Досудебный порядок информации запрещенной
Подборка наиболее важных документов по запросу Досудебный порядок информации запрещенной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.10.2024 N 33-43514/2024 (УИД 77RS0004-02-2023-015353-77)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Довод о том, что суд незаконно отказал в признании недействительными п. 9.2 и п. 6.10 об обязательном досудебном претензионном порядке урегулирования спора и запрете распространять сведения в средствах массовой информации со ссылкой на то, что указанные условия противоречат требованиям законодательства, не свидетельствует о незаконности решения суда.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Довод о том, что суд незаконно отказал в признании недействительными п. 9.2 и п. 6.10 об обязательном досудебном претензионном порядке урегулирования спора и запрете распространять сведения в средствах массовой информации со ссылкой на то, что указанные условия противоречат требованиям законодательства, не свидетельствует о незаконности решения суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение судами административных дел о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)что следует понимать под досудебным порядком признания информации запрещенной;
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)что следует понимать под досудебным порядком признания информации запрещенной;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации не содержит каких-либо норм о досудебном порядке урегулирования споров о признании информации запрещенной. Учитывая также отсутствие разъяснений по этому вопросу со стороны Верховного Суда РФ, следует заключить, что на настоящий момент федеральным законом такого досудебного порядка для указанной категории дел не установлено.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации не содержит каких-либо норм о досудебном порядке урегулирования споров о признании информации запрещенной. Учитывая также отсутствие разъяснений по этому вопросу со стороны Верховного Суда РФ, следует заключить, что на настоящий момент федеральным законом такого досудебного порядка для указанной категории дел не установлено.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. Судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
(ред. от 31.07.2025)4. Судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.05.2019 N АПЛ19-121
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.02.2019 N АКПИ18-1290, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 84 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 27.11.2017 N 891>В силу статьи 5 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме (пункт 2); получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (пункт 3); досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг (пункт 4); получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии (пункт 5).
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.02.2019 N АКПИ18-1290, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 84 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 27.11.2017 N 891>В силу статьи 5 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме (пункт 2); получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (пункт 3); досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг (пункт 4); получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии (пункт 5).
Статья: Институт уполномоченного по правам электората в цифровом формате - новый актор в механизме защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А., Меркотун С.А.)
("Современное право", 2025, N 8)В числе полномочий киберомбудсмена, соответствующего тем задачам, которые стоят перед новым актором избирательного процесса в России, важнейшими, по нашему мнению, выступают: ознакомление со списком избирателей, сведениями об избирателях; мониторинг процедуры выборов; сбор информации для анализа избирательного процесса и выявления возможных нарушений; проведение расследования нарушений избирательного законодательства по обращениям граждан, принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений в досудебном порядке; запрос у государственных органов, избирательных комиссий информации, необходимой для выполнения своей работы по защите избирательных прав граждан.
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А., Меркотун С.А.)
("Современное право", 2025, N 8)В числе полномочий киберомбудсмена, соответствующего тем задачам, которые стоят перед новым актором избирательного процесса в России, важнейшими, по нашему мнению, выступают: ознакомление со списком избирателей, сведениями об избирателях; мониторинг процедуры выборов; сбор информации для анализа избирательного процесса и выявления возможных нарушений; проведение расследования нарушений избирательного законодательства по обращениям граждан, принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений в досудебном порядке; запрос у государственных органов, избирательных комиссий информации, необходимой для выполнения своей работы по защите избирательных прав граждан.
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)- от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <37> (ст. 5, 6, 7 - 7.4, 10, 11.2, 13, 16 и др., устанавливающие порядок оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, создания федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования, использования информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг);
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)- от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <37> (ст. 5, 6, 7 - 7.4, 10, 11.2, 13, 16 и др., устанавливающие порядок оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, создания федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования, использования информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг);
Статья: К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)В другом деле прокурор обратился в судебный орган в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной к распространению. Определением судьи районного суда административное исковое заявление возвращено прокурору на основании ч. 4 ст. 265.2 КАС РФ, как поданное без соблюдения предусмотренного досудебного порядка. Суд апелляционной инстанции, отменив определение нижестоящего суда, подчеркнул, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указанная в административном иске информация может быть предметом судебной проверки на соответствие требованиям законодательства, в отношении которой не установлено необходимости соблюдения досудебного порядка, поэтому оснований для возврата административного иска по причине несоблюдения прокурором досудебного порядка у судьи не имелось <10>.
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)В другом деле прокурор обратился в судебный орган в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной к распространению. Определением судьи районного суда административное исковое заявление возвращено прокурору на основании ч. 4 ст. 265.2 КАС РФ, как поданное без соблюдения предусмотренного досудебного порядка. Суд апелляционной инстанции, отменив определение нижестоящего суда, подчеркнул, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указанная в административном иске информация может быть предметом судебной проверки на соответствие требованиям законодательства, в отношении которой не установлено необходимости соблюдения досудебного порядка, поэтому оснований для возврата административного иска по причине несоблюдения прокурором досудебного порядка у судьи не имелось <10>.
Статья: Информационная безопасность в сети Интернет
(Христинич И.В.)
("Законность", 2022, N 4)Например, А. Жаров предлагает не использовать судебный порядок рассмотрения заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, а наделить такими полномочиями федеральные органы исполнительной власти, например Роскомнадзор либо Министерство юстиции РФ <2>. М. Али выступает за разработку упрощенного порядка вынесения решения с предоставлением владельцу сайта, администратору домена права отслеживать онлайн-информацию о судебных процессах в отношении информационного ресурса <3>. С. Бывальцева и Н. Макарова отмечают преимущества рассмотрения такой категории дел в порядке особого производства по ГПК РФ <4>. Е. Царегородцева не отрицает возможность рассмотрения такой категории дел в досудебном порядке и наделения соответствующими полномочиями прокуратуры, которая в подавляющем большинстве случаев и обращается в суд <5>.
(Христинич И.В.)
("Законность", 2022, N 4)Например, А. Жаров предлагает не использовать судебный порядок рассмотрения заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, а наделить такими полномочиями федеральные органы исполнительной власти, например Роскомнадзор либо Министерство юстиции РФ <2>. М. Али выступает за разработку упрощенного порядка вынесения решения с предоставлением владельцу сайта, администратору домена права отслеживать онлайн-информацию о судебных процессах в отношении информационного ресурса <3>. С. Бывальцева и Н. Макарова отмечают преимущества рассмотрения такой категории дел в порядке особого производства по ГПК РФ <4>. Е. Царегородцева не отрицает возможность рассмотрения такой категории дел в досудебном порядке и наделения соответствующими полномочиями прокуратуры, которая в подавляющем большинстве случаев и обращается в суд <5>.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Не исключается в дальнейшем также введение законодателем досудебного порядка признания той или иной информации запрещенной. Представляется, что сегодня под нарушением досудебного порядка в широком смысле этого термина, используемого в гл. 27.1 КАС РФ, может пониматься обращение в суд с требованием о признании запрещенной информации, которая подлежит признанию таковой не в судебном, а в административном порядке (п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации).
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Не исключается в дальнейшем также введение законодателем досудебного порядка признания той или иной информации запрещенной. Представляется, что сегодня под нарушением досудебного порядка в широком смысле этого термина, используемого в гл. 27.1 КАС РФ, может пониматься обращение в суд с требованием о признании запрещенной информации, которая подлежит признанию таковой не в судебном, а в административном порядке (п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)При этом согласно ч. 4 ст. 265.2, ч. 5 ст. 265.3 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной или оставляет его без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)При этом согласно ч. 4 ст. 265.2, ч. 5 ст. 265.3 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной или оставляет его без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.