Единство кассы
Подборка наиболее важных документов по запросу Единство кассы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Может ли заказчик прекратить зачетом (взаимозачетом) обязательства, возникшие на основании Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения зачета (взаимозачета) не учитывает особенности исполнения бюджетов, определенные Бюджетным кодексом РФ. Он устанавливает раздельное исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Бюджет исполняется в том числе на основе единства кассы, что подразумевает зачисление всех поступлений в бюджет и осуществление всех перечислений из бюджета через единый счет бюджета (ст. ст. 32, 38.2, 215.1 Бюджетного кодекса РФ). Зачет (взаимозачет) предполагает неденежное (некассовое) исполнение обязательств (без кассовых операций по счетам). Таким образом, осуществление зачета (взаимозачета) может нарушить данные положения. Это касается всех закупок, проводимых за счет средств бюджетов. Сходный вывод содержится в Письме Минфина России от 22.01.2020 N 09-01-08/3433.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения зачета (взаимозачета) не учитывает особенности исполнения бюджетов, определенные Бюджетным кодексом РФ. Он устанавливает раздельное исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Бюджет исполняется в том числе на основе единства кассы, что подразумевает зачисление всех поступлений в бюджет и осуществление всех перечислений из бюджета через единый счет бюджета (ст. ст. 32, 38.2, 215.1 Бюджетного кодекса РФ). Зачет (взаимозачет) предполагает неденежное (некассовое) исполнение обязательств (без кассовых операций по счетам). Таким образом, осуществление зачета (взаимозачета) может нарушить данные положения. Это касается всех закупок, проводимых за счет средств бюджетов. Сходный вывод содержится в Письме Минфина России от 22.01.2020 N 09-01-08/3433.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем такой сбор не является в строгом смысле инфраструктурным (как в зарубежных правопорядках), поскольку плата за смену ВРИ не является целевой и размывается в бюджетной системе РФ с иными доходами. Таким образом, в силу действия принципов совокупного покрытия расходов бюджетов и единства кассы, установленных ст. 29 и 35 Бюджетного кодекса РФ, публичное правовое образование не сможет аккумулировать средства, необходимые как для строительства новых объектов сопутствующей инфраструктуры, так и для поддержания существующего использования.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем такой сбор не является в строгом смысле инфраструктурным (как в зарубежных правопорядках), поскольку плата за смену ВРИ не является целевой и размывается в бюджетной системе РФ с иными доходами. Таким образом, в силу действия принципов совокупного покрытия расходов бюджетов и единства кассы, установленных ст. 29 и 35 Бюджетного кодекса РФ, публичное правовое образование не сможет аккумулировать средства, необходимые как для строительства новых объектов сопутствующей инфраструктуры, так и для поддержания существующего использования.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 38.2. Принцип единства кассы
(ред. от 31.07.2025)Статья 38.2. Принцип единства кассы
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> См. также: Артюхин Р.Е. Кассовое устройство и бюджетно-правовой принцип единства кассы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 8. С. 95 - 101.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> См. также: Артюхин Р.Е. Кассовое устройство и бюджетно-правовой принцип единства кассы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 8. С. 95 - 101.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Можно ли заключить с кредитной организацией договор банковского счета для обслуживания счетов бюджетов
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов от поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджетов.
Можно ли заключить с кредитной организацией договор банковского счета для обслуживания счетов бюджетов
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов от поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджетов.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Как следует из принципов построения бюджетной системы Российской Федерации (гл. 5 БК РФ), главенствующую роль в них играют принципы федерализма. Из 14 сформулированных принципов 4 закрепляют самостоятельность бюджетов (принципы: разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав, единства кассы), 1 объединяет их по формальным признакам, то есть общности процессов и форм документов (принцип единства бюджетной системы), 6 отражают требования к содержанию самих бюджетов и только 2 принципа (адресности и целевого характера, а также подведомственности расходов) можно соотнести с принципами бюджетирования, так как эти два принципа устанавливают тот набор требований, которые и создают правила для главных распорядителей (распорядителей) средств бюджетов.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Как следует из принципов построения бюджетной системы Российской Федерации (гл. 5 БК РФ), главенствующую роль в них играют принципы федерализма. Из 14 сформулированных принципов 4 закрепляют самостоятельность бюджетов (принципы: разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав, единства кассы), 1 объединяет их по формальным признакам, то есть общности процессов и форм документов (принцип единства бюджетной системы), 6 отражают требования к содержанию самих бюджетов и только 2 принципа (адресности и целевого характера, а также подведомственности расходов) можно соотнести с принципами бюджетирования, так как эти два принципа устанавливают тот набор требований, которые и создают правила для главных распорядителей (распорядителей) средств бюджетов.
Статья: Правовой режим единого счета бюджета
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: единый счет бюджета, принцип единства кассы, лицевые счета, доходы бюджета, казначейский счет, бюджет, бюджетная система, Федеральное казначейство, казначейские платежи, система казначейских платежей.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: единый счет бюджета, принцип единства кассы, лицевые счета, доходы бюджета, казначейский счет, бюджет, бюджетная система, Федеральное казначейство, казначейские платежи, система казначейских платежей.
Статья: Казначейские платежи как объект бюджетно-правового регулирования
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Особое значение казначейские платежи имеют для кассового принципа исполнения бюджета. Бюджет может быть исполнен через проведение платежей через единый счет бюджета. Поступления и выплаты на единый счет бюджета в соответствии с принципом единства кассы и существующими понятиями "доходы бюджета" и "расходы бюджета" формируют доходы и расходы соответствующего бюджета. Поэтому для осуществления расходов и отражения доходов необходимо проведение через единый счет бюджета соответствующих казначейских платежей <1>.
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Особое значение казначейские платежи имеют для кассового принципа исполнения бюджета. Бюджет может быть исполнен через проведение платежей через единый счет бюджета. Поступления и выплаты на единый счет бюджета в соответствии с принципом единства кассы и существующими понятиями "доходы бюджета" и "расходы бюджета" формируют доходы и расходы соответствующего бюджета. Поэтому для осуществления расходов и отражения доходов необходимо проведение через единый счет бюджета соответствующих казначейских платежей <1>.
Статья: Правовое регулирование единого казначейского счета
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Правовой механизм осуществления операций по ЕКС и казначейским счетам на основании распоряжений прямых участников системы казначейских платежей полностью соответствует сформулированному в доктрине бюджетного права еще имперского периода принципу единства кассы <8>. Исходя из этого принципа, хранитель (казначейство) не вправе распоряжаться денежными средствами <9>, распоряжение денежными средствами вправе осуществлять только администратор бюджетных и иных видов средств. Указанное верно и в отношении доходов бюджетов: как отмечают исследователи, "органы Федерального казначейства... не имеют собственного интереса в том, куда поступят доходы. У Федерального казначейства интерес лишь в том, чтобы доходы поступили в тот или иной бюджет в соответствии с действующим законодательством" <10>.
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Правовой механизм осуществления операций по ЕКС и казначейским счетам на основании распоряжений прямых участников системы казначейских платежей полностью соответствует сформулированному в доктрине бюджетного права еще имперского периода принципу единства кассы <8>. Исходя из этого принципа, хранитель (казначейство) не вправе распоряжаться денежными средствами <9>, распоряжение денежными средствами вправе осуществлять только администратор бюджетных и иных видов средств. Указанное верно и в отношении доходов бюджетов: как отмечают исследователи, "органы Федерального казначейства... не имеют собственного интереса в том, куда поступят доходы. У Федерального казначейства интерес лишь в том, чтобы доходы поступили в тот или иной бюджет в соответствии с действующим законодательством" <10>.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Статья: Участие граждан в финансовой деятельности государства: исследовательские вопросы обозначения правового принципа
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Здесь же следует обратиться к первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ, преамбула которой была представлена несколько иначе и, в частности, обозначала, что "Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации..." <13>. Вместе с тем исходная редакция Кодекса так же, как и действующая его редакция, в постатейном порядке декларировала не "общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации", а именно принципы бюджетной системы Российской Федерации в одноименной главе 5, сохранившей свое наименование до настоящего времени. Представляется, что такие различия в терминологии могут объясняться тем, что ранее помимо перечисленных в главе 5 Бюджетного кодекса РФ принципов бюджетной системы Российской Федерации отдельно в ст. 129 Бюджетного кодекса РФ были перечислены принципы межбюджетных отношений, а некоторые из принципов, такие как, например, принцип единства кассы, были размещены в главах, регулирующих конкретные отношения (для принципа единства кассы - глава 24 "Основы исполнения бюджетов"). В этой связи имеется понимание, что исчерпывающую совокупность принципов, содержащихся в исходной редакции Бюджетного кодекса РФ, следует идентифицировать в качестве общих принципов бюджетного законодательства Российской Федерации, что вполне соотносится и с самим понятием бюджетного законодательства.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Здесь же следует обратиться к первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ, преамбула которой была представлена несколько иначе и, в частности, обозначала, что "Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации..." <13>. Вместе с тем исходная редакция Кодекса так же, как и действующая его редакция, в постатейном порядке декларировала не "общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации", а именно принципы бюджетной системы Российской Федерации в одноименной главе 5, сохранившей свое наименование до настоящего времени. Представляется, что такие различия в терминологии могут объясняться тем, что ранее помимо перечисленных в главе 5 Бюджетного кодекса РФ принципов бюджетной системы Российской Федерации отдельно в ст. 129 Бюджетного кодекса РФ были перечислены принципы межбюджетных отношений, а некоторые из принципов, такие как, например, принцип единства кассы, были размещены в главах, регулирующих конкретные отношения (для принципа единства кассы - глава 24 "Основы исполнения бюджетов"). В этой связи имеется понимание, что исчерпывающую совокупность принципов, содержащихся в исходной редакции Бюджетного кодекса РФ, следует идентифицировать в качестве общих принципов бюджетного законодательства Российской Федерации, что вполне соотносится и с самим понятием бюджетного законодательства.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.