Досудебный порядок по земельным спорам
Подборка наиболее важных документов по запросу Досудебный порядок по земельным спорам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 56.10 "Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"Между тем, приходя в выводу о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, регламентированного пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, суд не учел, что указанная норма права регламентирует процедуру согласования и заключения соглашения об изъятии, форм соглашения, порядок взаимодействия сторон в целях его заключения, перечень представляемых для заключения такого соглашения документов. При этом, данная норма земельного законодательства, регулирующая материально-правовые отношения уполномоченного органа и правообладателя изымаемого для государственных или муниципальных нужд объекта недвижимого имущества, не устанавливает досудебный порядок урегулирования спора."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 194 "Основания для прекращения производства по административному делу" КАС РФМежду тем данные разъяснения не противоречат выводам, приведенным выше, а должны применяться вместе с законоположениями, приведенными выше. В данном случае административным истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости трех земельных участков на основании отчетов об оценке по состоянию 1 января 2021 года по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, заявления в комиссию поданы по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, в связи с чем заявления возвращены, то есть досудебный порядок урегулирования спора не соблюден. То обстоятельство, что сведения стали архивными, не должно ставить заявителя в более выгодное положение по сравнению с другими владельцами земельных участков, для которых закон устанавливает порядок оспаривания кадастровой стоимости путем обращения в соответствующую комиссию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности рассмотрения земельных споров
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вышеуказанная возможность не означает введения обязательного досудебного порядка урегулирования земельного спора.
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вышеуказанная возможность не означает введения обязательного досудебного порядка урегулирования земельного спора.
Статья: Компетенция судов и подсудность споров в сфере управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Существование права на договорную компетенцию применительно к конкретному земельному спору в специализированной литературе рассматривается через призму арбитрабельности такого спора, т.е. положения о возможности передать спор на разрешение в третейский суд до принятия дела к производству судом, которое предусмотрено п. 2 ст. 64 ЗК РФ. При этом нужно иметь в виду, что данная возможность не означает введения досудебного порядка урегулирования земельного спора в отношении земельных ресурсов, т.е. заявление сторон, которые не прибегли к помощи третейского суда, не может быть оставлено без рассмотрения "ввиду несоблюдения досудебного порядка", что подтверждается на практике <23>. Поэтому корректнее, на наш взгляд, говорить не о досудебном порядке, а об альтернативной юрисдикционной форме <24> урегулирования земельного спора, т.е. видится справедливой идея о том, что не только досудебный порядок должен быть более широко использован в защите прав участников управления земельными ресурсами, но и должны развиваться и применяться альтернативные юрисдикционные формы урегулирования земельных споров.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Существование права на договорную компетенцию применительно к конкретному земельному спору в специализированной литературе рассматривается через призму арбитрабельности такого спора, т.е. положения о возможности передать спор на разрешение в третейский суд до принятия дела к производству судом, которое предусмотрено п. 2 ст. 64 ЗК РФ. При этом нужно иметь в виду, что данная возможность не означает введения досудебного порядка урегулирования земельного спора в отношении земельных ресурсов, т.е. заявление сторон, которые не прибегли к помощи третейского суда, не может быть оставлено без рассмотрения "ввиду несоблюдения досудебного порядка", что подтверждается на практике <23>. Поэтому корректнее, на наш взгляд, говорить не о досудебном порядке, а об альтернативной юрисдикционной форме <24> урегулирования земельного спора, т.е. видится справедливой идея о том, что не только досудебный порядок должен быть более широко использован в защите прав участников управления земельными ресурсами, но и должны развиваться и применяться альтернативные юрисдикционные формы урегулирования земельных споров.
Статья: Последствия несоблюдения претензионного и иного досудебного порядка урегулирования споров на различных этапах гражданского судопроизводства
(Шеменева О.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)И в некоторых случаях несоблюдения досудебного порядка урегулирования споров такой ответ может быть вполне оправдан практически и концептуально. Например, в административном судопроизводстве при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора о кадастровой стоимости земельного участка или в спорах о взыскании налогов или иных обязательных платежей <8>, где в качестве административного истца выступают органы государственной власти, которые, как никто иной, обязаны соблюдать в своей деятельности предписания действующего законодательства.
(Шеменева О.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)И в некоторых случаях несоблюдения досудебного порядка урегулирования споров такой ответ может быть вполне оправдан практически и концептуально. Например, в административном судопроизводстве при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора о кадастровой стоимости земельного участка или в спорах о взыскании налогов или иных обязательных платежей <8>, где в качестве административного истца выступают органы государственной власти, которые, как никто иной, обязаны соблюдать в своей деятельности предписания действующего законодательства.