Дробление бизнеса 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Дробление бизнеса 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дробление бизнеса: свежая практика
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)Несмотря на отсутствие законодательного определения понятию "дробление бизнеса", оно вырабатывается в арбитражной практике. Например, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 07.02.2023 N Ф09-9561/22 по делу N А34-3364/2020 под дроблением бизнеса предложено понимать факт снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом получение необоснованной налоговой выгоды достигается в результате применения инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, формально соответствующих действующему законодательству.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)Несмотря на отсутствие законодательного определения понятию "дробление бизнеса", оно вырабатывается в арбитражной практике. Например, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 07.02.2023 N Ф09-9561/22 по делу N А34-3364/2020 под дроблением бизнеса предложено понимать факт снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом получение необоснованной налоговой выгоды достигается в результате применения инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, формально соответствующих действующему законодательству.
Статья: Разработка единой методики определения действительных налоговых обязательств
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2024, N 4)7. Шкаева В.Э. Определение действительных налоговых обязательств по ст. 54.1 и проблемы реконструкции при "дроблении" бизнеса // Научный электронный журнал "Меридиан". 2020. N 9 (43). С. 231 - 233.
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2024, N 4)7. Шкаева В.Э. Определение действительных налоговых обязательств по ст. 54.1 и проблемы реконструкции при "дроблении" бизнеса // Научный электронный журнал "Меридиан". 2020. N 9 (43). С. 231 - 233.
Статья: Понятие единой предпринимательской деятельности в аспекте дробления бизнеса для целей получения налоговой выгоды
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)<6> См.: Пономарева К.А. Дробление бизнеса: о соблюдении принципа определенности налогообложения в правоприменительной практике // Правоприменение. 2020. Т. 4. N 2. С. 41 - 48.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)<6> См.: Пономарева К.А. Дробление бизнеса: о соблюдении принципа определенности налогообложения в правоприменительной практике // Правоприменение. 2020. Т. 4. N 2. С. 41 - 48.
Статья: Дробление бизнеса с точки зрения оценки обстоятельств получения необоснованной налоговой выгоды
(Пшеунов А.М.)
("Финансовое право", 2024, N 6)<4> См.: Волков А.В. Условия признания налоговым органом недобросовестным дробления бизнеса (как вида налоговой схемы) // Вестник арбитражной практики. 2020. N 2 (87). С. 86 - 94.
(Пшеунов А.М.)
("Финансовое право", 2024, N 6)<4> См.: Волков А.В. Условия признания налоговым органом недобросовестным дробления бизнеса (как вида налоговой схемы) // Вестник арбитражной практики. 2020. N 2 (87). С. 86 - 94.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 25.10.2024 N 03-02-08/103734 <Ответственности за дробление бизнеса можно избежать>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 1)В целом при налоговых проверках и судебных спорах под дроблением бизнеса понимают умышленные и согласованные действия организаций и предпринимателей на спецрежимах по занижению налоговых платежей путем фиктивного распределения между собой доходов, персонала и основных средств с целью не превысить лимиты по спецрежимам и сохранить налоговые льготы (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.10.2022 N 301-ЭС22-11144 по делу N А43-21183/2020). Нарушением при дроблении бизнеса считается умышленное получение сторонами налоговой экономии в результате виновных согласованных действий, направленных исключительно на достижение налоговой выгоды путем неправомерного применения налоговых спецрежимов.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 1)В целом при налоговых проверках и судебных спорах под дроблением бизнеса понимают умышленные и согласованные действия организаций и предпринимателей на спецрежимах по занижению налоговых платежей путем фиктивного распределения между собой доходов, персонала и основных средств с целью не превысить лимиты по спецрежимам и сохранить налоговые льготы (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.10.2022 N 301-ЭС22-11144 по делу N А43-21183/2020). Нарушением при дроблении бизнеса считается умышленное получение сторонами налоговой экономии в результате виновных согласованных действий, направленных исключительно на достижение налоговой выгоды путем неправомерного применения налоговых спецрежимов.