Доступность дошкольного обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступность дошкольного обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3 Конвенции о правах ребенка, статей 7 и 43 Конституции Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 3, статьи 9, части 3 статьи 63, статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве", части 3 статьи 9, пунктов 2, 3 статьи 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", пунктов 19 - 22 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, исходил из того, что отсутствие в образовательных организациях мест не освобождает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, от обязанности решения по обращению родителя (законного представителя) ребенка вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка в пределах города Москвы, а также рассмотрения вопроса об организации получения дошкольного образования в иных формах и иными способами."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3 Конвенции о правах ребенка, статей 7 и 43 Конституции Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 3, статьи 9, части 3 статьи 63, статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве", части 3 статьи 9, пунктов 2, 3 статьи 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", пунктов 19 - 22 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, исходил из того, что отсутствие в образовательных организациях мест не освобождает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, от обязанности решения по обращению родителя (законного представителя) ребенка вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка в пределах города Москвы, а также рассмотрения вопроса об организации получения дошкольного образования в иных формах и иными способами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)2. Абанкина И.В. Доступность дошкольного образования в раннем возрасте. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)2. Абанкина И.В. Доступность дошкольного образования в раннем возрасте. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
Ситуация: Как получить место в детском саду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечения предоставления информации о последовательности предоставления мест в государственных или муниципальных детских садах создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования. В указанных целях могут использоваться также иные региональные информационные системы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечения предоставления информации о последовательности предоставления мест в государственных или муниципальных детских садах создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования. В указанных целях могут использоваться также иные региональные информационные системы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"13. В целях сбора сведений о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми создается федеральная информационная система доступности дошкольного образования.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"13. В целях сбора сведений о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми создается федеральная информационная система доступности дошкольного образования.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"По состоянию на 1 января 2024 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет достигла 99,81 процента, из них 99,5 процента - от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 99,5 процента для детей от 1,5 до 3 лет, 99,86 процента - от 3 до 7 лет. Численность детей дошкольного возраста, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, по состоянию на 1 января 2024 г. составила 12966 человек, из них 5704 человека - в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 5434 человека в возрасте от 1,5 до 3 лет, 7262 человека - в возрасте от 3 до 7 лет. Вопрос обеспечения детей дошкольным образованием с учетом возрастных категорий остается актуальным в конкретных населенных пунктах отдельных субъектов Российской Федерации и будет решаться исполнительными органами субъектов Российской Федерации адресно.
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"По состоянию на 1 января 2024 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет достигла 99,81 процента, из них 99,5 процента - от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 99,5 процента для детей от 1,5 до 3 лет, 99,86 процента - от 3 до 7 лет. Численность детей дошкольного возраста, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, по состоянию на 1 января 2024 г. составила 12966 человек, из них 5704 человека - в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 5434 человека в возрасте от 1,5 до 3 лет, 7262 человека - в возрасте от 3 до 7 лет. Вопрос обеспечения детей дошкольным образованием с учетом возрастных категорий остается актуальным в конкретных населенных пунктах отдельных субъектов Российской Федерации и будет решаться исполнительными органами субъектов Российской Федерации адресно.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Как представляется, с одной стороны, в Постановлении предприняты определенные шаги, чтобы содержащаяся в нем оценка оспариваемой нормы не рассматривалась как носящая абсолютно универсальный характер. Так, в п. 3 его мотивировочной части подчеркнуто, что по своей юридической природе регулирование, устанавливавшее предельный размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, представляет собой одну из форм общегосударственного гарантирования доступности получения образования в детских дошкольных учреждениях, предопределяемого конституционными положениями, поэтому, в отличие от льгот, оно не может считаться находящимся в полной дискреции законодателя. Проводится прямая связь данного права с конституционным правом на образование, притом что целый ряд социальных предоставлений не имеет настолько прямой конституционной основы. Одновременно и в предмете, и в резолютивном выводе прямо указана связь именно с проблемой родительской платы.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Как представляется, с одной стороны, в Постановлении предприняты определенные шаги, чтобы содержащаяся в нем оценка оспариваемой нормы не рассматривалась как носящая абсолютно универсальный характер. Так, в п. 3 его мотивировочной части подчеркнуто, что по своей юридической природе регулирование, устанавливавшее предельный размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, представляет собой одну из форм общегосударственного гарантирования доступности получения образования в детских дошкольных учреждениях, предопределяемого конституционными положениями, поэтому, в отличие от льгот, оно не может считаться находящимся в полной дискреции законодателя. Проводится прямая связь данного права с конституционным правом на образование, притом что целый ряд социальных предоставлений не имеет настолько прямой конституционной основы. Одновременно и в предмете, и в резолютивном выводе прямо указана связь именно с проблемой родительской платы.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности российского образования согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г., разработанному Минэкономразвития России, возможно посредством обеспечения и сохранения 100% доступности качественного дошкольного образования, а также основного общего образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях субъектов Федерации с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности российского образования согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г., разработанному Минэкономразвития России, возможно посредством обеспечения и сохранения 100% доступности качественного дошкольного образования, а также основного общего образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях субъектов Федерации с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства.
Статья: Детский сад: проблемы и их анализ на законодательном уровне
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Даже судебная практика по проблемам обеспечения доступности дошкольного образования является весьма противоречивой по ряду вопросов.
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Даже судебная практика по проблемам обеспечения доступности дошкольного образования является весьма противоречивой по ряду вопросов.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Общие проблемы обеспечения доступности дошкольного образования <1>, которые в последнее время в большинстве субъектов Российской Федерации успешно преодолеваются в рамках реализации целенаправленной государственной образовательной политики, усугубляются в Арктическом регионе протяженностью, труднодоступностью территорий, а также невысокой численностью населения. Вследствие этого поиск оптимальных инструментов реализации права на образование, учитывающих частный интерес граждан, нацеленный на получение соответствующей социальной услуги, и публичный интерес государства, основанный на минимизации бюджетных расходов, представляется сложной задачей.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Общие проблемы обеспечения доступности дошкольного образования <1>, которые в последнее время в большинстве субъектов Российской Федерации успешно преодолеваются в рамках реализации целенаправленной государственной образовательной политики, усугубляются в Арктическом регионе протяженностью, труднодоступностью территорий, а также невысокой численностью населения. Вследствие этого поиск оптимальных инструментов реализации права на образование, учитывающих частный интерес граждан, нацеленный на получение соответствующей социальной услуги, и публичный интерес государства, основанный на минимизации бюджетных расходов, представляется сложной задачей.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)б) доступность образования, которая характеризуется в том числе доступностью дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)б) доступность образования, которая характеризуется в том числе доступностью дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В процессе надзорного сопровождения национального проекта "Демография" прокуроры принципиально реагируют на нарушения законодательства при реализации мероприятий по финансовой поддержке семей в связи с рождением детей, в том числе при предоставлении материнского капитала и льготных ипотечных кредитов (займов); по созданию условий для трудоустройства женщин, имеющих детей, организации их переобучения и переквалификации, повышения доступности дошкольного образования; улучшению качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста, их вовлечению в трудовую деятельность; расширению инфраструктуры для массового занятия физической культурой и спортом.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В процессе надзорного сопровождения национального проекта "Демография" прокуроры принципиально реагируют на нарушения законодательства при реализации мероприятий по финансовой поддержке семей в связи с рождением детей, в том числе при предоставлении материнского капитала и льготных ипотечных кредитов (займов); по созданию условий для трудоустройства женщин, имеющих детей, организации их переобучения и переквалификации, повышения доступности дошкольного образования; улучшению качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста, их вовлечению в трудовую деятельность; расширению инфраструктуры для массового занятия физической культурой и спортом.
Ситуация: Как перевести ребенка в другой детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечения предоставления информации о последовательности предоставления мест в государственных или муниципальных детских садах создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования. В указанных целях могут использоваться также иные региональные информационные системы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечения предоставления информации о последовательности предоставления мест в государственных или муниципальных детских садах создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования. В указанных целях могут использоваться также иные региональные информационные системы.