Двойное налогообложение Россия беларусь
Подборка наиболее важных документов по запросу Двойное налогообложение Россия беларусь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 309 "Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что общество, выплачивающее на основании договора на передачу прав на программное обеспечение лицензионное вознаграждение контрагенту в Беларуси, неправомерно не удержало налог на прибыль иностранной организации (Беларусь) у источника в Российской Федерации, и привлек общество к ответственности. Общество указало, что оно не обязано удерживать налог у источника в РФ, так как в соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" доходы могут облагаться налогом в государстве резидентства получателя, то есть в Беларуси, договором предусмотрена уплата налога в Беларуси. Суд указал, что уплата налога в иностранном государстве не отменяет обязанность удержать налог у источника в РФ. Согласно п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) налоговые агенты обязаны удерживать налог со всех пассивных доходов, если их источником является Российская Федерация. Нормы соглашения не предполагают права выбора места уплаты налога. Факт уплаты получателем дохода налога на территории Беларуси, а также факт включения в договор условия о месте уплаты налога правового значения не имеют. Суд пришел к выводу о наличии у общества обязанности удержать налог с доходов иностранного контрагента и признал правомерным привлечение общества к ответственности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что общество, выплачивающее на основании договора на передачу прав на программное обеспечение лицензионное вознаграждение контрагенту в Беларуси, неправомерно не удержало налог на прибыль иностранной организации (Беларусь) у источника в Российской Федерации, и привлек общество к ответственности. Общество указало, что оно не обязано удерживать налог у источника в РФ, так как в соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" доходы могут облагаться налогом в государстве резидентства получателя, то есть в Беларуси, договором предусмотрена уплата налога в Беларуси. Суд указал, что уплата налога в иностранном государстве не отменяет обязанность удержать налог у источника в РФ. Согласно п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) налоговые агенты обязаны удерживать налог со всех пассивных доходов, если их источником является Российская Федерация. Нормы соглашения не предполагают права выбора места уплаты налога. Факт уплаты получателем дохода налога на территории Беларуси, а также факт включения в договор условия о месте уплаты налога правового значения не имеют. Суд пришел к выводу о наличии у общества обязанности удержать налог с доходов иностранного контрагента и признал правомерным привлечение общества к ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДФЛ, НДС и применении Соглашения об избежании двойного налогообложения при реализации белорусским ИП российской организации услуг по разработке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 03-11-11/12655)Вопрос: Об НДФЛ, НДС и применении Соглашения об избежании двойного налогообложения при реализации белорусским ИП российской организации услуг по разработке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 03-11-11/12655)Вопрос: Об НДФЛ, НДС и применении Соглашения об избежании двойного налогообложения при реализации белорусским ИП российской организации услуг по разработке программного обеспечения.
Вопрос: О налогообложении прибыли организации и квалификации дохода в рамках Соглашения между РФ и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения.
(Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 03-08-05/87859)Вопрос: О налогообложении прибыли организации и квалификации дохода в рамках Соглашения между РФ и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения.
(Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 03-08-05/87859)Вопрос: О налогообложении прибыли организации и квалификации дохода в рамках Соглашения между РФ и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения.
Нормативные акты
<Письмо> УФНС РФ по г. Москве от 29.01.2007 N 20-12/07558
<О зачете суммы налога, удержанной в Республике Беларусь, при уплате налога на прибыль в Российской Федерации>Устранение двойного налогообложения доходов российской организации, полученных от источника в Республике Беларусь, возможно путем применения одного из следующих вариантов.
<О зачете суммы налога, удержанной в Республике Беларусь, при уплате налога на прибыль в Российской Федерации>Устранение двойного налогообложения доходов российской организации, полученных от источника в Республике Беларусь, возможно путем применения одного из следующих вариантов.
Статья: Перспективы гармонизации подоходного налогообложения физических лиц в ЕАЭС
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Однако выводы КС РФ в указанном Постановлении основываются главным образом на анализе Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и Беларусью [5]. Договор о ЕАЭС не являлся предметом рассмотрения КС РФ, а потому нельзя однозначно утверждать, что КС РФ подтвердил возможность применения "резидентских" ставок на основании Договора о ЕАЭС безотносительно налогового статуса физического лица.
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Однако выводы КС РФ в указанном Постановлении основываются главным образом на анализе Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и Беларусью [5]. Договор о ЕАЭС не являлся предметом рассмотрения КС РФ, а потому нельзя однозначно утверждать, что КС РФ подтвердил возможность применения "резидентских" ставок на основании Договора о ЕАЭС безотносительно налогового статуса физического лица.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При налогообложении доходов белорусской компании следует учитывать положения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При налогообложении доходов белорусской компании следует учитывать положения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).
Статья: Перспективы создания совместных предприятий с участием инвесторов других государств - членов ЕАЭС
(Невский А.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Понятие "совместное предприятие" в правоприменительной практике применяется повсеместно. Так, в конвенциях, заключенных между государствами - членами ЕАЭС, касающихся избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, соглашениях, подписанных между правительствами государств - членов ЕАЭС, о сотрудничестве в различных отраслях экономики используется термин "совместное предприятие". Между государствами - членами ЕАЭС имеются, в частности, следующие конвенции и соглашения об избежании двойного налогообложения: между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995; между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики; Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан.
(Невский А.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Понятие "совместное предприятие" в правоприменительной практике применяется повсеместно. Так, в конвенциях, заключенных между государствами - членами ЕАЭС, касающихся избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, соглашениях, подписанных между правительствами государств - членов ЕАЭС, о сотрудничестве в различных отраслях экономики используется термин "совместное предприятие". Между государствами - членами ЕАЭС имеются, в частности, следующие конвенции и соглашения об избежании двойного налогообложения: между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995; между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики; Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан.
Готовое решение: Как подтвердить статус резидента и местонахождение иностранной организации
(КонсультантПлюс, 2025)Белоруссия - Главная государственная налоговая инспекция или ее уполномоченный представитель (пп. "и" п. 1 ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения), городские (районные) налоговые инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту регистрации организаций (Письмо ФНС России от 08.08.2007 N ГИ-6-26/636@);
(КонсультантПлюс, 2025)Белоруссия - Главная государственная налоговая инспекция или ее уполномоченный представитель (пп. "и" п. 1 ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения), городские (районные) налоговые инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту регистрации организаций (Письмо ФНС России от 08.08.2007 N ГИ-6-26/636@);
Статья: Налогообложение трансграничных доходов от работы по найму: проблемы обложения работников, командированных в постоянное представительство
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В статье исследуется практика применения соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Белоруссией и подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ применительно к доходам от работы по найму сотрудников, командированных в постоянное представительство в другом договаривающемся государстве. Автор выявил трудности, связанные с их толкованием финансовыми и налоговыми органами, в частности, проблему определения источника дохода при выполнении работы за пределами Российской Федерации, а также неблагоприятную для предприятий интерпретацию п. "б" ст. 14 Соглашения с Белоруссией о "несении расходов" постоянным представительством. Статья вновь поднимает вопросы о статусе Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР, взаимных договоренностей компетентных органов и разъяснений Минфина России, о концепции "самостоятельного и отдельного предприятия", о конфликте правил источника дохода.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В статье исследуется практика применения соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Белоруссией и подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ применительно к доходам от работы по найму сотрудников, командированных в постоянное представительство в другом договаривающемся государстве. Автор выявил трудности, связанные с их толкованием финансовыми и налоговыми органами, в частности, проблему определения источника дохода при выполнении работы за пределами Российской Федерации, а также неблагоприятную для предприятий интерпретацию п. "б" ст. 14 Соглашения с Белоруссией о "несении расходов" постоянным представительством. Статья вновь поднимает вопросы о статусе Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР, взаимных договоренностей компетентных органов и разъяснений Минфина России, о концепции "самостоятельного и отдельного предприятия", о конфликте правил источника дохода.