Единоначалие
Подборка наиболее важных документов по запросу Единоначалие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)18.1. Социально-экономический запрос на "единоначалие
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)18.1. Социально-экономический запрос на "единоначалие
Нормативные акты
"ГОСТ Р 22.8.11-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Общие положения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.02.2021 N 44-ст)
(ред. от 30.03.2023)5.1 Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.02.2021 N 44-ст)
(ред. от 30.03.2023)5.1 Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия
Статья: 5 вопросов об оформлении текста приказа
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)ГОСТ Р 7.0.97-2016 закрепляет применение термина делового стиля "приказываю", отражающего принцип единоначалия при принятии управленческого решения (п. 5.18). А Методические рекомендации устанавливают варианты его оформления в связи со структурой текста приказа, который состоит из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)ГОСТ Р 7.0.97-2016 закрепляет применение термина делового стиля "приказываю", отражающего принцип единоначалия при принятии управленческого решения (п. 5.18). А Методические рекомендации устанавливают варианты его оформления в связи со структурой текста приказа, который состоит из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.
Статья: Полномочия по изданию актов местной администрации
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В доктрине превалирует достаточно давно сложившаяся позиция о недопустимости, исходя из предписаний федерального законодательства, делегирования главой местной администрации полномочий по изданию постановлений и распоряжений администрации своим заместителям и иным подчиненным ему служащим. Поскольку глава администрации осуществляет руководство местной администрацией на принципах единоначалия (ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 33-ФЗ, ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ), "подписание постановлений и распоряжений администрации иным лицом, помимо главы местной администрации, допускается только в тех случаях, когда глава местной администрации временно отсутствует и его полномочия возложены на его заместителя или иное лицо, определяемое уставом муниципального образования или в соответствии с уставом" <5>. По мнению О.Г. Селиховой, "образование в структуре местной администрации профильных комитетов, управлений, департаментов с правами юридического лица не означает наделение их статусом органа местного самоуправления и правом непосредственно осуществлять властные полномочия от имени администрации. Органы администрации выполняют вспомогательные функции, действуют в интересах обеспечения работы органов местного самоуправления, не вправе самостоятельно решать вопросы местного значения и принимать акты от имени местной администрации" <6>.
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В доктрине превалирует достаточно давно сложившаяся позиция о недопустимости, исходя из предписаний федерального законодательства, делегирования главой местной администрации полномочий по изданию постановлений и распоряжений администрации своим заместителям и иным подчиненным ему служащим. Поскольку глава администрации осуществляет руководство местной администрацией на принципах единоначалия (ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 33-ФЗ, ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ), "подписание постановлений и распоряжений администрации иным лицом, помимо главы местной администрации, допускается только в тех случаях, когда глава местной администрации временно отсутствует и его полномочия возложены на его заместителя или иное лицо, определяемое уставом муниципального образования или в соответствии с уставом" <5>. По мнению О.Г. Селиховой, "образование в структуре местной администрации профильных комитетов, управлений, департаментов с правами юридического лица не означает наделение их статусом органа местного самоуправления и правом непосредственно осуществлять властные полномочия от имени администрации. Органы администрации выполняют вспомогательные функции, действуют в интересах обеспечения работы органов местного самоуправления, не вправе самостоятельно решать вопросы местного значения и принимать акты от имени местной администрации" <6>.
Статья: О природе элементов системы органов федеральной территории "Сириус"
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Как представляется, преодолеть эту ситуацию можно только одним способом: признать, что федеральная территория имеет право на существование только в том случае, если модель осуществления публичной власти в ней будет принципиально отличаться от ординарной модели государственной и местной власти, сложившейся к настоящему моменту. Потому ни "шоры" дихотомии публичной власти, ни "шоры" разделения властей не должны иметь значения. Теоретически в федеральной территории может быть организована строго иерархичная система исполнительных государственных органов, возглавляемая на основе единоначалия. Либо, напротив, государственное управление минимизировано, а максимальный объем полномочий передан ординарной системе органов местного самоуправления. Модель может быть любой. Главное, чтобы она была эффективной и не привела к ограничению прав граждан. Для этого требуется лишь одно - понимать цели создания экстраординарной модели управления на этой территории. Но именно этого пока в российской политике не наблюдается.
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Как представляется, преодолеть эту ситуацию можно только одним способом: признать, что федеральная территория имеет право на существование только в том случае, если модель осуществления публичной власти в ней будет принципиально отличаться от ординарной модели государственной и местной власти, сложившейся к настоящему моменту. Потому ни "шоры" дихотомии публичной власти, ни "шоры" разделения властей не должны иметь значения. Теоретически в федеральной территории может быть организована строго иерархичная система исполнительных государственных органов, возглавляемая на основе единоначалия. Либо, напротив, государственное управление минимизировано, а максимальный объем полномочий передан ординарной системе органов местного самоуправления. Модель может быть любой. Главное, чтобы она была эффективной и не привела к ограничению прав граждан. Для этого требуется лишь одно - понимать цели создания экстраординарной модели управления на этой территории. Но именно этого пока в российской политике не наблюдается.
Статья: Какие отметки ставятся на приказах с грифом "ДСП"
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)В крупных организациях может дополнительно разрабатываться Регламент издания конфиденциальных распорядительных документов, в котором подробно фиксируется порядок выбора и учета носителей, виды документов (издаваемых на основе коллегиальности или единоначалия), создание проекта документа в электронном виде при условии сертифицированной системы защиты компьютеров и локальной сети, оформление отметок об ограничении доступа, оформление подлинника, определение экземплярности, возможность создания дополнительных экземпляров, особенности поэкземплярного учета распорядительных документов и их регистрации.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)В крупных организациях может дополнительно разрабатываться Регламент издания конфиденциальных распорядительных документов, в котором подробно фиксируется порядок выбора и учета носителей, виды документов (издаваемых на основе коллегиальности или единоначалия), создание проекта документа в электронном виде при условии сертифицированной системы защиты компьютеров и локальной сети, оформление отметок об ограничении доступа, оформление подлинника, определение экземплярности, возможность создания дополнительных экземпляров, особенности поэкземплярного учета распорядительных документов и их регистрации.
Статья: Неправомочность состава субъекта публичной администрации при принятии коллегиального административного акта
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<34> См.: Шорина Е.В. Коллегиальность и единоначалие в советском государственном управлении. М., 1959. С. 75; Краснов М.А. Коллегиальность и персональная ответственность в работе местных Советов. М., 1986. С. 27 - 28.
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<34> См.: Шорина Е.В. Коллегиальность и единоначалие в советском государственном управлении. М., 1959. С. 75; Краснов М.А. Коллегиальность и персональная ответственность в работе местных Советов. М., 1986. С. 27 - 28.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Некоторыми экспертами предлагается осуществлять назначение руководителя контрольного органа представительным органом местного самоуправления на конкурсной основе либо по представлению главы муниципального образования или группы депутатов. С таким предложением сложно согласиться, поскольку управление местной администрацией осуществляется на основе принципа единоначалия и персональной ответственности главы муниципального образования (главы местной администрации).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Некоторыми экспертами предлагается осуществлять назначение руководителя контрольного органа представительным органом местного самоуправления на конкурсной основе либо по представлению главы муниципального образования или группы депутатов. С таким предложением сложно согласиться, поскольку управление местной администрацией осуществляется на основе принципа единоначалия и персональной ответственности главы муниципального образования (главы местной администрации).
Статья: О некоторых конституционно-правовых проблемах взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Указанные новеллы национального законодательства в сфере местного самоуправления, усиливающие вертикаль власти, а также нормы, создающие коллизии, не только нарушают принципы организации местного самоуправления, но и детерминируют снижение ответственности органов местного самоуправления перед населением, что противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления. Однако в условиях затянувшегося переходного периода это обусловлено необходимостью укрепления единоначалия и усиления ответственности главы государства за управление государством. Тем более что на конкурсной основе создан региональный резерв кадров, и руководители местных государственных администраций, мэры городов назначаются из этого резерва. Для исключения коррупционных рисков предусмотрена их ротация, а также назначение в регионы, к которому они не имеют отношения.
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Указанные новеллы национального законодательства в сфере местного самоуправления, усиливающие вертикаль власти, а также нормы, создающие коллизии, не только нарушают принципы организации местного самоуправления, но и детерминируют снижение ответственности органов местного самоуправления перед населением, что противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления. Однако в условиях затянувшегося переходного периода это обусловлено необходимостью укрепления единоначалия и усиления ответственности главы государства за управление государством. Тем более что на конкурсной основе создан региональный резерв кадров, и руководители местных государственных администраций, мэры городов назначаются из этого резерва. Для исключения коррупционных рисков предусмотрена их ротация, а также назначение в регионы, к которому они не имеют отношения.
Статья: К вопросу о конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации
(Саркарова Д.С., Меджидов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 10)Конец XX века знаменуется принятием Закона СССР от 09.04.1990 N 1417-1 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", закрепившего понятие коммунальной собственности. Возрождение самостоятельности местного самоуправления связывают с принятием Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", согласно которому система исполкомов заменялась системой администраций, действовавших на принципах единоначалия.
(Саркарова Д.С., Меджидов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 10)Конец XX века знаменуется принятием Закона СССР от 09.04.1990 N 1417-1 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", закрепившего понятие коммунальной собственности. Возрождение самостоятельности местного самоуправления связывают с принятием Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", согласно которому система исполкомов заменялась системой администраций, действовавших на принципах единоначалия.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Под последним понимается система управления, при которой все руководство сосредоточено в руках одного лица. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Под последним понимается система управления, при которой все руководство сосредоточено в руках одного лица. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Статья: Правовая оценка и исполнение военнослужащим приказа, следствием которого является причинение вреда охраняемым законом интересам
(Глухов Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 4)В статье анализируется соотношение понятий единоначалия и обязательности приказа, с одной стороны, и допустимости причинения вреда охраняемым законом ценностям (жизни, здоровью, имуществу) - с другой. Автор выявляет пробелы законодательства об ответственности командира за отданный приказ, за возможные гибель и увечья личного состава, допущенные в ходе выполнения поставленного приказа.
(Глухов Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 4)В статье анализируется соотношение понятий единоначалия и обязательности приказа, с одной стороны, и допустимости причинения вреда охраняемым законом ценностям (жизни, здоровью, имуществу) - с другой. Автор выявляет пробелы законодательства об ответственности командира за отданный приказ, за возможные гибель и увечья личного состава, допущенные в ходе выполнения поставленного приказа.