Двусторонние соглашения об избежании двойного
Подборка наиболее важных документов по запросу Двусторонние соглашения об избежании двойного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения с Австрийской Республикой.
(Письмо Минфина России от 26.06.2024 N 03-08-09/59468)Вопрос: О применении двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения с Австрийской Республикой.
(Письмо Минфина России от 26.06.2024 N 03-08-09/59468)Вопрос: О применении двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения с Австрийской Республикой.
Готовое решение: Как применять соглашения об избежании двойного налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 января 2021 г. положения Многосторонней конвенции начали применяться к ряду двусторонних соглашений России об избежании двойного налогообложения. Перечень стран приведен в Информационном сообщении Минфина России. Уведомления о начале применения Многосторонней конвенции в отношении соглашений с другими странами министерство размещает на своем официальном сайте (Письмо Минфина России от 05.04.2021 N 03-08-05/25220).
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 января 2021 г. положения Многосторонней конвенции начали применяться к ряду двусторонних соглашений России об избежании двойного налогообложения. Перечень стран приведен в Информационном сообщении Минфина России. Уведомления о начале применения Многосторонней конвенции в отношении соглашений с другими странами министерство размещает на своем официальном сайте (Письмо Минфина России от 05.04.2021 N 03-08-05/25220).
Нормативные акты
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным, как противоречащего двустороннему международному соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному Российской Федерацией с иностранным государством.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным, как противоречащего двустороннему международному соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному Российской Федерацией с иностранным государством.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)- иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ и по вопросам налогообложения (двусторонним международным договором об избежании двойного налогообложения).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)- иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ и по вопросам налогообложения (двусторонним международным договором об избежании двойного налогообложения).
Статья: Триангулярные (треугольные) ситуации в международном налогообложении и сложности их разрешения
(Рябова Е.В., Киреева Д.Е.)
("Финансовое право", 2024, N 3)В иностранной научной литературе существует несколько точек зрения по вопросу разрешения триангулярных ситуаций. По мнению E.E. Fett, введение общего принципа, который бы устанавливал условия применения СИДН, недостаточно. Автор полагает, что в каждом случае важно указать, когда и каким образом конкретный международный договор должен учитывать результаты применения других международных соглашений. E.E. Fett также подчеркивает, что отправной точкой поиска решений в триангулярных ситуациях являются достижение многостороннего консенсуса, признание существующих проблем, а также достижение и следование договоренности по вопросам разрешения триангулярных случаев, что может привести к введению поправок в Модельную конвенцию ОЭСР (далее - МК ОЭСР). Nupur Jalan также указывает на отсутствие единого подхода по разрешению триангулярных ситуаций, но в большей степени освещает возможность включения специальных положений, которые бы регулировали данный вопрос, либо в двусторонние налоговые соглашения, либо в национальное законодательство государств. Elo Madiste предлагает решение только для триангулярных ситуаций, в которых задействованы постоянные представительства и, равно как и Nupur Jalan, придерживается позиции о необходимости включения дополнительных положений в двусторонние СИДН. Касательно триангулярных ситуаций, связанных с получением доходов по трудовым договорам, автор считает, что пока не существует конкретных решений и данные случаи остаются открытыми для разрешения в судах.
(Рябова Е.В., Киреева Д.Е.)
("Финансовое право", 2024, N 3)В иностранной научной литературе существует несколько точек зрения по вопросу разрешения триангулярных ситуаций. По мнению E.E. Fett, введение общего принципа, который бы устанавливал условия применения СИДН, недостаточно. Автор полагает, что в каждом случае важно указать, когда и каким образом конкретный международный договор должен учитывать результаты применения других международных соглашений. E.E. Fett также подчеркивает, что отправной точкой поиска решений в триангулярных ситуациях являются достижение многостороннего консенсуса, признание существующих проблем, а также достижение и следование договоренности по вопросам разрешения триангулярных случаев, что может привести к введению поправок в Модельную конвенцию ОЭСР (далее - МК ОЭСР). Nupur Jalan также указывает на отсутствие единого подхода по разрешению триангулярных ситуаций, но в большей степени освещает возможность включения специальных положений, которые бы регулировали данный вопрос, либо в двусторонние налоговые соглашения, либо в национальное законодательство государств. Elo Madiste предлагает решение только для триангулярных ситуаций, в которых задействованы постоянные представительства и, равно как и Nupur Jalan, придерживается позиции о необходимости включения дополнительных положений в двусторонние СИДН. Касательно триангулярных ситуаций, связанных с получением доходов по трудовым договорам, автор считает, что пока не существует конкретных решений и данные случаи остаются открытыми для разрешения в судах.
Статья: Трансформация международного налогово-правового регулирования и национальные интересы
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Иллюзия перехода к многостороннему формату как взаимовыгодному решению налогово-правовых проблем проявилась и в сфере межгосударственного обмена налогозначимой информацией. Хотя двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения доходов, основанные на МК ОЭСР и/или МК ООН, содержат положения, регламентирующие административное взаимодействие налоговых (финансовых) органов: взаимосогласительные процедуры (ст. 25); обмен информацией (ст. 26); помощь во взыскании налогов (ст. 27), в силу ограниченного формата отношений они не могут быть эффективно использованы при анализе сложных схем агрессивного налогового планирования. На "помощь" пришла Многосторонняя конвенция Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной административной помощи по налоговым делам <50>, участницей которой является Российская Федерация <51>.
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Иллюзия перехода к многостороннему формату как взаимовыгодному решению налогово-правовых проблем проявилась и в сфере межгосударственного обмена налогозначимой информацией. Хотя двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения доходов, основанные на МК ОЭСР и/или МК ООН, содержат положения, регламентирующие административное взаимодействие налоговых (финансовых) органов: взаимосогласительные процедуры (ст. 25); обмен информацией (ст. 26); помощь во взыскании налогов (ст. 27), в силу ограниченного формата отношений они не могут быть эффективно использованы при анализе сложных схем агрессивного налогового планирования. На "помощь" пришла Многосторонняя конвенция Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной административной помощи по налоговым делам <50>, участницей которой является Российская Федерация <51>.
Статья: Роль международных договоров в совершенствовании налогового контроля
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 2)Как отмечено выше, во введении к Модельной конвенции ОЭСР сказано, что создание многостороннего соглашения на ее базе нецелесообразно по ряду причин. Однако создание отдельного многостороннего соглашения, которое регламентировало бы главным образом не способы избежания двойного налогообложения, а обмен налоговозначимой информацией и возможности оказания помощи во взимании налогов, ни в коей мере не противоречит идеям Модельной конвенции ОЭСР. Возможности оказания помощи, предусмотренные Конвенцией о взаимопомощи по налоговым делам, как сказано в ст. 27, "не ограничивают и не ограничиваются содержащимися в существующих или в будущих международных соглашениях или других договоренностях между заинтересованными Сторонами или других документах, которые относятся к сотрудничеству по налоговым делам" [6]. Иными словами, самой Конвенцией о взаимопомощи по налоговым делам предусмотрено, что она может применяться одновременно с другими международными договорами в области налогообложения, в том числе двусторонними ДИДН на основе Модельной конвенции ОЭСР.
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 2)Как отмечено выше, во введении к Модельной конвенции ОЭСР сказано, что создание многостороннего соглашения на ее базе нецелесообразно по ряду причин. Однако создание отдельного многостороннего соглашения, которое регламентировало бы главным образом не способы избежания двойного налогообложения, а обмен налоговозначимой информацией и возможности оказания помощи во взимании налогов, ни в коей мере не противоречит идеям Модельной конвенции ОЭСР. Возможности оказания помощи, предусмотренные Конвенцией о взаимопомощи по налоговым делам, как сказано в ст. 27, "не ограничивают и не ограничиваются содержащимися в существующих или в будущих международных соглашениях или других договоренностях между заинтересованными Сторонами или других документах, которые относятся к сотрудничеству по налоговым делам" [6]. Иными словами, самой Конвенцией о взаимопомощи по налоговым делам предусмотрено, что она может применяться одновременно с другими международными договорами в области налогообложения, в том числе двусторонними ДИДН на основе Модельной конвенции ОЭСР.
Статья: О многосторонних налоговых соглашениях: первый компонент ОЭСР и налоговая политика России
(Берберов А.Б., Волков М.С.)
("Закон", 2022, N 11)<5> См.: Хаванова И.А. О перспективах трансформации двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения в многосторонний инструмент // Финансовое право. 2016. N 3. С. 32 - 35.
(Берберов А.Б., Волков М.С.)
("Закон", 2022, N 11)<5> См.: Хаванова И.А. О перспективах трансформации двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения в многосторонний инструмент // Финансовое право. 2016. N 3. С. 32 - 35.
Готовое решение: Как подтвердить статус резидента и местонахождение иностранной организации
(КонсультантПлюс, 2025)С перечнем действующих международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения вы можете ознакомиться в разделе "Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения" справочной информации.
(КонсультантПлюс, 2025)С перечнем действующих международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения вы можете ознакомиться в разделе "Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения" справочной информации.
Статья: Применение российских соглашений об избежании двойного налогообложения с КНР и Гонконгом
(Трофимов А.А., Кустова М.В.)
("Закон", 2023, N 11)На этом фоне закономерно наблюдается расширение коммерческого взаимодействия предпринимателей двух стран. Растет как число заключаемых внешнеэкономических контрактов, так и создаваемых иностранных компаний, совместных предприятий в России и Китае, к деятельности которых могут быть применимы положения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.
(Трофимов А.А., Кустова М.В.)
("Закон", 2023, N 11)На этом фоне закономерно наблюдается расширение коммерческого взаимодействия предпринимателей двух стран. Растет как число заключаемых внешнеэкономических контрактов, так и создаваемых иностранных компаний, совместных предприятий в России и Китае, к деятельности которых могут быть применимы положения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)А. Статья 246 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются: 1) российские организации; 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации <193>. При этом под постоянным представительством иностранной организации в силу ст. 306 НК РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением случаев, перечисленных в НК РФ (см. п. 4 ст. 306). Вопросы налогообложения иностранных организаций, имеющих постоянное представительство или получающих доходы от источников в России, дополнительно регулируются также двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения <194>. В настоящее время действуют 83 таких международных соглашения, заключенные Российской Федерацией с разными странами, включая, в частности, почти все страны ЕС (считая в том числе одно соглашение, имплементированное еще СССР). Заметим, эти соглашения по своей структуре и содержанию в основном следуют стандартным международным моделям (чаще всего модельной налоговой конвенции ОЭСР, иногда - модельной конвенции ООН, которые, однако, обе очень близки по своему содержанию). Обратим внимание также на то, что сами по себе двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (согласно общему пониманию, сложившемуся в мировой юридической доктрине <195>) не могут увеличивать объем налогообложения налогоплательщиков или признавать налогоплательщиками тех, кто не признается в качестве таковых в соответствии с национальным правом.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)А. Статья 246 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются: 1) российские организации; 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации <193>. При этом под постоянным представительством иностранной организации в силу ст. 306 НК РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением случаев, перечисленных в НК РФ (см. п. 4 ст. 306). Вопросы налогообложения иностранных организаций, имеющих постоянное представительство или получающих доходы от источников в России, дополнительно регулируются также двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения <194>. В настоящее время действуют 83 таких международных соглашения, заключенные Российской Федерацией с разными странами, включая, в частности, почти все страны ЕС (считая в том числе одно соглашение, имплементированное еще СССР). Заметим, эти соглашения по своей структуре и содержанию в основном следуют стандартным международным моделям (чаще всего модельной налоговой конвенции ОЭСР, иногда - модельной конвенции ООН, которые, однако, обе очень близки по своему содержанию). Обратим внимание также на то, что сами по себе двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (согласно общему пониманию, сложившемуся в мировой юридической доктрине <195>) не могут увеличивать объем налогообложения налогоплательщиков или признавать налогоплательщиками тех, кто не признается в качестве таковых в соответствии с национальным правом.