Дробление сделки
Подборка наиболее важных документов по запросу Дробление сделки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 93 Закона N 44-ФЗВ каких случаях правомерно заключать несколько контрактов (договоров) на закупку однородных товаров (работ, услуг) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка программного обеспечения и компьютеров по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик при закупке компьютеров признается нарушившим Закон N 223-ФЗ и Закон о защите конкуренции, если установлен факт искусственного дробления сделок для формального соблюдения ограничений Закона N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик при закупке компьютеров признается нарушившим Закон N 223-ФЗ и Закон о защите конкуренции, если установлен факт искусственного дробления сделок для формального соблюдения ограничений Закона N 223-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 1, в том числе Верховного Суда РФ: Дробление закупки не допускается, если сумма сделки превышает максимально допустимую и контракты образуют единую сделку (один объект, одна хозяйственная цель, одинаковые методики, технологии и т.п.).
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 1, в том числе Верховного Суда РФ: Дробление закупки не допускается, если сумма сделки превышает максимально допустимую и контракты образуют единую сделку (один объект, одна хозяйственная цель, одинаковые методики, технологии и т.п.).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение антимонопольного органа, указал, что между заказчиком и обществом (поставщиком) в целях заключения договора поставки без проведения конкурентных торговых процедур реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на искусственное дробление единой сделки на поставку компьютерной техники для формального соблюдения ограничений по сумме сделки, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение антимонопольного органа, указал, что между заказчиком и обществом (поставщиком) в целях заключения договора поставки без проведения конкурентных торговых процедур реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на искусственное дробление единой сделки на поставку компьютерной техники для формального соблюдения ограничений по сумме сделки, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение антимонопольного органа, указал, что между заказчиком и обществом (поставщиком) в целях заключения договора поставки без проведения конкурентных торговых процедур реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на искусственное дробление единой сделки на поставку компьютерной техники для формального соблюдения ограничений по сумме сделки, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение антимонопольного органа, указал, что между заказчиком и обществом (поставщиком) в целях заключения договора поставки без проведения конкурентных торговых процедур реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на искусственное дробление единой сделки на поставку компьютерной техники для формального соблюдения ограничений по сумме сделки, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Говоря об Определении Конституционного Суда Российской Федерации по делу Бунеева С.П., нельзя не отметить особое мнение судьи Арановского К.В. к данному решению, в котором судья отметил, что закон не запрещает и не предусматривает ответственность за дробление бизнеса, а сама конструкция дробления бизнеса имеет ряд существенных пробелов. Так, например, налоговые органы называют деятельность зависимых лиц фиктивной, однако не оспаривают реальность совершенных ими сделок. Если дробление бизнеса предполагает участие несуществующих лиц, требуется признание незаконной их регистрации в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя. В противном случае возникнет противоречие: для целей совершения гражданско-правовых сделок лицо будет существовать, а для налоговых целей - будет признано несамостоятельным, фактически не получающим доходов и не несущим расходов. Если же дробление бизнеса не предполагает участия в нем полностью фиктивных лиц, то недопустимым является привлечение к ответственности только одного налогоплательщика - необходимо доказывать противоправность деятельности каждого из участников бизнеса и их совместный умысел на уклонение от уплаты налогов и, как следствие, привлекать к налоговой ответственности каждого из них. Судья критикует признак умысла - намеренность действий налогоплательщика в создании ситуации дробления, отмечая, что любая структура бизнеса не может быть случайной, а регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется всегда намеренно, а не нечаянно.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Говоря об Определении Конституционного Суда Российской Федерации по делу Бунеева С.П., нельзя не отметить особое мнение судьи Арановского К.В. к данному решению, в котором судья отметил, что закон не запрещает и не предусматривает ответственность за дробление бизнеса, а сама конструкция дробления бизнеса имеет ряд существенных пробелов. Так, например, налоговые органы называют деятельность зависимых лиц фиктивной, однако не оспаривают реальность совершенных ими сделок. Если дробление бизнеса предполагает участие несуществующих лиц, требуется признание незаконной их регистрации в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя. В противном случае возникнет противоречие: для целей совершения гражданско-правовых сделок лицо будет существовать, а для налоговых целей - будет признано несамостоятельным, фактически не получающим доходов и не несущим расходов. Если же дробление бизнеса не предполагает участия в нем полностью фиктивных лиц, то недопустимым является привлечение к ответственности только одного налогоплательщика - необходимо доказывать противоправность деятельности каждого из участников бизнеса и их совместный умысел на уклонение от уплаты налогов и, как следствие, привлекать к налоговой ответственности каждого из них. Судья критикует признак умысла - намеренность действий налогоплательщика в создании ситуации дробления, отмечая, что любая структура бизнеса не может быть случайной, а регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется всегда намеренно, а не нечаянно.
Готовое решение: Как применяется налоговая амнистия за дробление бизнеса
(КонсультантПлюс, 2025)Выручку берите без учета доходов, которые получили участвующие в дроблении лица от сделок между собой (внутри группы).
(КонсультантПлюс, 2025)Выручку берите без учета доходов, которые получили участвующие в дроблении лица от сделок между собой (внутри группы).
Статья: Понятие и виды взаимосвязанных сделок, оспариваемых по правилам законодательства о банкротстве
(Кондратьев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Как видим, во всех приведенных примерах речь идет о необходимости учета сделок во взаимосвязи. В большинстве случаев законодатель говорит о необходимости учета взаимосвязанности тех сделок, для которых предусмотрен определенный ценовой порог, при превышении которого к сделке применяется иной режим. Очевидно, что, когда цена сделки превышает установленный лимит и для нее предусмотрен специальный режим, создается достаточно простая возможность для обхода этого требования путем дробления сделок. Например, договор отчуждения единой производственной линии может быть технически разделен на несколько договоров об отчуждении отдельных ее элементов.
(Кондратьев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Как видим, во всех приведенных примерах речь идет о необходимости учета сделок во взаимосвязи. В большинстве случаев законодатель говорит о необходимости учета взаимосвязанности тех сделок, для которых предусмотрен определенный ценовой порог, при превышении которого к сделке применяется иной режим. Очевидно, что, когда цена сделки превышает установленный лимит и для нее предусмотрен специальный режим, создается достаточно простая возможность для обхода этого требования путем дробления сделок. Например, договор отчуждения единой производственной линии может быть технически разделен на несколько договоров об отчуждении отдельных ее элементов.
Статья: Легализация дробления закупок: критический взгляд
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Однако правоприменительная практика по вопросу о том, является ли дробление закупок нарушением законодательства о контрактной системе, неоднозначна [2, с. 7]. В частности, искусственное дробление единой сделки и ее оформление несколькими самостоятельными контрактами в целях формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, нередко оборачивалось для заказчиков привлечением к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <3>.
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Однако правоприменительная практика по вопросу о том, является ли дробление закупок нарушением законодательства о контрактной системе, неоднозначна [2, с. 7]. В частности, искусственное дробление единой сделки и ее оформление несколькими самостоятельными контрактами в целях формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, нередко оборачивалось для заказчиков привлечением к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <3>.
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели. В отношении таких контрактов Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ (Постановление от 07.10.2019 N 73-АД19-2).
(КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели. В отношении таких контрактов Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ (Постановление от 07.10.2019 N 73-АД19-2).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В суде установлено, что в 2019 - 2020 гг. фигурант дела, возглавляя указанное АО, при осуществлении закупок нерудных материалов создал преимущества трем организациям, заключая с ними соответствующие договоры поставок как с единственными поставщиками без соблюдения конкурсных процедур. Договоры заключались путем искусственного дробления единой сделки на множества других, в связи с чем иные субъекты хозяйственной деятельности были лишены возможности участия в процедуре закупки.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В суде установлено, что в 2019 - 2020 гг. фигурант дела, возглавляя указанное АО, при осуществлении закупок нерудных материалов создал преимущества трем организациям, заключая с ними соответствующие договоры поставок как с единственными поставщиками без соблюдения конкурсных процедур. Договоры заключались путем искусственного дробления единой сделки на множества других, в связи с чем иные субъекты хозяйственной деятельности были лишены возможности участия в процедуре закупки.
Готовое решение: Налоговая реконструкция
(КонсультантПлюс, 2025)раскрытия схемы по дроблению бизнеса;
(КонсультантПлюс, 2025)раскрытия схемы по дроблению бизнеса;
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Также обратим внимание на следующее: не любая взаимосвязанность сделок влечет необходимость рассматривать их вместе для целей установления количественного и качественного критериев, а также исчисления срока исковой давности. Например, отдельно друг от друга должны оцениваться обеспечиваемые и акцессорные обязательства или основной и предварительный договоры, хотя между ними, безусловно, существует взаимосвязь <2>. Точнее говоря, здесь мы имеем дело с несколько иным характером взаимосвязанности (например, акцессорная зависимость обеспечений от основных обязательств, а не "раздробление" сделки).
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Также обратим внимание на следующее: не любая взаимосвязанность сделок влечет необходимость рассматривать их вместе для целей установления количественного и качественного критериев, а также исчисления срока исковой давности. Например, отдельно друг от друга должны оцениваться обеспечиваемые и акцессорные обязательства или основной и предварительный договоры, хотя между ними, безусловно, существует взаимосвязь <2>. Точнее говоря, здесь мы имеем дело с несколько иным характером взаимосвязанности (например, акцессорная зависимость обеспечений от основных обязательств, а не "раздробление" сделки).
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)не совершаете сделки, у которых основная цель - это неуплата (неполная уплата) налога или зачет, возврат денежных средств из бюджета, а также не искажаете юридическую квалификацию сделок ради этих целей. В частности, не совершаете притворных сделок, не используете схемы "дробления бизнеса", чтобы применять спецрежимы (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, п. 22, разд. VII, VIII Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
(КонсультантПлюс, 2025)не совершаете сделки, у которых основная цель - это неуплата (неполная уплата) налога или зачет, возврат денежных средств из бюджета, а также не искажаете юридическую квалификацию сделок ради этих целей. В частности, не совершаете притворных сделок, не используете схемы "дробления бизнеса", чтобы применять спецрежимы (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, п. 22, разд. VII, VIII Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В связи с тем что Министерство финансов РФ не так давно в очередной раз высказалось по вопросу дробления сделки <21>, считаем необходимым предостеречь заказчиков от возможной ошибки.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В связи с тем что Министерство финансов РФ не так давно в очередной раз высказалось по вопросу дробления сделки <21>, считаем необходимым предостеречь заказчиков от возможной ошибки.