Единый типовой устав
Подборка наиболее важных документов по запросу Единый типовой устав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кроме того, в п. 3 ст. 52 ГК РФ закреплено, что "в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах".
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кроме того, в п. 3 ст. 52 ГК РФ закреплено, что "в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах".
Статья: О некоторых проблемных организационно-правовых аспектах понятия государственной службы в Российской Федерации
(Иванский В.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Однако исследование норм отраслевого законодательства указывает на то, что помимо государственных органов профессиональная служебная деятельность может осуществляться гражданами, замещающими должности государственной службы в таких организационно-правовых формах некоммерческих организаций, как, например, государственные учреждения (казенные учреждения). Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных сил РФ могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения, которые действуют на основании единого типового устава, утверждаемого министром обороны РФ <19>. Организационно-правовая форма государственных учреждений наиболее распространена в уголовно-исполнительной системе, например для следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний. Такие исправительные учреждения регистрируют в ЕГРЮЛ в качестве федерального казенного учреждения, обладающего правами юридического лица <20>.
(Иванский В.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Однако исследование норм отраслевого законодательства указывает на то, что помимо государственных органов профессиональная служебная деятельность может осуществляться гражданами, замещающими должности государственной службы в таких организационно-правовых формах некоммерческих организаций, как, например, государственные учреждения (казенные учреждения). Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных сил РФ могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения, которые действуют на основании единого типового устава, утверждаемого министром обороны РФ <19>. Организационно-правовая форма государственных учреждений наиболее распространена в уголовно-исполнительной системе, например для следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний. Такие исправительные учреждения регистрируют в ЕГРЮЛ в качестве федерального казенного учреждения, обладающего правами юридического лица <20>.
Интервью: Интервью с Могилевским Станиславом Дмитриевичем, директором Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации: "Актуальные проблемы развития корпоративного права" (5 апреля 2022 года)
("Гражданское право", 2022, N 3)В связи с формированием практики утверждения единых типовых уставов для учреждений (ЕТУ) и типовых уставов (п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ) снижается информационное значение учредительных документов конкретных юридических лиц. Так, 1 августа 2018 г. Приказом Минэкономразвития России утверждены типовые уставы, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью. Данный Приказ предусматривает 36 различных типовых уставов, отличающихся лишь в 6 пунктах: выход участника из общества; согласие на отчуждение доли третьим лицам; преимущественное право покупки доли; согласие на отчуждение доли другим участникам; согласие на переход доли по наследству; способ назначения директора; удостоверение решений собраний. При этом, на мой взгляд, нужно не просто быть специалистом, а еще и потратить огромное количество времени на то, чтобы выбрать из этих типовых уставов то, что тебе нужно. Я пришел к выводу, что мне легче написать устав самому под конкретное общество с ограниченной ответственностью, под его интересы, нежели выбирать из этих 36. Кроме этого, до сих пор юридические лица всех организационно-правовых форм не могут воспользоваться данной возможностью, так как применение типовых уставов урегулировано лишь для обществ с ограниченной ответственностью, что ограничивает сферу его применения.
("Гражданское право", 2022, N 3)В связи с формированием практики утверждения единых типовых уставов для учреждений (ЕТУ) и типовых уставов (п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ) снижается информационное значение учредительных документов конкретных юридических лиц. Так, 1 августа 2018 г. Приказом Минэкономразвития России утверждены типовые уставы, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью. Данный Приказ предусматривает 36 различных типовых уставов, отличающихся лишь в 6 пунктах: выход участника из общества; согласие на отчуждение доли третьим лицам; преимущественное право покупки доли; согласие на отчуждение доли другим участникам; согласие на переход доли по наследству; способ назначения директора; удостоверение решений собраний. При этом, на мой взгляд, нужно не просто быть специалистом, а еще и потратить огромное количество времени на то, чтобы выбрать из этих типовых уставов то, что тебе нужно. Я пришел к выводу, что мне легче написать устав самому под конкретное общество с ограниченной ответственностью, под его интересы, нежели выбирать из этих 36. Кроме этого, до сих пор юридические лица всех организационно-правовых форм не могут воспользоваться данной возможностью, так как применение типовых уставов урегулировано лишь для обществ с ограниченной ответственностью, что ограничивает сферу его применения.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (см. например, Приказ Министра обороны РФ от 13 сентября 2016 г. N 560 "Об утверждении Единого типового устава управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц");
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (см. например, Приказ Министра обороны РФ от 13 сентября 2016 г. N 560 "Об утверждении Единого типового устава управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц");
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав ООО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Правомерен ли отказ в госрегистрации изменений сведений об адресе ООО, если подтверждена информация о недостоверности представленных сведений об адресе юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 4 и 5 п. 9 письма ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52, для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, в том числе заявление по форме N Р13001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в листе Б которого указывается адрес юридического лица, или предусмотренное п. 2 ст. 17 Закона о регистрации заявление по форме N Р14001, утвержденной указанным Приказом ФНС России, в листе Б которого указывается адрес юридического лица (в случае, если юридическое лицо действует на основании типового или единого типового устава (п. п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ)). Одновременно с указанными документами, предусмотренными п. 1 и 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации, представляются документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (абз. 3 п. 6 ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ, действующей с 01.01.2016).
Правомерен ли отказ в госрегистрации изменений сведений об адресе ООО, если подтверждена информация о недостоверности представленных сведений об адресе юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 4 и 5 п. 9 письма ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52, для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, в том числе заявление по форме N Р13001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в листе Б которого указывается адрес юридического лица, или предусмотренное п. 2 ст. 17 Закона о регистрации заявление по форме N Р14001, утвержденной указанным Приказом ФНС России, в листе Б которого указывается адрес юридического лица (в случае, если юридическое лицо действует на основании типового или единого типового устава (п. п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ)). Одновременно с указанными документами, предусмотренными п. 1 и 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации, представляются документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (абз. 3 п. 6 ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ, действующей с 01.01.2016).
Статья: Войсковая часть (понятие и правовой статус)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Воинские части Вооруженных Сил РФ в качестве юридических лиц действуют на основании Единого типового устава управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц, утв. Приказом Министра обороны РФ от 13.09.2016 N 560.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Воинские части Вооруженных Сил РФ в качестве юридических лиц действуют на основании Единого типового устава управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц, утв. Приказом Министра обороны РФ от 13.09.2016 N 560.