Единая система налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Единая система налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Состав судебных расходов" АПК РФТо обстоятельство, что Инспекция и Межрайонная ИФНС России N 16 по Нижегородской области входят в единую централизованную систему налоговых органов, само по себе не является основанием для отнесения на Общество расходов, понесенных не лицом, участвующим в деле, - Межрайонная ИФНС России N 16 по Нижегородской области, не являющимся участником спора.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило постановление о производстве выемки документов, ссылаясь на отсутствие полномочий у должностного лица налогового органа, не осуществляющего налоговую проверку, по вынесению постановления о производстве выемки в рамках выездной проверки, проводимой иным налоговым органом. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что указанное должностное лицо, будучи включенным в состав проверяющих и осуществляющим служебную деятельность в единой централизованной системе налоговых органов, вынесло оспариваемое постановление с соблюдением административной процедуры его утверждения вышестоящим должностным лицом налогового органа, проводившего выездную проверку, при этом включение в состав проверяющей налогоплательщика группы сотрудника иного органа налоговой службы законом не запрещено при условии подтверждения его действий решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную проверку.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило постановление о производстве выемки документов, ссылаясь на отсутствие полномочий у должностного лица налогового органа, не осуществляющего налоговую проверку, по вынесению постановления о производстве выемки в рамках выездной проверки, проводимой иным налоговым органом. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что указанное должностное лицо, будучи включенным в состав проверяющих и осуществляющим служебную деятельность в единой централизованной системе налоговых органов, вынесло оспариваемое постановление с соблюдением административной процедуры его утверждения вышестоящим должностным лицом налогового органа, проводившего выездную проверку, при этом включение в состав проверяющей налогоплательщика группы сотрудника иного органа налоговой службы законом не запрещено при условии подтверждения его действий решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную проверку.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Информационные системы налоговых органов как инструмент предупреждения и разрешения налоговых споров
(Якушев Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В целях выявления роли данной системы в предупреждении налоговых споров остановимся на более подробном ее анализе. Создание АИС "Налог-3" как единой информационной системы налоговых органов сопровождалось формированием ряда характерных черт: длительностью создания, развития и внедрения, а также вариативностью конечного результата. Отчасти формирование таких черт было предопределено нечеткостью правового регулирования, отсутствием на первом этапе норм, устанавливающих базовые характеристики информационной системы. В рамках утвержденной федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 гг.)" <11> были предусмотрены лишь мероприятия по созданию технологической среды налоговых органов и автоматизированного банка данных для решения аналитических задач, развитие системы досудебного разбирательства спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения их обращений в судебные инстанции.
(Якушев Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В целях выявления роли данной системы в предупреждении налоговых споров остановимся на более подробном ее анализе. Создание АИС "Налог-3" как единой информационной системы налоговых органов сопровождалось формированием ряда характерных черт: длительностью создания, развития и внедрения, а также вариативностью конечного результата. Отчасти формирование таких черт было предопределено нечеткостью правового регулирования, отсутствием на первом этапе норм, устанавливающих базовые характеристики информационной системы. В рамках утвержденной федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 гг.)" <11> были предусмотрены лишь мероприятия по созданию технологической среды налоговых органов и автоматизированного банка данных для решения аналитических задач, развитие системы досудебного разбирательства спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения их обращений в судебные инстанции.
Статья: Налоговая концепция "дробление бизнеса". Законодательство изменилось, проблемы остаются
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Единая система налоговых органов обладает всей полнотой информации об уплаченных налогах всеми лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, что позволяет достоверно рассчитать сумму действительных налоговых обязательств.
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Единая система налоговых органов обладает всей полнотой информации об уплаченных налогах всеми лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, что позволяет достоверно рассчитать сумму действительных налоговых обязательств.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусами по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью шестой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются нотариусом через единую информационную систему нотариата в налоговый орган не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, выдаются по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органов местного самоуправления в связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. В данном запросе должны быть указаны номер наследственного дела и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) наследодателя, дата его смерти, место открытия наследства (последнее место жительства наследодателя), а также сведения о ранее учтенном объекте недвижимости. Сведения (документы) о совершенной исполнительной надписи и об удостоверенном медиативном соглашении предоставляются федеральному органу исполнительной власти, принимающему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по его запросу в связи с проводимой им проверкой операций и сделок на предмет их связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или финансированием экстремистской деятельности. В состав предоставляемых нотариусом сведений в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости включаются (при наличии) данные о наследнике: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания, а также реквизиты свидетельства о праве на наследство и предоставляется копия свидетельства о праве на наследство (в случае, если такое свидетельство было выдано).
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусами по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью шестой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются нотариусом через единую информационную систему нотариата в налоговый орган не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, выдаются по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органов местного самоуправления в связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. В данном запросе должны быть указаны номер наследственного дела и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) наследодателя, дата его смерти, место открытия наследства (последнее место жительства наследодателя), а также сведения о ранее учтенном объекте недвижимости. Сведения (документы) о совершенной исполнительной надписи и об удостоверенном медиативном соглашении предоставляются федеральному органу исполнительной власти, принимающему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по его запросу в связи с проводимой им проверкой операций и сделок на предмет их связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или финансированием экстремистской деятельности. В состав предоставляемых нотариусом сведений в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости включаются (при наличии) данные о наследнике: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания, а также реквизиты свидетельства о праве на наследство и предоставляется копия свидетельства о праве на наследство (в случае, если такое свидетельство было выдано).
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п. 5 ст. 82 НК РФ). При оценке ее обоснованности налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не должны делать противоречивых выводов в отношении деятельности проверяемых (п. 7 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п. 5 ст. 82 НК РФ). При оценке ее обоснованности налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не должны делать противоречивых выводов в отношении деятельности проверяемых (п. 7 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Статья: Особенности взыскания судебных расходов в арбитражном процессе
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Интересно, что арбитражный суд Уральского округа удовлетворил заявление ИФНС, несмотря на то что фактически были заявлены расходы на участие представителя вышестоящего налогового органа - УФНС. Суд обосновал это единой централизованной системой налоговых органов (в Постановлениях от 08.04.2019 N Ф09-4512/18 по делу N А60-53408/2017 и от 27.08.2019 N Ф09-6472/18 по делу N А60-69668/2017).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Интересно, что арбитражный суд Уральского округа удовлетворил заявление ИФНС, несмотря на то что фактически были заявлены расходы на участие представителя вышестоящего налогового органа - УФНС. Суд обосновал это единой централизованной системой налоговых органов (в Постановлениях от 08.04.2019 N Ф09-4512/18 по делу N А60-53408/2017 и от 27.08.2019 N Ф09-6472/18 по делу N А60-69668/2017).
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1>, при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1>, при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
Статья: Комментарий к Обзору судебной практики Верховного Суда РФ от 13.12.2023 "Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)- раз налоговые органы составляют единую централизованную систему, фискалы не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных проверок;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)- раз налоговые органы составляют единую централизованную систему, фискалы не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных проверок;
Статья: Правовые позиции Верховного суда РФ по необоснованной налоговой выгоде
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Президиум Верховного суда РФ отметил, что при оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков (п. 7 Обзора). А при квалификации модели ведения хозяйственной деятельности судам следует оценивать, была ли она направлена на неправомерное применение специальных режимов налогообложения (п. 11 Обзора). При этом применение специального налогового режима участниками группы компаний может быть признано правомерным, если создание нескольких организаций одним учредителем обусловлено целями делового характера и не связано с намерением получить налоговую выгоду (п. 12 Обзора).
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Президиум Верховного суда РФ отметил, что при оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков (п. 7 Обзора). А при квалификации модели ведения хозяйственной деятельности судам следует оценивать, была ли она направлена на неправомерное применение специальных режимов налогообложения (п. 11 Обзора). При этом применение специального налогового режима участниками группы компаний может быть признано правомерным, если создание нескольких организаций одним учредителем обусловлено целями делового характера и не связано с намерением получить налоговую выгоду (п. 12 Обзора).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)КАС РФ стал первым среди процессуальных кодексов, который распространил субъективные пределы преюдиции не только на лиц, участвующих в деле, но и на лиц, относящихся к категории лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства. Как разъяснил Верховный Суд РФ: "...под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов" <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)КАС РФ стал первым среди процессуальных кодексов, который распространил субъективные пределы преюдиции не только на лиц, участвующих в деле, но и на лиц, относящихся к категории лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства. Как разъяснил Верховный Суд РФ: "...под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов" <1>.
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят ФНС России и его территориальные органы - управления ФНС России по субъектам РФ, ее межрегиональные инспекции, инспекции по районам (районам в городах, городам без районного деления) и инспекции межрайонного уровня. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ; п. 4 Положения о ФНС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят ФНС России и его территориальные органы - управления ФНС России по субъектам РФ, ее межрегиональные инспекции, инспекции по районам (районам в городах, городам без районного деления) и инспекции межрайонного уровня. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ; п. 4 Положения о ФНС России).
Статья: Провалы неопределенности в правовом регулировании налогового контроля в условиях применения искусственного интеллекта
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти.
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти.