему ЕДВ (п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2021 N 54-П
"По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой"В ноябре 2019 года А.Н. Меджидова обратилась в региональную общественную организацию инвалидов и ветеранов "Союз Чернобыль" Республики Дагестан с просьбой защитить в суде права и законные интересы ее дочери. Названная организация предъявила к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации иск о признании незаконным решения об отказе установить ежемесячную денежную выплату несовершеннолетней А.С. Меджидовой как внучке инвалида-чернобыльца, о возложении на ответчика обязанности по установлению данной выплаты и о взыскании образовавшейся задолженности.
"По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой"В ноябре 2019 года А.Н. Меджидова обратилась в региональную общественную организацию инвалидов и ветеранов "Союз Чернобыль" Республики Дагестан с просьбой защитить в суде права и законные интересы ее дочери. Названная организация предъявила к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации иск о признании незаконным решения об отказе установить ежемесячную денежную выплату несовершеннолетней А.С. Меджидовой как внучке инвалида-чернобыльца, о возложении на ответчика обязанности по установлению данной выплаты и о взыскании образовавшейся задолженности.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
Статья: Возмещение вреда, причиненного военнослужащему
(Калинин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)По своей правовой природе государственное социальное обеспечение и страхование выступают основными публично-правовыми способами возмещения вреда. Так, установленная в ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности. Ежегодная индексация осуществляется с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации. К данным выплатам не применим порядок индексации, установленный гражданско-процессуальным законодательством, в частности ст. 208 ГПК РФ.
(Калинин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)По своей правовой природе государственное социальное обеспечение и страхование выступают основными публично-правовыми способами возмещения вреда. Так, установленная в ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности. Ежегодная индексация осуществляется с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации. К данным выплатам не применим порядок индексации, установленный гражданско-процессуальным законодательством, в частности ст. 208 ГПК РФ.
Ситуация: Как отказаться от набора социальных услуг и получить денежную компенсацию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом сумма средств, направляемая на оплату предоставления социальных услуг, удерживается из ежемесячной денежной выплаты (ч. 2 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом сумма средств, направляемая на оплату предоставления социальных услуг, удерживается из ежемесячной денежной выплаты (ч. 2 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов II группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалиды любой группы вправе получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. В общем случае такая возможность предоставляется инвалиду с даты установления ему ЕДВ (п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалиды любой группы вправе получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. В общем случае такая возможность предоставляется инвалиду с даты установления ему ЕДВ (п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов I группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалиды любой группы вправе получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. В общем случае такая возможность предоставляется инвалиду с даты установления ему ЕДВ (п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалиды любой группы вправе получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. В общем случае такая возможность предоставляется инвалиду с даты установления ему ЕДВ (п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020).