Единый день голосования
Подборка наиболее важных документов по запросу Единый день голосования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов (п. 3 ст. 10 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов (п. 3 ст. 10 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Статья: Новости от 20.09.2024
("Главная книга", 2024, N 19)Кого нужно освободить от работы в единый день голосования
("Главная книга", 2024, N 19)Кого нужно освободить от работы в единый день голосования
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, избираемого депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а если срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, избираемого депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а если срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Во втором чтении законопроекта 14 мая 2025 г. и при принятии его в третьем чтении 16 мая 2025 г. подобный подход был радикально изменен, поэтому действующая редакция Закона (от 23.05.2025) <9> на уровне понятийного аппарата подчеркивает различие между ДЭГ и ЭГ (подп. 62 и 62.1 ст. 2). Первое не связано с избирательным участком, а второе возможно только на избирательном участке, оборудованном комплексом для электронного голосования. По сути, они сводятся к местам и инструментам голосования. При ДЭГ им может быть любое место в пределах территории РФ с использованием неизвестного цифровой платформе гаджета, а при ЭГ - только избирательный участок, оборудованный КЭГ. Однако в дальнейшем голоса сливаются в один поток, так как Закон устанавливает, что "...итоги ЭГ учитываются в итогах ДЭГ...". Еще в марте 2024 г. на выборах Президента РФ не было подобного разделения на ДЭГ и ЭГ. Расположенный в специально посвященном ДЭГ в Москве разделе 11.6 п. 11.6.2 Порядка ДЭГ на президентских выборах, утвержденного Постановлением ЦИК РФ от 20 декабря 2023 г., предусматривал ДЭГ на избирательных участках в Москве с использованием терминалов электронного голосования (ТЭГ) <10>. Однако в сентябре 2024 г. голосование на этих же самых терминалах на выборах депутатов Московской городской думы согласно Решению Московской городской избирательной комиссии от 4 июля 2024 г. N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования в единый день голосования 8 сентября 2024 г." <11> получило статус электронного в отличие от ДЭГ. Пунктом 13.1 ст. 64.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" такое разделение легализуется на федеральном уровне. Примененные для ЭГ в Москве в 2024 г. дорогостоящие ТЭГ обслуживались не федеральной, а самостоятельной по отношению к ней московской цифровой платформой, поэтому в настоящее время отсутствуют технические возможности для распространения ЭГ в других, кроме Москвы, субъектах РФ.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Во втором чтении законопроекта 14 мая 2025 г. и при принятии его в третьем чтении 16 мая 2025 г. подобный подход был радикально изменен, поэтому действующая редакция Закона (от 23.05.2025) <9> на уровне понятийного аппарата подчеркивает различие между ДЭГ и ЭГ (подп. 62 и 62.1 ст. 2). Первое не связано с избирательным участком, а второе возможно только на избирательном участке, оборудованном комплексом для электронного голосования. По сути, они сводятся к местам и инструментам голосования. При ДЭГ им может быть любое место в пределах территории РФ с использованием неизвестного цифровой платформе гаджета, а при ЭГ - только избирательный участок, оборудованный КЭГ. Однако в дальнейшем голоса сливаются в один поток, так как Закон устанавливает, что "...итоги ЭГ учитываются в итогах ДЭГ...". Еще в марте 2024 г. на выборах Президента РФ не было подобного разделения на ДЭГ и ЭГ. Расположенный в специально посвященном ДЭГ в Москве разделе 11.6 п. 11.6.2 Порядка ДЭГ на президентских выборах, утвержденного Постановлением ЦИК РФ от 20 декабря 2023 г., предусматривал ДЭГ на избирательных участках в Москве с использованием терминалов электронного голосования (ТЭГ) <10>. Однако в сентябре 2024 г. голосование на этих же самых терминалах на выборах депутатов Московской городской думы согласно Решению Московской городской избирательной комиссии от 4 июля 2024 г. N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования в единый день голосования 8 сентября 2024 г." <11> получило статус электронного в отличие от ДЭГ. Пунктом 13.1 ст. 64.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" такое разделение легализуется на федеральном уровне. Примененные для ЭГ в Москве в 2024 г. дорогостоящие ТЭГ обслуживались не федеральной, а самостоятельной по отношению к ней московской цифровой платформой, поэтому в настоящее время отсутствуют технические возможности для распространения ЭГ в других, кроме Москвы, субъектах РФ.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Напомним, что Кодекс вступил в силу 15 сентября 2015 г., т.е. по прошествии двух дней после единого дня голосования 13 сентября 2015 г., в ходе которого проводились выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, выборы главы администрации Тамбовской области, дополнительные выборы депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва по Мичуринскому одномандатному избирательному округу N 7 и Сосновскому одномандатному избирательному округу N 15) и органы местного самоуправления. Дата вступления в силу, изначально запланированная на 1 июля 2015 г., была изменена именно для того, чтобы избирательные споры по выборам, назначенным на 13 сентября 2015 г., были рассмотрены судами по правилам ГПК РФ, а дела, связанные с оспариванием итогов голосования и их результатов, разрешались уже в соответствии с КАС РФ.
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Напомним, что Кодекс вступил в силу 15 сентября 2015 г., т.е. по прошествии двух дней после единого дня голосования 13 сентября 2015 г., в ходе которого проводились выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, выборы главы администрации Тамбовской области, дополнительные выборы депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва по Мичуринскому одномандатному избирательному округу N 7 и Сосновскому одномандатному избирательному округу N 15) и органы местного самоуправления. Дата вступления в силу, изначально запланированная на 1 июля 2015 г., была изменена именно для того, чтобы избирательные споры по выборам, назначенным на 13 сентября 2015 г., были рассмотрены судами по правилам ГПК РФ, а дела, связанные с оспариванием итогов голосования и их результатов, разрешались уже в соответствии с КАС РФ.
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)С прогрессом демократизации общественных отношений, стабилизацией избирательных норм и многолетним опытом проведения муниципальных кампаний предполагается установление единого дня голосования без необходимости в отдельном процессе их назначения <6>. Вмешательство судебной системы будет требоваться лишь в экстраординарных случаях (отставка главы муниципального образования, роспуск представительного органа и т.п.).
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)С прогрессом демократизации общественных отношений, стабилизацией избирательных норм и многолетним опытом проведения муниципальных кампаний предполагается установление единого дня голосования без необходимости в отдельном процессе их назначения <6>. Вмешательство судебной системы будет требоваться лишь в экстраординарных случаях (отставка главы муниципального образования, роспуск представительного органа и т.п.).
Статья: Проблема баланса конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Такая свобода государства существенно увеличивает риски искажения смысла того или иного конституционного права человека и гражданина. Например, решением Московской городской избирательной комиссии от 4 июля 2024 г. N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 г." <27> было введено новое условие получения избирателем бумажного бюллетеня для голосования. Традиционная трактовка и практика исходили из презумпции голосования именно бумажным бюллетенем, заведомо исключая для его получения обязанность осуществления каких-либо предварительных действий со стороны правомочного избирателя. В тех случаях, когда в последние годы на выборах в отдельных местах вводилась дополнительная возможность дистанционного электронного, т.е. безбумажного, голосования, желающим принять в нем участие предлагалось подать соответствующее заявление на участие в таком голосовании. Подобное заявление, естественно, исключало получение бумажного избирательного бюллетеня (исключение из презумпции голосования бумажным избирательным бюллетенем). Московская городская избирательная комиссия как государственный орган поменяла названные категории местами, превратив прежнюю презумпцию в исключение, а исключение - в презумпцию. Избирателям предоставили право подать не позднее чем за неделю до начала голосования заявление не об участии, а об отказе от участия в дистанционном электронном голосовании и во впервые вводимом новом виде голосования - электронном голосовании на избирательном участке <28>. Заявления рассматривали и давали информацию об итогах рассмотрения не избирательные комиссии, а оператор государственной информационной системы, функции которого осуществлял департамент информационных технологий правительства города. В случае удовлетворения заявления избиратель исключался из электронного списка избирателей, а в случае отказа в удовлетворении - оставался в таком списке, но лишался возможности традиционного голосования. Избиратели, не подавшие заявления либо получившие отказ в его удовлетворении, в случае прихода на избирательный участок в дни голосования могли получить только электронный бюллетень, размещенный в терминале электронного голосования. Отказ в выдаче на участке бумажного бюллетеня был для части граждан неприятным сюрпризом, заставляющим сделать выбор между отказом от голосования или участием в электронном голосовании. Для многих такой выбор даже не осознавался, так как избирательные комиссии и сама процедура де-юре впервые применявшегося электронного голосования с использованием специальных устройств (терминалов электронного голосования) не указывали на его наличие. Следует подчеркнуть, что независимо от осознанного или неосознаваемого варианта поведения избиратели, пришедшие на избирательный участок, включая и тех, кто фактически сам отказался от электронного голосования, де-юре не были лишены права голоса на названных выборах. Однако все они были лишены возможности традиционного голосования и были перемещены в иные и условия голосования, и порядок определения его итогов, которые существенно отличались от традиционного голосования и определения его итогов. При традиционном голосовании заполненный бумажный бюллетень опускает в ящик реальный человек, другие реальные люди - члены участковой избирательной комиссии - переносят волеизъявление в протокол об итогах голосования, а при электронном голосовании и при дистанционном электронном голосовании реальный человек только нажимает на те или иные имитирующие волеизъявление видимые глазом элементы электронного устройства, давая тем самым старт для путешествия сигнала по Интернету, другим ведомым только узкому кругу специалистов национальным информационным системам.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Такая свобода государства существенно увеличивает риски искажения смысла того или иного конституционного права человека и гражданина. Например, решением Московской городской избирательной комиссии от 4 июля 2024 г. N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 г." <27> было введено новое условие получения избирателем бумажного бюллетеня для голосования. Традиционная трактовка и практика исходили из презумпции голосования именно бумажным бюллетенем, заведомо исключая для его получения обязанность осуществления каких-либо предварительных действий со стороны правомочного избирателя. В тех случаях, когда в последние годы на выборах в отдельных местах вводилась дополнительная возможность дистанционного электронного, т.е. безбумажного, голосования, желающим принять в нем участие предлагалось подать соответствующее заявление на участие в таком голосовании. Подобное заявление, естественно, исключало получение бумажного избирательного бюллетеня (исключение из презумпции голосования бумажным избирательным бюллетенем). Московская городская избирательная комиссия как государственный орган поменяла названные категории местами, превратив прежнюю презумпцию в исключение, а исключение - в презумпцию. Избирателям предоставили право подать не позднее чем за неделю до начала голосования заявление не об участии, а об отказе от участия в дистанционном электронном голосовании и во впервые вводимом новом виде голосования - электронном голосовании на избирательном участке <28>. Заявления рассматривали и давали информацию об итогах рассмотрения не избирательные комиссии, а оператор государственной информационной системы, функции которого осуществлял департамент информационных технологий правительства города. В случае удовлетворения заявления избиратель исключался из электронного списка избирателей, а в случае отказа в удовлетворении - оставался в таком списке, но лишался возможности традиционного голосования. Избиратели, не подавшие заявления либо получившие отказ в его удовлетворении, в случае прихода на избирательный участок в дни голосования могли получить только электронный бюллетень, размещенный в терминале электронного голосования. Отказ в выдаче на участке бумажного бюллетеня был для части граждан неприятным сюрпризом, заставляющим сделать выбор между отказом от голосования или участием в электронном голосовании. Для многих такой выбор даже не осознавался, так как избирательные комиссии и сама процедура де-юре впервые применявшегося электронного голосования с использованием специальных устройств (терминалов электронного голосования) не указывали на его наличие. Следует подчеркнуть, что независимо от осознанного или неосознаваемого варианта поведения избиратели, пришедшие на избирательный участок, включая и тех, кто фактически сам отказался от электронного голосования, де-юре не были лишены права голоса на названных выборах. Однако все они были лишены возможности традиционного голосования и были перемещены в иные и условия голосования, и порядок определения его итогов, которые существенно отличались от традиционного голосования и определения его итогов. При традиционном голосовании заполненный бумажный бюллетень опускает в ящик реальный человек, другие реальные люди - члены участковой избирательной комиссии - переносят волеизъявление в протокол об итогах голосования, а при электронном голосовании и при дистанционном электронном голосовании реальный человек только нажимает на те или иные имитирующие волеизъявление видимые глазом элементы электронного устройства, давая тем самым старт для путешествия сигнала по Интернету, другим ведомым только узкому кругу специалистов национальным информационным системам.
Ситуация: Кто и в каком порядке может проголосовать на выборах вне помещения для голосования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление (устное обращение) может быть подано в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление в электронном виде с использованием личного кабинета на Едином портале госуслуг необходимо подать в участковую комиссию по месту своего жительства не ранее чем за девять дней до дня (первого дня) голосования и не позднее 24:00 по московскому времени за один день до дня (первого дня) голосования. В указанный период цифровой сервис на Едином портале госуслуг функционирует круглосуточно и непрерывно (п. 5 ст. 66 Закона N 67-ФЗ; п. 2.1 Порядка, утв. Постановлением ЦИК России N 264/1949-7).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление (устное обращение) может быть подано в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление в электронном виде с использованием личного кабинета на Едином портале госуслуг необходимо подать в участковую комиссию по месту своего жительства не ранее чем за девять дней до дня (первого дня) голосования и не позднее 24:00 по московскому времени за один день до дня (первого дня) голосования. В указанный период цифровой сервис на Едином портале госуслуг функционирует круглосуточно и непрерывно (п. 5 ст. 66 Закона N 67-ФЗ; п. 2.1 Порядка, утв. Постановлением ЦИК России N 264/1949-7).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Одна из первых рабочих проектных редакций комментируемой части не включала в перечень нормативных актов акты должностных лиц, а также нормативные правовые акты организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Однако проведенный в процессе работы над проектом КАС РФ анализ накопленной к тому времени правоприменительной практики позволил обособить этот круг актов, выделив его в отдельную категорию, что стало закономерным итогом признания нормотворческой функции не только за "классическими" органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, но и за должностными лицами и иными уполномоченными на то органами и организациями (например, за Генеральным прокурором РФ (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" <1>) или избирательными комиссиями (Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" <2>, Решение Московской городской избирательной комиссии от 04.07.2024 N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года" <3>)).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Одна из первых рабочих проектных редакций комментируемой части не включала в перечень нормативных актов акты должностных лиц, а также нормативные правовые акты организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Однако проведенный в процессе работы над проектом КАС РФ анализ накопленной к тому времени правоприменительной практики позволил обособить этот круг актов, выделив его в отдельную категорию, что стало закономерным итогом признания нормотворческой функции не только за "классическими" органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, но и за должностными лицами и иными уполномоченными на то органами и организациями (например, за Генеральным прокурором РФ (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" <1>) или избирательными комиссиями (Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" <2>, Решение Московской городской избирательной комиссии от 04.07.2024 N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года" <3>)).
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<17> Решение Московской городской избирательной комиссии от 4 июля 2024 года N 98/3 "О Порядке ДЭГ и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года". URL: https://www.mosgorizbirkom.ru/documents/60538/CustomDocument_60538.pdf (дата обращения: 10.06.2025).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<17> Решение Московской городской избирательной комиссии от 4 июля 2024 года N 98/3 "О Порядке ДЭГ и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года". URL: https://www.mosgorizbirkom.ru/documents/60538/CustomDocument_60538.pdf (дата обращения: 10.06.2025).
Статья: Значение аргументации в раскрытии конституционной нормативности
(Чирнинов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)<1> Это касается не только норм-принципов, но и даже норм-правил, когда, казалось бы, весьма однозначные правила поведения могут обнаруживать основания для отхождения от них. Яркий пример - дело о толковании положения о сроках полномочий Государственной Думы в контексте возможности их сокращения в связи с переносом выборов на единый день голосования, когда из нормы-правила было сделано исключение через обращение к нормам-принципам (см. подробнее: Чирнинов А.М. В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. N 3 (148). С. 33 - 61, 53).
(Чирнинов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)<1> Это касается не только норм-принципов, но и даже норм-правил, когда, казалось бы, весьма однозначные правила поведения могут обнаруживать основания для отхождения от них. Яркий пример - дело о толковании положения о сроках полномочий Государственной Думы в контексте возможности их сокращения в связи с переносом выборов на единый день голосования, когда из нормы-правила было сделано исключение через обращение к нормам-принципам (см. подробнее: Чирнинов А.М. В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. N 3 (148). С. 33 - 61, 53).