Единую централизованную систему налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Единую централизованную систему налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Состав судебных расходов" АПК РФТо обстоятельство, что Инспекция и Межрайонная ИФНС России N 16 по Нижегородской области входят в единую централизованную систему налоговых органов, само по себе не является основанием для отнесения на Общество расходов, понесенных не лицом, участвующим в деле, - Межрайонная ИФНС России N 16 по Нижегородской области, не являющимся участником спора.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило постановление о производстве выемки документов, ссылаясь на отсутствие полномочий у должностного лица налогового органа, не осуществляющего налоговую проверку, по вынесению постановления о производстве выемки в рамках выездной проверки, проводимой иным налоговым органом. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что указанное должностное лицо, будучи включенным в состав проверяющих и осуществляющим служебную деятельность в единой централизованной системе налоговых органов, вынесло оспариваемое постановление с соблюдением административной процедуры его утверждения вышестоящим должностным лицом налогового органа, проводившего выездную проверку, при этом включение в состав проверяющей налогоплательщика группы сотрудника иного органа налоговой службы законом не запрещено при условии подтверждения его действий решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную проверку.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило постановление о производстве выемки документов, ссылаясь на отсутствие полномочий у должностного лица налогового органа, не осуществляющего налоговую проверку, по вынесению постановления о производстве выемки в рамках выездной проверки, проводимой иным налоговым органом. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что указанное должностное лицо, будучи включенным в состав проверяющих и осуществляющим служебную деятельность в единой централизованной системе налоговых органов, вынесло оспариваемое постановление с соблюдением административной процедуры его утверждения вышестоящим должностным лицом налогового органа, проводившего выездную проверку, при этом включение в состав проверяющей налогоплательщика группы сотрудника иного органа налоговой службы законом не запрещено при условии подтверждения его действий решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную проверку.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Провалы неопределенности в правовом регулировании налогового контроля в условиях применения искусственного интеллекта
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти.
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти.
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят ФНС России и его территориальные органы - управления ФНС России по субъектам РФ, ее межрегиональные инспекции, инспекции по районам (районам в городах, городам без районного деления) и инспекции межрайонного уровня. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ; п. 4 Положения о ФНС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят ФНС России и его территориальные органы - управления ФНС России по субъектам РФ, ее межрегиональные инспекции, инспекции по районам (районам в городах, городам без районного деления) и инспекции межрайонного уровня. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ; п. 4 Положения о ФНС России).
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
"Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)7. При оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)7. При оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства <1> и имеют равный доступ к системе АСКД НДС-2, в отличие от налогоплательщиков, которые никакого доступа к этой системе не имеют. В этой связи необычна такая ситуация, когда налоговый орган по месту учета налогоплательщика не знает о допущенном им "разрыве" и неуплате НДС в бюджет, а другие налоговые органы об этом знают.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства <1> и имеют равный доступ к системе АСКД НДС-2, в отличие от налогоплательщиков, которые никакого доступа к этой системе не имеют. В этой связи необычна такая ситуация, когда налоговый орган по месту учета налогоплательщика не знает о допущенном им "разрыве" и неуплате НДС в бюджет, а другие налоговые органы об этом знают.
Статья: Соразмерна ли ответственность налогоплательщика за контрагента?
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 12)В рассмотренном деле Верховный Суд РФ прямо указал, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему согласно ст. 30 НК РФ и Закону РФ "О налоговых органах Российской Федерации", не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок. Тем не менее именно в наиболее распространенных видах споров - об ответственности налогоплательщиков за контрагентов - практика свидетельствует о полном игнорировании принципа единства и централизации системы налоговых органов.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 12)В рассмотренном деле Верховный Суд РФ прямо указал, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему согласно ст. 30 НК РФ и Закону РФ "О налоговых органах Российской Федерации", не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок. Тем не менее именно в наиболее распространенных видах споров - об ответственности налогоплательщиков за контрагентов - практика свидетельствует о полном игнорировании принципа единства и централизации системы налоговых органов.
Статья: Правовые позиции Верховного суда РФ по необоснованной налоговой выгоде
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Президиум Верховного суда РФ отметил, что при оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков (п. 7 Обзора). А при квалификации модели ведения хозяйственной деятельности судам следует оценивать, была ли она направлена на неправомерное применение специальных режимов налогообложения (п. 11 Обзора). При этом применение специального налогового режима участниками группы компаний может быть признано правомерным, если создание нескольких организаций одним учредителем обусловлено целями делового характера и не связано с намерением получить налоговую выгоду (п. 12 Обзора).
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Президиум Верховного суда РФ отметил, что при оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков (п. 7 Обзора). А при квалификации модели ведения хозяйственной деятельности судам следует оценивать, была ли она направлена на неправомерное применение специальных режимов налогообложения (п. 11 Обзора). При этом применение специального налогового режима участниками группы компаний может быть признано правомерным, если создание нескольких организаций одним учредителем обусловлено целями делового характера и не связано с намерением получить налоговую выгоду (п. 12 Обзора).
Статья: Принцип поддержания разумных ожиданий налогоплательщика в Российской Федерации
(Бикмаев Б.Р.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Ко второй группе действий могут быть отнесены действия в виде оценки. Например, Арбитражный суд Московского округа указал, что налоговые органы составляют единую централизованную систему и не могут осуществлять противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок <20>. Также можно сделать вывод о том, что принципу защиты разумных ожиданий противоречит повторное использование налоговыми органами доказательств, которые уже получили оценку в суде <21>.
(Бикмаев Б.Р.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Ко второй группе действий могут быть отнесены действия в виде оценки. Например, Арбитражный суд Московского округа указал, что налоговые органы составляют единую централизованную систему и не могут осуществлять противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок <20>. Также можно сделать вывод о том, что принципу защиты разумных ожиданий противоречит повторное использование налоговыми органами доказательств, которые уже получили оценку в суде <21>.
Статья: Особенности взыскания судебных расходов в арбитражном процессе
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Интересно, что арбитражный суд Уральского округа удовлетворил заявление ИФНС, несмотря на то что фактически были заявлены расходы на участие представителя вышестоящего налогового органа - УФНС. Суд обосновал это единой централизованной системой налоговых органов (в Постановлениях от 08.04.2019 N Ф09-4512/18 по делу N А60-53408/2017 и от 27.08.2019 N Ф09-6472/18 по делу N А60-69668/2017).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Интересно, что арбитражный суд Уральского округа удовлетворил заявление ИФНС, несмотря на то что фактически были заявлены расходы на участие представителя вышестоящего налогового органа - УФНС. Суд обосновал это единой централизованной системой налоговых органов (в Постановлениях от 08.04.2019 N Ф09-4512/18 по делу N А60-53408/2017 и от 27.08.2019 N Ф09-6472/18 по делу N А60-69668/2017).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
Статья: Комментарий к Обзору судебной практики Верховного Суда РФ от 13.12.2023 "Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)- раз налоговые органы составляют единую централизованную систему, фискалы не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных проверок;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)- раз налоговые органы составляют единую централизованную систему, фискалы не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных проверок;
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п. 5 ст. 82 НК РФ). При оценке ее обоснованности налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не должны делать противоречивых выводов в отношении деятельности проверяемых (п. 7 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п. 5 ст. 82 НК РФ). При оценке ее обоснованности налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не должны делать противоречивых выводов в отношении деятельности проверяемых (п. 7 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).